Как решить проблемы со спиной у подростков на занятиях по оздоровительному плаванию: вопросы родителей, ответы педагога

 
 

Иванов Дмитрий Викторович,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

МАУДО ДООЦ «Бригантина» г. Новосибирска

 

Как решить проблемы со спиной у подростков на занятиях по оздоровительному плаванию: вопросы родителей, ответы педагога

Сидячий образ жизни, недостаточная физическая активность – это наиболее частые причины нарушения осанки. Одна из форм малоподвижного образа жизни это, например, профессиональные занятия музыкой, изобразительным искусством, шахматами, робототехникой. При таком образе жизни ребенок принимает удобное «профессиональное» положение тела. Некоторые мышцы становятся «зажаты», т.е. нарушается кровообращение, мышца становится менее эластичной, у ребенка возникают проблемы со спиной, что негативно сказывается на общем физическом состоянии.

О пользе плавания для растущего подросткового организма написано немало научных трудов и статей.

Существуют принципиальные отличия плавания от других видов активности:

  • Плавание исключает осевую, ударную и компрессионную нагрузки, поэтому снижается общая нагрузка на суставы, связки и позвоночник.
  • В горизонтальном положении тела, в сосудах уменьшается давление, что способствует более эффективной и «легкой» работе сердца, чем, например, во время ходьбы, когда кровь должна подняться от ног наверх.
  • Погружение тела в прохладную воду дает охлаждающий эффект, улучшая кровоток в капиллярах.

В связи с этим педиатры рекомендуют оздоровительное плавание всем детям, а особенно тем, у которых выявлены те или иные проблемы со спиной: плохая осанка, переломы, искривление позвоночника.

Чтобы определить количество детей с такими проблемами среди обучающихся моих групп, я провел анкетирование среди родителей.

Ведь кроме пользы неконтролируемое плавание, как и другие физические нагрузки, может причинить вред здоровью ребенка. Надо понимать, что при наличии патологий занятия могут дать обратный эффект, поэтому заниматься плаванием стоит только с разрешения врача при помощи квалифицированного педагога. Абсолютным противопоказанием к плаванию при сколиозе является болевой синдром, который может сопровождать заболевание.

Всего в анкетировании приняли участие 95 респондентов – родители обучающихся в возрасте 8-14 лет.

Результаты анкетирования.

1. Вопрос: Почему вы записали ребенка в бассейн? (несколько вариантов ответа)

Большинство родителей (82 человека, 86,3 %) основным поводом для занятий в бассейне считают укрепление мышечного корсета ребенка. Также указывают малоподвижный образ жизни (19 человек, 20 %), лишний вес (11 человек, 11,6 %). Многие родители отмечают желание ребенка научиться плавать – 62 человека (65,3 %).

2. Вопрос: Есть ли у вашего ребенка медицинские рекомендации для занятий плаванием (несколько вариантов ответа)

Оказалось, что только половина обучающихся (48 человек, 50,5 %) не имеют рекомендаций для занятий. Остальные дети (47 человек, 49,5 %) имеют медицинские показания, в том числе 25 человек (53,2 %) рекомендации Клиники НИИТО.

3. Вопрос: Ваши ожидания от занятий (несколько вариантов ответа)

Почти все родители (92 человека, 96,8 %) выбрали вариант «Укрепятся мышцы спины, улучшится осанка», в том силе 45 человек (47,4 %) планируют с помощью плавания улучшить показатели медицинского обследования.

При посещении бассейна и занятиях плаванием у родителей, дети которых имеют проблемы со спиной (плохая осанка, переломы, искривление позвоночника и т.д.), возникает много вопросов. Исходя из своего опыта, я подготовил ответы на самые распространенные вопросы.

Ребенок совсем не умеет плавать. С чего начать?

Научить плавать можно каждого. Умение плавать имеет большое значение для правильного, а значит результативного, выполнения упражнений, направленных на профилактику и коррекцию осанки и других нарушений.

Первое задание для начинающих – это, конечно, плавание с досточкой. Неподготовленный ребенок надавливает (наваливается) на досточку, чтобы найти точку опоры, при этом сильно напрягает плечевой пояс. Но фокус в том, что точка опоры – это все тело, которое должно лежать на воде, скользить по воде и если хоть одна из частей тела (ноги, таз или плечи) «проваливается», то движение будет минимальным, а напряжение в мышцах огромным. Кроме того, расслабленная мышца эластична, а значит более «плавуча». А «зажатые» мышцы ограничивают движения ребенка в воде, не позволяя ему полноценно плыть, а значит и получать удовольствие от занятия.

Поэтому на начальных занятиях в воде моя задача – научить ребенка не только напрягать мышцы, но и расслаблять их. Ребенок должен научиться осознавать, как работает напряженная и расслабленная мышца, уметь контролировать фазы расслабления и напряжения во время плавания. И как только он сделает хоть раз правильно, он это почувствует.

Вся прелесть плавания, наверное, и состоит в том, что расслабиться можно и даже нужно, выполняя любое упражнение, плавая любым стилем. Кролем – делаешь гребок, кладёшь руку и скользишь, дельфином – после гребка делаешь «заныр» и тоже расслабляешься.

Первое, что я говорю ребенку, который не умеет плавать: «Расслабься и ты почувствуешь, как вода тебя держит!».

Ребенок мало двигается. Как часто нужно ходить в бассейн, чтобы избежать проблем с осанкой?

Как и в любом деле, в укреплении здоровья важен режим и систематичность. Если говорить о профилактике или оздоровлении, то оптимальное расписание занятий – 3 раза в неделю. Реже 3-х раз будет недостаточно для формирования у ребенка мышечной памяти. Так как плавание достаточно энергозатратная деятельность, то посещение бассейна более 3-х раз подойдет ребенку, обучающемуся по программе спортивной подготовки.

Расскажите, как проходит занятие в группе?

Любое занятие состоит из трех этапов: подготовительный, основной, итоговый.

Немаловажную роль в результативности занятия играет подготовительный этап. Задача этого этапа – создать эмоционально-психологический настрой на учебную деятельность, работу, вместе с ребенком поставить цель.

Задача основного этапа – работа для достижения поставленной цели: освоение плавательных навыков, совершенствование техники плавания и т.д.

Чтобы избежать монотонности занятий, я использую игровые технологии, включая игру в образовательный процесс на разных этапах занятия. Ценность игры в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам.

Игры в воде разнообразны и являются проверенным средством активизации двигательной деятельности за счет подключения эмоций обучающихся. Всякий раз, когда возникает какая-либо проблема в освоении новых движений, игра выступает проверенным, а иногда единственным средством для решения этих проблем. В игровой ситуации ребёнок, не задумываясь, выполнит то движение, которое по каким-то причинам не мог решиться выполнить осознанно. Например, на этапе подготовительных упражнений обучения плаванию для некоторых детей одним из трудных моментов является упражнение «погружение». Эту проблему легко удается решить с помощью включения в занятие игр на погружение. Например, «Глазки в воде», «Нос утонул», «Водолазы».

Игра требует от ребенка умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную и творческую деятельность учащихся. Взаимодействуя между собой, участники игры развивают в себе чувства товарищества и коллективизма.

В конце занятия анализ и подведение итогов занятия.

Возможно ли исправить осанку ребенка с помощью плавания?

Я бы сказал «скорректировать». Полное исправление осанки при сколиотической болезни может быть достигнуто только длительным настойчивым комплексным лечением, которое, в том числе, включает оздоровительное плавание.

Безусловно, во время плавания происходит оздоровление позвоночника.

Во-первых, оздоровительное плавание обеспечивает щадящий двигательный режим с ограничением нагрузок на позвоночник. Это происходит за счет расслабления мышц и снижения нагрузки на суставы и позвоночник, так как вода обеспечивает хорошую поддержку тела. В воде межпозвоночные диски как бы «расправляются» и занимают правильное положение.

Во-вторых, при выполнении гребковых движений в воде последовательно вовлекаются в работу почти все мышечные группы, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков.

Какой стиль плавания наиболее эффективен для исправления или профилактики нарушений осанки?

Если говорить об исправлении, то прежде всего стоит исходить из степени нарушений и опираться на рекомендации ортопеда. Но и для исправления, и для профилактики – наиболее эффективны те стили плавания, в которых обе половины тела работают синхронно и симметрично. Это – брасс, баттерфляй.

При плавании брассом важно при вытягивании тела, рук и ног сделать скольжение. Выбирая щадящий двигательный режим (режим экономии сил), скольжение будет длительным – позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. В этом случае почти полностью отсутствует возможность вращательных (скручивающих) движений корпуса и таза, крайне нежелательных при сколиозе.

Какой ресурс организма больше всего задействован в плавании: спина, руки, ноги?

Голова. Достижение результата – это в первую очередь голова. Надо всегда думать о том, что делаешь. Каждое движение, каждый гребок – надо вдумываться, чувствовать. С пустой головой – пустая трата времени.

От чего зависит результативность занятий?

Как я уже говорил, важен режим и регулярность занятий. Не стоит ожидать хоть какого-то результата, если посещать бассейн время от времени, или делать длительные перерывы в тренировках.

К профилактике или решению проблем осанки я рекомендую подходить комплексно – т.е. не только плавать в бассейне, а подключать ЛФК, зарядку, общеукрепляющие занятия, выполняя рекомендации всех специалистов (педагога по плаванию, лечащего врача и т. д.). И, конечно, соблюдая регулярность занятий.

Заниматься плаванием только с квалифицированным педагогом или тренером! Самостоятельное плавание, без контроля специалиста может не принести желаемый результат и даже навредить здоровью ребенка. Педагог не только научит ребенка плавать, но и подберет упражнения с учетом медицинских рекомендаций и скорректирует нагрузку.

Большую роль в получении желаемого результат играет осознанность и прилежание самого ребенка! Это значит, что ребенок должен понимать цель занятий и точно выполнять команды и распоряжения педагога. Быть с педагогом одной «командой», уметь ставить цель и добиваться результата.

Что ребенок должен чувствовать в конце занятия?

Хорошее правильное занятие, на мой взгляд, это занятие после и во время которого ребёнок довольный, уставший и делится этим с родителями.

Довольный оттого, что он поплавал. Оттого, что он так работал, так старался и что у него все получалось или не получалось, но педагог сказал, что получится и от этих усилий он устал. Что он на этом занятии достиг какой-то победы.

На первых порах победа – это, например, проплыть с прямыми ногами, дальше – снять нарукавники, дальше – проплыть бассейн без остановки, дальше – поучаствовать в соревнованиях и т.д.

Ребенок должен поверить в себя, в свои силы. Тогда можно ставить большие цели, например, исправить осанку.

Количество просмотров: 2615  

Добавить комментарий

1. Качество подготовки обучающихся по русскому языку: анализируем результаты
2. Логопедическое развлечение «Осенние месяцы»
3. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализации для детей второй младшей группы по теме «Длинноухий Заяц»
4. Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации для детей средней группы по теме «Бытовые приборы»
5. День воинской славы России, посвященный 80-летию Сталинградской битвы: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий
6. «Путь Ивана Северьяныча Флягина к праведничеству» (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»): урок литературы в 10 классе
7. Как решить проблемы со спиной у подростков на занятиях по оздоровительному плаванию: вопросы родителей, ответы педагога
8. Нравственно-патриотический проект во второй младшей группе «Моя семья – это маленькое государство»
9. Педагогический проект «Путешествие в разноцветный мир эмоций»
10. Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста
11. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Веселые мыльные пузыри»
12. Проект «Нам водичка – верный друг»
1. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы