Экскурсия выходного дня как эффективная форма взаимодействия детского сада с семьей
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Значит это время года осенью зовется!
М. Ходякова
Задачей детского сада является развитие партнерских отношений «детский сад – семья», направленных на активное включение родителей в жизнь дошкольного учреждения. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.
Тесное взаимодействие семьи и педагогического коллектива детского сада способствует гармоничному развитию личности ребёнка. А взаимодействие педагога и родителей предполагает взаимопомощь, взаимоуважение, взаимодоверие.
Одной из активных форм и методов работы с родителями и детьми являются совместные экскурсии выходного дня. Я в своей группе регулярно организую такие экскурсии (в театр, в музей, в библиотеку, в парк, планетарий и т.д.). Особенно мы любим ходить в парк «Сосновый бор», который располагается рядом с нашим детским садом.
Данные экскурсии помогают подружить семьи воспитанников между собой, улучшают взаимодействие между родителями и детьми внутри семей, сплачивают коллектив детей. Кроме этого, родители активно включаются в педагогический процесс, проявляют искренний интерес к жизни группы, учатся выражать восхищение, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Предлагаю вашему вниманию сценарий проведения экскурсии выходного дня для средней группы в сосновый бор. Перед экскурсией с детьми была проведена беседа о безопасном поведении по дороге к лесу и в самом лесу.
Цель: формирование у детей умения наблюдать за характерными изменениями в осенней природе.
Задачи:
– развивать умения детей устанавливать взаимосвязь между характерными изменениями в природе в осенний период и сезонными изменениями в жизни парка;
– формировать у детей реалистические представления о растительном и животном мире;
– воспитывать экологическую культуру, формировать умение детей бережно относиться к природе.
Оборудование: сундук, корзинка, листочки с волшебными словами.
Ход прогулки:
Осенняя пора – красота в парках, скверах и лесах. И мы не могли пройти мимо этой красоты, чтобы ею не поделиться с родителями и детьми.
Нам хотелось познакомить родителей и детей с этим временем года в совместной прогулке.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы собрались с вами в лесу, который называется сосновый бор. А пришла я к вам не с пустыми руками. Принесла подарки в сундуке. Он совсем не простой, а волшебный. Открыть его мы с вами сможем, только сказав волшебные слова. Но вот беда, слова эти написала я на листочках, подул ветер и все листочки разбросал по лесу…
Ребята, давайте отправимся в путешествие и попробуем найти листочки.
Для этого вам нужно представить, что вы садитесь в поезд.
Подвижная игра «Поезд»
Дети становятся в одну колонну, родители в другую по одному (не держась друг за друга). Первый – «паровоз», остальные – «вагоны». Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.
1 станция «Загадочная».
Воспитатель: Ребята мы с вами приехали на поезде, и первая станция называется «Загадочная». Название станции говорит само за себя, здесь вы должны отгадать осенние загадки. Если правильно отгадаете, получите один листок с волшебными словами.
Загадки:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали… (урожай)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный… (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (лужи)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто… (листопад)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Смотрите, ребята! А вот и первый листочек, и написаны на нем такие слова: «Чудо-чудо помоги». Запомнили? Ну что, поехали дальше на поезде до следующей станции.
2 станция «Лесная».
Воспитатель: Итак, ребята, мы прибыли на станцию «Лесная». А что такое лес, что у вас ассоциируется с этим словом? (ответы детей)
Я вам предлагаю поиграть в игру «Собери листочки».
В игре дети собирают, родители помогают. Вокруг лежат листочки разных цветов, по команде дети собирают сначала один маленький желтый листочек, а затем большой зеленый. Затем сравнивают по размеру и количеству один – много, большой – маленький.
Воспитатель: А теперь давайте немного по-другому проведем игру «Листопад». Ребята должны найти себе пару. Получившиеся пары получают определенный цвет листочка.
В игре принимают участие и дети и родители.
Ведущий в произвольном порядке называет цвета. Группа, чей цвет называют, громко хлопает и топает. При слове «Листопад» все группы топают и хлопают.
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие вы все ловкие! Посмотрите, а вот и второй листочек, на котором написаны такие слова «Волшебство нам подари».
Листочки мы будем собирать в букет, чтобы потом прочитать волшебные слова.
Ну что, поедем дальше.
Дети, друг за другом, изображают движение поезда.
3 станция «Сосновая».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько на земле шишек! Давайте их рассмотрим. Посмотрите, какие они разные! Давайте обведем вокруг нее пальчиком, вот как пальчик ее обводит (помогает обвести). Какой формы у тебя, Артем, шишка? (овальной). Дети, какая у Артема шишка? (ответы детей). Женя, покажи свою шишку, обведи ее пальчиком, покажи детям. Вот какой кружок пальчик сделал. Какая у Жени шишка, какой формы? (индивидуальные и хоровые ответы детей). Ева, покажи нам свою шишку. Ой, какая она у тебя интересная, раскрыла свои чешуйки. Потрогайте шишки, какие они? Твердые или мягкие? Зажмите шишку в кулачке. Что вы чувствуете? (шишки колются).
Воспитатель:
Колко? Ох, как колко!
Может, спрятались иголки?
Не ищите их детишки –
Колются чешуйки шишки.
А под каждой чешуйкой, как в домике, растет семечко – зернышко. Шишка, как многоэтажный дом, а чешуйки, как квартиры, и в каждой живет свое зерно. Сожмите кулачок, представьте, что это у вас шишка, а в ней спрятано зернышко. Пока зреет, растет зернышко – шишка закрыта, крепко держит свои чешуйки, как вы пальчики. А только созреет, раскрывает свои чешуйки. Разожмите кулачок, покажите ладошку, дуньте на нее. Вот так дунет ветерок и полетит зернышко на землю, а потом из него вырастет новое дерево.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А вот и третий листочек «Сундучок открой скорей».
Итак, в нашем букете уже три листочка.
Ну что, поедем дальше?
Дети, друг за другом, изображают движение поезда.
4 станция «Собирай-ка».
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте соберем много шишек для белочки в корзинку.
Проводится пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, кому в зобок,
А кому – в лапочку.
Воспитатель: А теперь, белочка, ребята тебе шишки насобирают в корзинки.
Подвижная игра «Кто больше соберет шишек для белочки»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и последний листочек «Будет праздник для детей».
Ну что, поедем дальше.
Дети, друг за другом, изображают движение поезда.
5 станция «Волшебная».
Воспитатель: Ну, вот мы и приехали на конечную станцию.
Все листочки и собрали, и что же у нас получилось, что мы должны сказать, чтобы открылся сундучок:
«Чудо-чудо помоги
Волшебство нам подари
Сундучок открой скорей
Будет праздник для детей».
Воспитатель вместе с детьми произносит волшебные слова, и сундучок открывается, где лежат сладкие подарки. Взрослые дарят детям подарки.
Воспитатель: Хоть осенью природа и увядает, но я смотрю, вы полны энергии, веселья, и хорошего настроения. Любите бегать, играть и собирать. Мы с вами не прощаемся, а говорим вам до новых встреч. До свидания.
Таким образом, использование данной формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями и привлечению их к жизни детского сада.
Количество просмотров: 2756 |
Добавить комментарий