Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр»

 
 

Билик Надежда Алексеевна,

воспитатель МКОУ СОШ «Мошковский ЦО»

Новосибирской области

 

Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр»

Вид: групповой.

Форма проведения: консультации, работа с родителями, создание предметно-развивающей среды, сенсорные игры, интегрированные игровые занятия, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная игровая деятельность.

Продолжительность проекта: продолжительный (от 6 до 8 месяцев).

Место проведения: группа.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Формы работы с дошкольниками: подгрупповая и индивидуальная.

Актуальность проекта

Познание – творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире. Среди потребностей и интересов человека важнейшее место занимает потребность в познании. Потребность в познании дана человеку от природы: неизведанный мир, в который погружается человек с момента своего рождения, и страшит его, и манит своей загадочностью и обещанием разгадки тайны.

Движущими силами познания являются мотивы, в роли которых выступают потребности, интересы, стремления и др. Мы пытаемся что-то узнать о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования.

Познание – это непрерывный процесс, заключающийся в углублении, расширении и совершенствовании знаний. Человек не должен останавливаться в своем развитии, наоборот, должен находиться в постоянном процессе мышления, познавать не только окружающий мир, но и себя.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников – одна из значимых проблем современности. Именно развитая познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте способствует быстрому запоминанию нового материала, уверенности в своих силах, адаптации к новой обстановке, лучшей подготовке к школе.

Пояснительная записка

Как известно, развитие детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Именно поэтому можно сказать, что для более продуктивного развития познавательно-исследовательской деятельности наиболее актуально использовать сенсорные игры, с помощью которых происходит становление первых форм абстракции, обобщение и простые умозаключения, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Большинство игр по сенсорике рассчитаны именно на детей в возрасте от 3 до 4 лет. Следует также отметить, что сенсорные игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей этого возраста. Потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Этим же и обосновывается то, что в ходе сенсорной игры можно не только наблюдать за развитием познавательно-исследовательской деятельности, но также и корректировать ее и направлять в более правильное русло.

Цель проекта: формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста средством сенсорного развития.

Задачи проекта:

– создание в группе предметно-развивающей среды для успешного формирования и развития познавательно-исследовательской деятельности;

– формирование навыков игрового взаимодействия в играх по сенсорике разного вида;

– использование сенсорных игр в непосредственной образовательной деятельности;

– работа с родителями по изготовлению игр по сенсорике для успешного формирования и развития познавательно-исследовательской деятельности.

Главные педагогические принципы для отбора содержания работы с дошкольниками: принцип возрастного и индивидуального подхода к детям; принцип сознательности и активности обучения; принцип наглядности; принцип деятельностного подхода; принцип игровой подачи материала; принцип вариативности; принцип сотрудничества; принцип интеграции.

Методы и приемы:

– словесный метод обучения, к приемам данного метода относятся: рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, дискуссия, указание, вопросы, пояснения, диалог, повторное проговаривание;

– наглядный метод обучения, к приемам данного метода относятся: наблюдение; демонстрация наглядных пособий; показ способов действий, образца; рассматривание, просмотр;

– практический метод обучения к приемам практического метода относятся: упражнения, игра, элементарный опыт, эксперимент, моделирование, поисковые действия;

– информационно-рецептивный метод (распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина, структура, форма, цвет и пр.), рассказы воспитателя или детей);

– репродуктивный метод основан на многократном повторении ребенком информации или способа деятельности с целью формирования навыков и умений, закрепления представлений.

Ожидаемые результаты:

– формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности;

– пополнение сенсорного уголка играми для формирования и развития познавательно-исследовательской деятельности;

– активное совместное игровое взаимодействие в играх по сенсорике для развития познавательно-исследовательской деятельности.

Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный

Проведение диагностики индивидуального развития воспитанников в области познавательно-исследовательской деятельности, анализ развивающей предметно-пространственной среды группы, созданной картотеки игр по сенсорному развитию.

Разработка поэтапного плана деятельности, который включает в себя: создание условий, организацию совместной деятельности с дошкольниками, работу с родителями.

Оформление совместно с родителями сенсорного уголка «Юные исследователи», где дети могут познакомиться с сенсорными играми и выбрать игровой набор по желанию для формирования и развития познавательно-исследовательской деятельности.

II этап. Основной

Осуществить в данной специально организованной предметно-пространственной среде работу с дошкольниками с учетом основных современных подходов к процессу образования: развивающего, деятельностного, личностно-ориентированного.

Ознакомление детей с сенсорными играми, использование в качестве основного средства формирования и развития познавательно-исследовательской деятельности сенсорных игр.

Проведение непосредственной образовательной деятельности по формированию и развитию познавательно-исследовательской деятельности с использованием сенсорных игр (1 раз в неделю).

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная) по формированию и развитию познавательно-исследовательской деятельности с использованием сенсорных игр (каждый день).

Изготовление совместно с родителями нового сенсорного материала для формирования и развития познавательно-исследовательской деятельности, постепенное обновление сенсорного уголка.

III этап. Заключительный

В процессе третьего заключительного этапа провела итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности с использованием сенсорных игр. Также была проведена итоговая диагностика индивидуального развития воспитанников в области познавательно-исследовательской деятельности.

Анализ результатов итогового занятия и диагностики выявил повышение уровня индивидуального развития воспитанников в области познавательно-исследовательской деятельности.

IV этап. Анализ

Анализ диагностики индивидуального развития воспитанников в области познавательно-исследовательской деятельности, анализ созданной развивающей предметно-пространственной среды группы, созданной картотеки сенсорных игр для формирования и развития познавательно-исследовательской деятельности.

Результаты проекта:

– в ходе проведения проекта были созданы условия, которые обеспечивают наиболее эффективное использование сенсорных игр, апробированы новые сенсорные игры;

– по результатам диагностики выявлено, что у дошкольников повысился уровень знаний по познавательно-исследовательской деятельности;

– разработаны и созданы совместно с родителями сенсорные игры;

– практическая значимость проекта.

Перспектива:

– продолжение работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности средством сенсорных игр;

– пополнение и обновление сенсорного уголка «Юные исследователи»;

– ознакомление с подобным опытом работы коллег, педагогов;

– дальнейшая работа по использованию проектных технологий по развитию познавательно-исследовательской деятельности.

Литература:

1. Ермоленко Е.В., Хабибуллина Г.А. Значение познания в жизни человека // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-3. – С. 414-414; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8176 (дата обращения: 04.02.2024).

Количество просмотров: 2761  

Добавить комментарий

1. Образовательный проект «Развитие творческих способностей через работу с текстом на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»
2. Особенности проектной деятельности при работе с дошкольниками, имеющими нарушение слуха
3. Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста по экологии с использованием программируемой игрушки Мататалаб «Берегите природу!»
4. «Небесная геометрия. Создание 3д модели снежинки»
5. Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей раннего и дошкольного возраста
6. Приобщение дошкольников к обычаям и традициям народов родного края
7. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме «Путешествие на лесную поляну»
8. Проект «Как вырастить цветы?»
9. Конспект занятия по познавательному развитию для детей первой младшей группы «Удивительное путешествие»
10. Сценарий конкурса чтецов для детей подготовительной комбинированной группы «До свидания, осень!»
11. Многофункциональное дидактическое пособие «ТриКРИ»
12. Дети блокадного Ленинграда. Помним!
13. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска»
14. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ»
15. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками»
16. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада
17. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам»
18. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр»
19. Дед Мороз желаний
20. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова»

Страницы

1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы