Использование сингапурской технологии в логопедической практике

 
 

Утюпина Татьяна Геннадьевна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 168 с УИП ХЭЦ г. Новосибирска

 

Использование сингапурской технологии в логопедической практике

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта происходит постоянное усовершенствование организации учебного процесса, направленное на развитие различных сторон личности ребенка, на его системное вовлечение в деятельность в качестве её субъекта. Методологической основой образовательного процесса становится системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта и предполагающий проведение занятий нового типа.

В своей логопедической практике я использую сингапурскую методику. Большое внимание в этой системе уделено формированию команды, где каждый умеет слушать, слышать, поддерживать своего партнера. Благодаря командной работе дети с речевыми расстройствами преодолевают страх, негативизм. Целью технологии является переход от пассивных учеников через обучающие структуры в активно мыслящих и доброжелательных партнеров. Практика показывает, что применение сингапурской технологии развивает в детях такие качества, как: сотрудничество, критическое мышление, креативность, коммуникабельность. Такая форма работы позволяет включиться в активную познавательную деятельность каждому ученику, формирует умение анализировать и оценивать свою работу и работу своих товарищей, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, формулировать и аргументировать свое мнение, выслушивать других, что способствует развитию коммуникативных способностей.

Сингапурская методика обучения, которую я использую в своей практике, представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых строится логопедическое занятие. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности. Сингапурские структуры имеют жесткие рамки и собственные названия. Рассмотрим несколько приемов сингапурской технологии на практике.

Фрагмент урока

Структура Финк-Райт-Раунд-Робин-«подумай-запиши-обсуди в команде»

1. У вас на столе лежит карточка с вопросами.

Обсудите с партнером ответы на эти вопросы в течение 1 минуты.

Примерные вопросы для первоклассников по теме: «Фонетика». Чем отличаются звуки от букв? Сколько гласных звуков и букв в русском языке? Чем отличаются гласные звуки от согласных? На какие группы делятся согласные звуки? Какие гласные и в каких позициях могут обозначать 2 звука?

Запишите кратко и проговорите ответы на эти вопросы в группе по кругу, дополняя то, что не сказал партнер. Не забудьте поблагодарить друг друга.

Обобщит все сказанное участник № 1.

Пошаговая инструкция.

1. Каждый участник обдумывает ответ (1 мин.)

2. Записывает в свою тетрадь ответ на поставленный вопрос.

3. Участники команды поворачиваются к своему партнеру по плечу и в течение определенного времени по очереди высказывают свое мнение.

Обучающийся должен высказать мысль, и, если кто-то в команде затрудняется с ответом, предлагается помощь членов команды. В процессе обучения учащиеся должны самостоятельно размышлять, стараться отвечать на поставленные вопросы, дополнять участников и обмениваться мнениями. Особенно эффективна данная структура в процессе повторения темы, т.к. участники несколько раз повторяют материал, что способствует более прочному запоминанию как нового, так и пройденного материала.

Структура Фо-Бокс-«аналогии»

Придумай аналогию к понятию «звук». С какими 4 предметами вы бы его сравнили? Нарисуй эти предметы и напиши, почему их выбрал.

Проблемная ситуация. В течение 1 минуты подумайте, о чем это высказывание, как Вы его понимаете.

Вопрос: «Как характеризует человека его отношение к животным?» А теперь обсудите высказывание в группе по кругу, каждый в течение 1 мин. должен высказать свое мнение. Использую структуру Тайм-Пэа-Шеа.

Участник № 2 встаньте, пожалуйста, обобщите мнение всей группы.

Структура Корнерс (анг.-«углы»)

Предлагаю несколько ответов или позиций по какому-либо проблемному вопросу. За каждым ответом я закрепляю определенный угол кабинета, предварительно обозначив его цветом, табличкой, цифрой или как-то иначе.

Ученики расходятся по углам в зависимости от мнения, которое им ближе, и вместе с товарищами формулируют аргументы в защиту своего ответа. Ученики могут переходить в другую группу, если в процессе обсуждения они изменили свое мнение.

Структура Тэйк оф-Тач Даун-«встать-сесть»

В течение 3 секунд все ученики встают, если они согласны с утверждением, и остаются на своих местах, если не согласны с утверждением.

Учитель-логопед предлагает 5-7 утверждений. После каждого раза ошибки обсуждаются и исправляются учениками.

Структура Тайм-Раунд Робин

Задание: Восстановите текст, запишите пропущенные слова на листочках, укажите части речи вставленных слов.

Задание: Составьте предложение из данных слов. Выделите грамматическую основу предложения.

На данное задание отводится 4 мин. (по 1 мин. на каждого члена команды). Начинает участник № 1.

Таким образом, можно сделать вывод: сингапурская технология – интересное и результативное обучение, которое дает возможность формировать у детей с ОВЗ навыки коммуникативного общения. В обучающий процесс занятия вовлечены все ученики без исключения. На логопедическом занятии между членами команды присутствует «позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие». Каждое занятие несет в себе исключительно положительные эмоции, и ученики не находятся в ситуации стресса. Сингапурские технологии в рамках реализации ФГОС становятся универсальным инструментом помощи учителю-логопеду на пути развития успешной личности обучающихся.

 

Список используемой литературы:

1. Петров М.А. Отличительные особенности компетентностного и системно-деятельностного подходов в образовании. Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации: материалы научно-практической конференции (2-8 мая 2012 г. Иркутск).

2. Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления. – Казань, 2014.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Количество просмотров: 2568  

Добавить комментарий

1. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью
2. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики
3. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда
4. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении
5. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций
6. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка
7. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС
8. Использование сингапурской технологии в логопедической практике
9. Я прикасаюсь к будущему. Я учу
10. День открытых дверей для родителей
11. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района
12. Как научить ребёнка мыслить нестандартно
13. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе
14. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж»
15. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование
16. Семейное чтение для детей начального школьного возраста
17. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение
18. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы
19. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка
20. Инновации и эксперимент в образовании
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы