«На крыльях мечты»: проект для младших школьников

 
 

Щербакова Елена Яковлевна,

педагог-организатор

Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

МБОУ «Большереченская СОШ» Омской области

 

«На крыльях мечты»: проект для младших школьников

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Именно в этот период ребенок начинает задумываться и мечтать о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Детские мечты – самое светлое и доброе воспоминание детства. Кто-то мечтает путешествовать меж звезд и планет с верной командой на космическом корабле. Кто-то стать ученым астрономом, изучать звездное небо, планеты. Служить офицером в секретной службе. И врачами, по-моему, многие стать в детстве хотели! Когда ты маленький, тебе кажется, что нужно обязательно стать кем-то – кто помогает людям и спасает жизни! В детстве каждый выбирает себе профессию, и бывает, мечты сбываются. А бывает, нет.

Основа детских фантазий о будущей профессии – это абстрактная мечта о счастье. А его каждый представляет себе по-своему. Каждый в детстве хотел быть кем-то очень важным, нужным!!! Лет 70 назад все мальчики хотели стать космонавтами, лет 30-40 назад – летчиками и военными. Время идет, меняется общество, взгляды, но не низменно одно – детские мечты. Дети смотрят на взрослых и стараются быть похожими на них. И мечтают, мечтают... Мечтают стать... А кем? Кем хотят стать современные дети? Сейчас многие хотят стать банкирами, менеджерами, продавцами сотовых телефонов, специалистами рекламных агентств, моделями и т. д. Неважно, что отвечает ребенок, главное, чтобы он осознавал, что он обязательно станет кем-то, что каждый человек должен трудиться. Необходимо, чтобы ребенок имел представление о том, какие в мире есть профессии и как важна каждая из них. Детские мечты о будущем во многом определяются временем или социальной средой. Именно в мечтах рождаются новые идеи. Добиться исполнения мечты – в этом величайший смысл жизни человека.

Младший школьный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности. Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым. Педагог должен организовать специальные условия для получения информации о мире профессий через игру. Игровая педагогика – метод педагогического воздействия на детей через использование игры как средства обучения. Она способствует созданию отношений между субъектами образовательного пространства, снимает напряжение, повышает самооценку, позволяет проверить себя в разных ситуациях.

Проект «На крыльях мечты» направлен на расширение кругозора младших школьников по профориентации.

Обоснование необходимости проекта

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности младшего школьника. Это позволяет повысить интерес у младшего школьника к своим психологическим качествам и их развитию, у него формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Это определяет необходимость нового подхода к профориентационному воспитанию младших школьников. Рассматривая профориентационную работу с учащимися начальной школы, следует отметить, что перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии, специфика профориентационной работы состоит в расширении представлений о мире профессий и развитии интереса к нему.

Цель проекта: знакомство младших школьников с миром профессий через разнообразные формы внеклассных мероприятий.

Задачи проекта:

1. Расширить первоначальные представления о различных профессиях.

2. Предоставить возможность учащимся погрузиться в различные профессии через игровые ситуации.

3. Развить интерес к различным профессиям.

Основное содержание проекта

Проект по своим возможностям способен оказать существенное влияние на развитие интереса и расширение знаний младшего школьника к разнообразным профессиям. Он нацелен на развитие коммуникативных, творческих навыков. Проект «На крыльях мечты» представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий (профессиональных проб), состоящих из творческих заданий и упражнений, в ходе которых младшие школьники анализируют и моделируют ситуации, классифицируют вопросы и проблемы, высказывают и защищают различные точки зрения, участвуют в дискуссиях и обсуждениях, делают выводы и принимают решения. Процесс проведения мероприятий строится таким образом, чтобы каждый школьник был вовлечен в активную деятельность. Активные формы работы направлены именно на то, чтобы сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение результатов. Преимущественными формами станут:

– игры (игры по станциям, дидактические, ролевые игры), т.к. это самый эффективный вид деятельности. Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от роли;

– фестивали профессий – погружение участников в мир профессий;

– викторины;

– фотовыставки и выставки рисунков и т.д.

Проходят они интересно и в непринужденной атмосфере за счет использования групповых, парных, коллективных и индивидуальных форм работы. В проекте используются и традиционные методы – тесты, ситуации, беседы, а также диагностические методики, соответствующие возрасту, направленные на изучение интересов и склонностей по классификации профессий.

Ресурсы:

Для реализации проекта необходимо участие: педагога-организатора; старшего вожатого; классного руководителя; младших школьников; социальных партнеров (специалисты разных профессий); спонсоры проекта.

Материально-технические: помещение для проведения тематических мероприятий; мультимедийная аппаратура: ноутбук, принтер, фотоаппарат и т.д.; канцелярские товары: ватман, бумага, карандаши, фломастеры, скотч, ножницы, клей и т.д.; наглядные материалы: фотографии, информационные стенды, буклеты.

Информационные: методическая литература, интернет.

Партнеры проекта: родители, учащиеся, педагоги, специалисты предприятий и организаций.

Целевая аудитория: ученики младших классов.

План реализации проекта

Название мероприятия

Форма проведения

Целевая группа

Сроки реализации

Ответственный за проведение

1

«Моя мечта»,

«Кем быть?»

 

Выставка

творческих работ: рисунков коллажей, кроссвордов, ребусов.

1-4 кл.

сентябрь

Педагог-организатор

Ст. вожатый

Кл. рук.

2

«Профессии моих родителей»

 

Фотоэкспресс

1-4 кл. + родители

октябрь

Педагог-организатор

Ст. вожатый

Кл. рук.

3

«Профессии любимых героев»

 

Викторина

 

1-2 кл.

ноябрь

Педагог-организатор

Ст. вожатый

Кл. рук.

Школьный библиотекарь

4

«Любимые книги, читая, профессию мы выбираем»

беседа с элементами игры

3-4 кл.

ноябрь

Школьный библиотекарь

5

«Профессия каждая – самая важная»

 

Экскурсии на предприятия поселка по согласованию.

 

 

4 кл.

декабрь

Педагог-организатор

Ст. вожатый

Кл. рук.

6

«Знатоки профессий»

 

познавательно-развлекательная игра

 

1-4 кл.

январь

Педагог-организатор

Ст. вожатый

Кл. рук.

7

«Есть такая профессия – Родину защищать»

 

Конкурс рисунков, открыток.

 

1-4 кл. + родители

февраль

Педагог-организатор

Ст. вожатый

Кл. рук.

8

«Мамина профессия»

Фотоэкспресс

4 кл. + родители

март

Педагог-организатор

Ст. вожатый

Кл. рук.

9

«Мы в профессии играем»

 

Игра по станциям

1-2 кл.

апрель

Педагог-организатор

Ст. вожатый

Кл. рук.

10

«Карнавал профессий»

 

Игровая программа

 

3-4 кл.

май

Педагог-организатор

Ст. вожатый

Кл. рук.

11

«Профессия! Я тебя знаю»

Спортивно-познавательная игра

Отдыхающие лагеря

июнь (при наличии летнего оздоровительного лагеря)

старший вожатый

План-график

Этапы реализации

Мероприятия

1. Подготовительный (май-август 2020 г.)

Выбор тем и форм проведения мероприятий, постановка цели и задач. Определяются ресурсы, необходимые для проведения. Назначаются ответственные. Определяются сроки, время проведения и их исполнители. Определяется целевая группа, помещение для проведения, ведущие, продумывается необходимое оборудование, музыкальное оформление. Проводятся творческие мастерские, на которых изготавливают атрибуты и реквизит. Оформляется место проведения, согласно тематике, по необходимости разрабатываются маршрутные листы. Готовятся приглашения на участие в мероприятиях (социальные партнеры), например, для работы в жюри или на станции, или проведение этапа эстафеты. Заготовка материалов для проведения рефлексии (жетоны, бланки для отзыва и т.д.). Осуществление сотрудничества со специалистами предприятий поселка.

2. Основной (сентябрь – июнь 2020-2021 уч. гг.)

Это непосредственно этап проведения мероприятий со школьниками (см. план). В зависимости от формы проведения – у всех своя роль и задачи, согласно сценарию проведения. Сценарий разрабатывается творческой группой или ведущим данного мероприятия.

3. Заключительный (июнь-июль 2021 г.)

 

Подведение итогов и результатов мероприятий:

внешняя оценка – получение отзывов о проведении мероприятий от всех участников (школьников, их родителей, учителей начальных классов, сопровождающих младших школьников);

самооценка – каждый участник должен дать внутреннюю оценку. Школьники – приемом рефлексии, педагог должен дать внутреннюю оценку проделанной работе, оценить степень достижения поставленных целей, определить эффективность выбранных форм, определение положительных моментов и выявление проблем;

корректировка (при необходимости) – очень важно учитывать все замечания и рекомендации в последующей работе для повышения эффективности и качества проведения профориентационных мероприятий.

Ожидаемые результаты

Проведение разнообразных мероприятий по данной теме.

Привлечение внимания и приглашение к участию родителей и специалистов.

Создание банка методических разработок.

Выставка творческих работ участников проекта.

Результаты проекта

количественные

качественные

Число проведенных профориентационных мероприятий

Удовлетворенность проведенными мероприятиями (младшие школьники, родители, социальные партнеры)

Число участников-школьников

Удовлетворенность местом проведения (класс, школа, лагерь дневного пребывания)

Число участников-родителей, социальных партнеров

Расширение представлений о мире профессий

Число разработанных методических сценариев

 

Критерии оценки результативности проекта

1. Рост интереса учащихся к изучению профессий семьи, поселка, района.

2. Рост числа младших школьников, заинтересованных в участии профориентационных мероприятий.

3. Рост числа младших школьников, заинтересованных в выполнении творческих, исследовательских проектов по профессиям.

4. Рост количества педагогов, использующих методические разработки проекта для проведения классных часов, других мероприятий воспитательного характера.

5. Достижения младших школьников в тематических мероприятиях.

Перспективы развития проекта

Проект «На крыльях мечты» для младших школьников может быть использован старшими вожатыми, педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования, классными руководителями при проведении внеурочных занятий, тематических классных часов, в работе лагеря дневного пребывания в образовательной организации.

Представление презентационного материала в программе PowerPoint позволит легко тиражировать его, применять в работе и при необходимости модифицировать.

Реализация данного проекта предполагает участие социальных партнеров (специалистов предприятий и организаций поселка), заслуженных людей поселка и района, а также лучших в профессии в любой сфере.

Ценность проведения профориентационных мероприятий для младших школьников заключается в том, что такие мероприятия расширяют знания школьников о разнообразных профессиях, прививает им любовь и уважение к людям разных профессий, помогает полнее ощутить и осознать ответственность в профессии.

Количество просмотров: 2531  

Добавить комментарий

1. «На крыльях мечты»: проект для младших школьников
2. Сценарий воспитательного события для обучающихся 4 классов по теме «Тайна пластикового стаканчика»
3. Сценарий тематического занятия для старшей группы, посвященного Дню Победы «Спасибо за Победу»
4. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника в условиях ДОО
5. Сценарий музыкального развлечения-квеста для старших дошкольников «В огороде у Бабушки»
6. Немного о наставничестве…
7. Развлечение «Жуки против комаров». Дифференциация согласных звуков [Ж] – [З]
8. «Весело. Грустно»: урок музыки во 2 классе
9. Экскурсия выходного дня как эффективная форма взаимодействия детского сада с семьей
10. Мой педагогический секрет
11. Планирование специальной физической подготовки бегунов на короткие дистанции
12. Методические разработки «Совершенствование техники броска мяча в процессе игры в баскетбол», «Развитие прыгучести у баскетболистов 16-17 лет»
1. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы