Особенности проектной деятельности при работе с дошкольниками, имеющими нарушение слуха
В настоящее время необходимо формировать социально-адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Таким образом, акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию, так необходимую слабослышащим детям в современном мире слышащих людей.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он формирует навыки сотрудничества, развивает познавательный интерес к различным областям знаний.
В ФГОС ДО, который вступил в действие с 1 января 2014 года, прописано, что нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Готовность слабослышащих детей к школьному обучению можно рассматривать как одно из важных и необходимых условий дальнейшего успешного развития личности, социальной реабилитации и максимальной адаптации в социуме. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность проблемных, поисковых, исследовательских методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
В развитии познавательных интересов слабослышащего ребенка работа над проектом имеет особое значение. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Работа в малых группах, подгруппах и коллективе дает детям с нарушением слуха возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Объединение одним делом развивает у них коммуникативные и нравственные качества.
Основной смысл метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Это позволит ребенку с нарушенным слухом «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Тема, выбранная для проекта, «проецируется» на все образовательные области и на все структурные единицы образовательного процесса через различные виды детской деятельности.
Нами был разработан и реализован краткосрочный проект в разновозрастной группе для детей с нарушением слуха по теме «Я и моё тело».
Авторы проекта: воспитатели Черепанова Н.Г., Чеботкова П.В.
Тип проекта: информационно-познавательный, оздоровительный.
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели).
Актуальность
Самое интересное и непонятное для ребёнка – это он сам. Кто я? Какой я? Из чего я сделан? Что у меня внутри? Ответить на эти вопросы самостоятельно ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых.
Воспитание здорового ребёнка – приоритетная задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Практически все показатели здоровья и социального благополучия резко ухудшились. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. У большинства детей в возрасте 3-7 лет выявляются различные отклонения в состоянии здоровья. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь.
Важно, чтобы дети сами научились заботиться о своем здоровье, вели здоровый образ жизни, а для этого необходимо: расширить их представления о строении тела человека, о взаимосвязи всех жизненно важных систем, создать все условия для успешного усвоения культурно-гигиенических навыков и навыков здорового образа жизни.
Проект направлен на воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие представлений о физическом «Я» – строении и функциях человеческого тела; чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.
Проблема: недостаточная сформированность у детей элементарных представлений о себе, о строении своего тела, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Цели проекта: дать детям знания о человеческом организме. Формировать убеждения, привычки и потребность в здоровом образе жизни. Воспитывать культурно-гигиенические навыки в условиях детского сада и дома.
Задачи проекта:
1. Формировать элементарные представления о строении своего тела и функционировании человеческого организма.
2. Активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям.
3. Прививать элементарные умения следить за своим здоровьем, соблюдать правила гигиены.
4. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу.
5. Развивать интерес к экспериментированию, самонаблюдению, самообследованию.
Предполагаемый результат
У дошкольников сформируются элементарные представления о строении тела человека. Они будут проявлять интерес к функционированию своего организма, и будут осознанно относиться к своему организму и здоровью. Детьми соблюдаются правила личной гигиены.
У родителей повысится заинтересованность в ведении здорового образа жизни членов своей семьи.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игр.
4. Составить перспективный план мероприятий.
2 этап – основной (практический)
План мероприятий
1 |
«Наши глазки» Гимнастика для глаз П/и «Поводырь» Папка-передвижка «Дети и компьютер» |
2
|
«Носики-курносики» Дыхательное упражнение «Попади в цель» Дыхательное упражнение «Перенеси цветочек» Д/и «Что чем пахнет» Беседа на тему «Зачем нам нос» |
3 |
«Наши ушки» Д/и «Что ты слышал?» Д/и «Угадай, кто позвал» Д/и «Звуки окружающего мира» |
4 |
Беседа на тему: «Тело человека» Д/и «Угадай на вкус» Д/и «Полезно-вредно» Самомассаж Массаж Су-Джок Д/и «Органы чувств» Д/и «Найди на ощупь» Д/и «Чудесный мешочек», Упражнение «Рисунок на спине» Сюжетно-ролевая игра «Больница» Создание коллажа «Полезные и вредные продукты» Консультация «Воспитание КГН у детей 5-7 лет». Папка-передвижка «Подвижные игры зимой» Экскурсия в медицинский кабинет |
3 этап – заключительный
1. Обработка результатов по реализации проекта
2. Презентация проекта
Результат проекта
За время реализации проекта дети получили элементарные представления о человеческом теле, начали проявлять интерес к собственному телу, его строению и функционированию, у детей сформированы элементарные представления о здоровом образе жизни и мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (понимают значимость физических упражнений для здоровья; умеют выполнять основные культурно-гигиенические правила; могут оценивать полезность и вредность продуктов в ежедневном рационе).
Родители прислушиваются и выполняют рекомендаций педагогов в области здоровьесбережения детей; активно участвуют в воспитательно-образовательном процессе; грамотно и творчески относятся к вопросам правильного питания и гигиены, воспитания здорового образа жизни у своих детей.
В дальнейшем мы планируем разработать долгосрочный проект, чтобы дать детям более глубокие знания и представления по теме «Я и моё тело».
Приложение. Презентация проекта «Я и моё тело»
Список литературы
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Мозаика-Синтез, 2008.
2. Петровская О. Тело человека: энциклопедия. М.: Азбукварик Групп, 2010.
3. Козлова С.А., Шукшина С.Е. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Я и моё тело. М.: Школьная пресса, 2012.
Количество просмотров: 1873 |
Добавить комментарий