Формирование базиса читательской грамотности в процессе реализации парциальных программ в ДОУ

 
 

Цапко Ольга Юрьевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 7 г. Новосибирска

 
 
 

Демченко Алла Вячеславовна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 7 г. Новосибирска

 
 
 

Зайцева Юлия Васильевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 7 г. Новосибирска

 

Формирование базиса читательской грамотности в процессе реализации парциальных программ в ДОУ

В настоящее время в образовании, в том числе и дошкольном, серьезное внимание уделяется формированию у обучающихся основ функциональной грамотности. Функциональная грамотность представляет собой достижение уровня знаний, умений и навыков, необходимого для формирования и осуществления осмысленной деятельности учащихся, в том числе письменной и читательской, позволяющей адекватно совершать действия. В зависимости от своих индивидуальных особенностей дети по-разному усваивают получаемые знания, неодинаково используют их на практике, имеют свои индивидуальные возможности овладения необходимыми навыками.

Современные дети оказались в весьма сложной ситуации. Многие из них не владеют активным словарем, необходимым для функционального осмысления своих действий, что ухудшает состояние их коммуникативного общения и познавательных процессов. Негативно сказывается и снижение влияния непосредственной речевой среды на развитие ребенка в современных условиях, что связано с повышением интереса в обществе к другим источникам информации, увеличением социального и коммуникативного дефицита, отсутствием функционального чтения.

Книги становятся невостребованными, пылятся на полках в библиотеках и магазинах. Происходит замена бумажных книг на электронные. Физическое ощущение книги имеет большую ценность для мозга человека. Перелистывание страниц оказывает большое влияние на качество запоминания информации. Запах листочков, текстура страниц, вид печати – всё это учитывается нашим мозгом и делает бумажный формат крайне интересным и ценным.

Самуил Яковлевич Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Благодаря чтению развивается память, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное – на основе чтения формируется внутренний мир ребенка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребенка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба и благородство, обман и трусость, ненависть и предательство, готовит ребенка к реальной жизни. Сказку можно прочитать, сказку можно рассказать. Информация, передаваемая словом при устной речи, занимает лишь 5-7 % от общего объема, 38 % сообщения приходится на долю интонационных компонентов речи, 55 % занимают невербальные коммуникативные сигналы (поза, жесты, мимика и др.).

Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Овладение читательской грамотностью создает фундамент для достижений обучающихся в других предметных областях и является необходимым условием для успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Становление и развитие ребенка происходит только при живом общении. Читая книги вслух, мы делимся своими эмоциями с окружающими, передаем им свое настроение и ощущение от прочитанного. Данная часть читательской грамотности создаёт атмосферу общения, повышает эффективность коммуникации, способствует увеличению объема активного словаря и его правильного использования в речи. В диалоговой речи у ребенка формируется опыт действия, ему не надо искать подходящее слово, когда от диалоговой речи переходим к монологу, которые в дальнейшем преобразуется в самую сложную форму изъяснения – письменный монолог. Монолог не является врожденной особенностью детей, спонтанно не формируется, ребенка этому надо учить: умению выбора темы, умению закончить монолог, сделать выводы.

В детском саду мы провели опрос родителей: «Какие 10 книг обязательных для прочтения в дошкольном возрасте». Больше всего голосов родители отдали русским народным сказкам. Сказка – одно из важнейших литературных жанров, с которым ребенок знакомится в дошкольном возрасте. Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности, проявлять любовь к малой родине, к своей семье. Сказки помогают обогащать ребенка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводят детей к логическим суждениям, чувству сопереживания, необходимости приходить на помощь друг к другу.

Важно читать с ребенком ежедневно и обсуждать прочитанное. Потребность в общении в условиях специально организованной социальной коммуникации позволяет детям познавать окружающий мир, интересоваться им, выражать свое отношение к различным явлениям и предметам, ситуациям, действиям, пытаться изменить ход событий или повлиять на него, включиться в коллективную деятельность. Развитие социальной грамотности также включает развитие навыка оценивать последствия поведенческих действий, предвидеть их, выбирать наиболее оптимальное решение и действие с учетом своих возможностей. Социальная функциональная грамотность способствует не только развитию личности в освоении межличностных отношений в команде, разных коллективах, но и осознанию самого себя, своей идентичности. Привычка обсуждать прочитанное перерастет в потребность обсуждать пережитое, а это, в свою очередь, может спасти ребенка впоследствии от принятия неверных решений в провокационных ситуациях.

В МБДОУ д/с № 7 в части программы, формируемой участниками образовательных отношений, разработана и реализуется программа «Клуб любителей чтения» в рамках сетевого взаимодействия с библиотекой имени Зои Космодемьянской, областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих, библиотекой СОШ № 43. Программа реализуется в ходе НОД и режимных моментах. Основной инструмент – это детские тематические проекты, лексические темы.

Новизна и своеобразие Программы характеризуются следующими аспектами:

– учебный план и содержание составлено и реализуется при организации тесного взаимодействия с сотрудниками библиотек, что позволяет не только включить в реализацию Программы сотрудников библиотеки с их опытом и подходами воспитания любви к чтению, но и активно использовать книжный фонд библиотек, предоставляя детям возможность знакомства с разнообразной художественной литературой;

– в реализации Программы предусмотрены формы партнерского взаимодействия педагогов с детьми, в которых им отводится роль активных участников образовательного процесса. Для этого используется метод «Презентаций детьми изданных или прочитанных книг, иллюстраций к художественным произведениям»;

– использование технологии «Загадки»;

– парные коммуникации, тема которых «Детская литература» (я тебе рассказываю, о чем я узнал или прочитал или я презентую свою книгу, выученное стихотворение, пословицу, поговорку);

– достижение цели и реализации задач Программы осуществляется в ходе различных видов совместной деятельности взрослых с детьми, включая продуктивную деятельность (книгоиздательство, иллюстрирование литературных произведений, детское словотворчество, театрализацию и т.д.);

– ознакомление с произведениями художественной литературы приурочено к юбилейным датам детских писателей и поэтов;

– использование мотивации детей: введение символики «Клуба любителей чтения», ведение детьми совместно с родителями и педагогами дневников чтения, организация праздников, развлечений по содержанию литературных произведений, использование литературного материала в повседневной жизни; награждение медалями «Лучшему читателю», участие детей в конкурсах, викторинах разного уровня на знание литературных произведений.

Процесс развития речи предполагает освоение детьми не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Параллельно с программой «Клуб любителей чтения» педагогами нашего ДОУ разработана и реализуется программа речевого развития «Театральный сундучок», цель которой – совершенствование речевых функций и развитие навыков свободного общения у дошкольников посредством театрализации. Задачами реализации данной программы являются:

– развитие у детей речевой активности, фразовой и связной речи, обогащение словарного запаса, грамматического строя речи;

– уточнение и активизация движений органов артикуляционного аппарата, речевого дыхания, дикции;

– формирование у детей фонематического слуха, просодических качеств (умения менять громкость, высоту голоса, темп речи).

Вариативность данных программ позволяет обучающимся эффективно практиковать навыки функциональной грамотности в различных видах деятельности и использовать их для расширения своих возможностей с учетом особенностей развития.

Несколько советов «Как приобщить ребенка к чтению?»

1. Наслаждайтесь чтением сами, цитируя строки прочитанных книг, делитесь впечатлениями и эмоциями в процессе чтения (смейтесь, удивляйтесь). Нет ничего эффективнее, чем воспитание своим примером.

2. В семье должна быть библиотека.

3. Читайте ребенку вслух ежедневно, подключайте к чтению всех членов семьи. Выделите дома специальное время, место для чтения и хранение детских книг.

4. Не прекращайте чтение вслух тогда, когда ваш ребенок научится читать. Читать ему еще трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку.

5. Предоставьте ребенку самому выбирать книги.

6. После прочтения книги предложите ребенку посмотреть фильм, постановку в театре, по мотивам которой он был поставлен.

7. Не спешите расставаться с не раз прочитанной книгой: сделайте иллюстрации, нарисуйте вместе с ребенком полюбившихся персонажей, «оживите» героев любимых книг, поиграйте в театр (роли раздайте всем членам семьи, друзьям).

8. Во время поездки предлагайте ребенку аудиозаписи знакомых литературных произведений.

Главное в формировании базиса читательской грамотности заключается в том, что у обучающихся будут сформированы способности получать знания, информацию в процессе учебы и жизнедеятельности, использовать эти знания и информацию для решения повседневных задач, полезно действовать и выполнять успешные функции в современной общественной жизни.

Чтобы заинтересовать детей, зажечь родителей, нужно самому не терять интерес. Благодаря реализации Программ речевого развития детей «Клуб любителей чтения» и «Театральный сундучок» читать и правильно говорить в нашем детском саду стало модно.

Количество просмотров: 2796  

Добавить комментарий

1. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
2. Фестиваль «Театральный калейдоскоп»
3. Дружба начинается с рожденья
4. Технология проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста
5. Формирование основ финансовой грамотности как актуальное направление в работе дошкольной организации
6. Обучение старших дошкольников творческому рассказыванию на основе сказочного сюжета
7. По дорожкам Cuboro к навыкам XXI века
8. Развитие речи дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования
9. Формирование навыков XXI века в процессе сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста посредством знакомства с предметами из разных материалов
10. Финансово-экономическое воспитание в детском саду, или Мечта каждого родителя: поход в магазин без навязчивых просьб ребенка – это возможно!
11. Развитие интонационной выразительности речи у детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста через реализацию кружка «Речевичок»
12. Экспертная деятельность как актуальная форма непрерывного повышения профессионального мастерства педагога
13. Воспитательная среда, направленная на формирование речевой культуры, в рамках реализации программы «Сказки – добрые друзья»
14. Формирование базиса читательской грамотности в процессе реализации парциальных программ в ДОУ
15. Повышение уровня профессионального развития педагогических работников через освоение кейс-технологии
16. Активные формы работы с семьей по ознакомлению с родным краем
17. Современные формы работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ
18. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых»
20. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой
1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы