Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Веселые мыльные пузыри»
Цель: развитие познавательно-речевой активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
– развитие интереса к экспериментированию и познавательно-речевой деятельности;
– закрепить представление детей о мыльных пузырях их свойствах;
– способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
– развивать познавательный интерес к экспериментированию;
– закреплять умение работать по мнемосхемам;
– формирование умений размышлять о результатах опытов, делать выводы;
– способствовать установлению добрых отношений, отзывчивости, уважения к своим товарищам, воспитывать аккуратность при работе в лаборатории.
Оборудование: ноутбук, видео «Шоу мыльных пузырей», 20 стаканчиков, 20 трубочек, 20 тарелочек крупных, средство для мытья посуды, вода, глицерин, 20 ложек, схема изготовления мыльных пузырей, мнемотаблица, схемы правил поведения в лаборатории.
Ход занятия
1. – Ребята, я вчера была на таком замечательном мероприятии, где было так весело, интересно, что у меня захватывало дух от увиденного и мне очень хотелось самой попробовать и поучаствовать в таком шоу.
Вам интересно где я была? (да)
Тогда смотрите (включаю шоу мыльных пузырей)
Как вы думаете, что это? Где я была? (шоу мыльных пузырей)
А вы когда-нибудь были на таком шоу? (…)
– Ребята, а как вы думаете, как называются люди и их профессия, которые показывают такие чудеса? (фокусники, артисты)
А ещё их иногда называют иллюзионистами, потому что первыми, кто показал такое шоу, были именно они. Запоминайте, это новое слово и профессия, с которой мы с вами сегодня познакомимся.
– Повторите, пожалуйста, это слово, чтобы оно осталось в нашей памяти (иллюзионист)
А вы хотели бы побывать на таком шоу? (…)
А кем бы вы хотели побывать там, зрителями или артистами? (…)
Вот мне бы хотелось попробовать стать артисткой (и мне, и мне).
А может быть мы с вами сейчас попробуем делать такие фокусы? (…)
А как вы думаете, что для этого нужно? Чем работает фокусник или артист? Какими инструментами, ведь в каждой профессии есть свои инструменты (мыльные пузыри, разные трубочки, приспособления, чтобы выдувать мыльные пузыри).
К сожалению, у нас нет мыльных пузырей, значит у нас ничего не выйдет или мы подумаем, что нам можно сделать, как выйти из этой ситуации? (подталкиваю детей к тому, что мыльные пузыри можно сделать самим)
А что нам для этого нужно? (вода, мыло, средство для мытья посуды…)
Как здорово, давайте попробуем, ведь недаром у нас в группе есть «Лаборатория чудес».
А вы в лаборатории уже что-нибудь делали? Расскажите, что? (выращивали кристаллы, своими руками делали слайм, извержение вулкана, разные эксперименты с водой и яйцами и многое другое)
Тогда пойдёмте в нашу лабораторию.
2. – Ребята, а давайте вспомним, что такое лаборатория?
Правильно, лаборатория – это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? (ответы детей).
Ребята, а как вы думаете, кто работает в лаборатории? (лаборанты, учёные).
Так мы с вами кем сейчас будем, если будем делать мыльные пузыри? (лаборантами, учёными)
Но смотрите, в каждой лаборатории есть свои правила безопасности. Сейчас я буду показывать вам карточки, а вы рассказывать правила поведения, хорошо?
Правила безопасности:
Не кричать.
Внимательно слушать взрослых и детей.
Приступать к опыту только после его объяснения и моего разрешения.
Ничего не брать в рот.
Во время проведения наших «чудес» быть аккуратными, не отвлекаться, чтобы ничего не рассыпать и не пролить.
При работе с мыльными растворами ни в коем случае не прикасаться к глазам, носу, рту.
После проведения опытов тщательно промыть руки в проточной тёплой воде (желательно с детским мылом).
При пускании мыльных пузырей выдувать их в нужно том направлении, где нет детей.
– Молодцы, ребята, всё вы знаете. Ну что, приступаем к работе? Проходите, пожалуйста, к столам.
Давайте рассмотрим, что у нас здесь есть? (стаканчики, ложки, разные трубочки, вода, средство для мытья посуды, палочка для размешивания, коктейльная трубочка).
Ребята, вы правильно уже сказали, что для приготовления мыльного раствора нужна вода и фери, но, как вы думаете, в каких пропорциях. (…).
То есть нам надо пробовать, экспериментировать. Я вспомнила, у меня есть схема (Показываю схему приготовления мыльного раствора).
Давайте попробуем её прочитать. (Первое, мы наливаем воду в стакан, добавляем фери и глицерин.)
Ребята, а как вы думаете для чего нам нужен глицерин? (…)
Это волшебное средство нужно для того, чтобы пузыри были прочнее, поэтому в наш раствор нужно обязательно добавить глицерин. Это новое для вас средство, и я предлагаю вам познакомиться с ним поближе. Глицерин – это полезное и универсальное средство, которое используется в производстве и находит применение во многих сферах нашей жизни. В медицине оно используется для заживление ран на коже. В кулинарии – при приготовлении кондитерских изделий, благодаря его свойствам улучшается состав конфет. Используется в производстве пластмассы и упаковочных материалов. Также используется для приготовления мыла. Когда пойдете в школу, вы еще многое узнаете об этом полезном средстве. Глицерин бесцветный, а еще, ребята, он не имеет запаха и очень вязкий. Давайте еще раз внимательно рассмотрим схему. Сколько глицерина нужно добавить в емкость, для того чтобы пузыри были более прочными? (ответы детей)
Рецепт раствора для мыльных пузырей.
3 ложки тёплой воды + 2 ложки фери + 2 ложки глицерина
– Приступаем к изготовлению. Готово. Раствор наш пусть немного постоит, а мы пока потренируемся дуть пузыри. Делаем глубокий вдох через нос и медленно выдуваем пузыри, стараемся дуть как можно дольше, чтобы получились большие пузыри (дети дуют).
Физкультминутка «Мыльные пузыри»
Мы надуем все пузырь,
Мыльный и воздушный,
В небо быстро он взлетит
И разгонит тучки.
Побежим мы по дорожке, захотим его догнать,
Но пузырь летит так быстро,
И его нам не поймать.
– Ну вот мы и потренировались, будем пробовать надувать пузыри. Помните, вначале внимательно слушаем, смотрим, а только потом делаем. Договорились?
3. Опыты:
1. А теперь берём с вами коктейльную трубочку, опускаем её в раствор и пробуем выдувать пузырь. (Рассуждаем с детьми, если очень быстро дуть, ничего не получится, если чуть помедленнее, получится несколько мелких пузырей, если очень медленно дуть, получится один большой пузырь, всё зависит от силы воздушного потока).
2. Поработаем в паре, попробуем поймать мыльный пузырь на ладошку, один дует, другой ловит.
Пузыри летят, блестят, улетают от ребят.
Кто поймает на ладошку и подержит хоть немножко?
– Получилось? (Нет, они лопаются). Давайте будем экспериментировать, попробуем намочить руки в воде и будем ловить пузыри на мокрые руки, что получится? (Пузыри не лопаются).
Делаем вывод: пузыри задевают сухую ладошку и лопаются, а на влажной ладошке остаются.
3. – Давайте с вами попробуем выдуть наш мыльный пузырь на стол, что будет? (Лопнул)
Почему? (задел сухую поверхность и лопнул)
Давайте намочим стол и попробуем выдуть наш пузырь? Получилось? (Да)
Смотрите, какой я вам сейчас покажу фокус. Это будет мыльный пузырь в пузыре. Хотите попробовать?
4. – Ребята, но у нас в лаборатории, если вы обратили внимание, есть ещё другие приспособления, из которых можно выдувать мыльные пузыри. Из чего они сделаны? (из проволоки, разного размера). Попробуем дуть.
5. – Выдувание мыльной пены из бутылки (Во время проведения опытов, воспитатель вместе с детьми рассматривает и рассуждает).
Что такое мыльный пузырь? (это воздух в мыльной оболочке)
Какого цвета пузыри, а формы?
На что похож мыльный пузырь?
Мыльный пузырь похож на шар земной?
А на мячик надувной?
Он похож на телефон?
А на большой магнитофон?
Круглый он, как солнце в небе?
И как колесо на велосипеде?
А ещё похож на дом?
А на белый снежный ком?
Мыльный пузырь похож на апельсин?
А он похож на мандарин?
А на яблоки в саду?
А на рыбку, там, в пруду?
– Какие мыльные пузыри (мыльные, воздушные, красивые, разноцветные, прозрачные).
Почему увеличиваются в размере пузыри? (Туда проник воздух).
Откуда взялся воздух? (Я его выдохнула из себя).
Почему пузыри маленькие и большие? (Разное количество воздуха).
Сколько их?
Дети, а что пузыри делали? (летали, лопались, поднимались)
А почему пузыри летают? (они легкие, в них воздух)
А вы что делали с пузырями? (мы их ловили, догоняли)
А чем вы ловили пузыри? (ладошками)
4. – Ребята, а ещё в завершении вчерашнего шоу рассказали замечательное стихотворение про мыльные пузыри по мнемотаблице. Помните, мы с вами работали по таким схемам. Вот мне вчера и подарили такую мнемотаблицу.
Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы попробуете его рассказать.
Раз, два, три
Раз, два, три –
Я пускаю пузыри.
Мыльные, воздушные,
Ветерку послушные.
Раз, два, три, четыре, пять.
Пузыри летят опять
Над домами, над лесами.
Над зелёными садами.
Я пускаю пузыри,
Мама, мама, посмотри.
– Какие вы молодцы!
Ребята, а вы запомнили, как называется профессия, кто показывает разные фокусы с мыльными пузырями? (…)
Может быть, мы с вами попробуем сейчас показать нашим гостям мыльное шоу. У нас есть мыльные пузыри, которые мы сами с вами сделали, разные приспособления для выдувания пузырей, а главное желание. Выбирайте разные трубочки, которые вам понравились, поворачивайтесь к гостям и показываем, чему мы сегодня с вами научились.
Уважаемые гости, а вы хотели бы посмотреть, чему мы сегодня научились? (да)
Не судите нас строго, мы не волшебники, мы только учимся! (молодцы)
Ребята, где мы сегодня с вами поработали?
Что мы там делали?
А кем мы с вами сегодня работали? (лаборантами, учёными, артистами, фокусниками)
А самое главное, вам понравилось? И мне очень понравилось! Вы молодцы! Я вами горжусь!
Количество просмотров: 2818 |
Добавить комментарий