Обучение старших дошкольников творческому рассказыванию на основе сказочного сюжета
Ведущим направлением работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) в рамках образовательной области «Речевое развитие» является формирование связной речи. Одной из задач данного направления является развитие речевого творчества. В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности обучающихся. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: внимание, память, мышление.
Работая в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, я попыталась адаптировать методические рекомендации авторов книги «Детское творчество на основе сказочного сюжета» Ельцовой О.М. и Прокопьевой Л.В. к работе по развитию связной речи у детей с ОНР, 3 уровня речевого развития. С этой целью я разработала тематическое планирование по развитию связной речи и лексико-грамматического строя для детей с ТНР подготовительной к школе группы. Авторы книги предлагают развивать речевое творчество у старших дошкольников на основе изменения сюжета знакомых сказок. Работа проводилась в рамках лексических тем и почти к каждой лексической теме была подобрана сказка и прием работы по творческому рассказыванию. Результатом этой работы стала книга с иллюстрациями, которую мы изготовили совместно с детьми.
Говоря о влиянии различных видов устного народного творчества на жизнь человека в целом, нельзя не отметить их особую роль, которую они играют в детстве. Особенно хочется сказать о влиянии сказки. Сказки помогают развить в ребенке отзывчивость, доброту, делают контролируемым и целенаправленным эмоционально-нравственное развитие ребенка. Почему именно сказки? Да потому, что искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).
Сочиняя сказки на занятиях по развитию связной речи и грамматического строя речи, дети учились фантазировать, помогали главным героям выйти из сложных ситуаций, старались поступить справедливо, учились взаимодействовать друг с другом, последовательно, излагать свои мысли.
Примеры речевого творчества детей:
Сказка «Волшебное яблочко». Придумывание конца сказки. Лексическая тема «Фрукты»
(воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР)
И поехал старший брат с яблочком к принцессе.
Вот к нему подходит кошка и говорит: «Привет! Меня зовут киска. Куда ты идешь?»
Старший брат отвечает: «Поехали со мной к царевне. Я яблочко везу, чтобы ее вылечить»
Вдруг навстречу идет волк и говорит: «У меня есть сапоги-скороходы. Они помогут тебе быстро добраться до принцессы».
И побежали они с волком. Прибежал старший брат во дворец, дал принцессе яблочко, а она не выздоровела. Прогнал его царь.
Средний брат тоже решил отвезти свое яблочко принцессе. К нему подошла кошка с котятами и спросила: «Куда ты едешь?».
Средний брат ответил, что едет он к принцессе, чтобы отдать ей свое яблочко. Кошка отвела его к волку. Волк дал ему лампу Аладдина. Из нее вылетел Джин и отправил среднего брата к принцессе. Отдал он яблочко принцессе, но она не выздоровела. Царь отправил его домой.
У младшего брата выросло яблочко спелое, наливное, запашистое, красивое. Он тоже решил отвезти его принцессе и помочь. Сел он в телегу, запряг лошадей и поехал. По дороге он встретил волка, тот дал ему ковер-самолет, чтобы быстрее добраться до принцессы. Прилетел младший брат во дворец, отдал яблочко принцессе, и она сразу же выздоровела. Она почувствовала силу, красоту и встала. Похвалил царь младшего брата. Он подарил ему леденец и медаль и сказал, чтобы он женился на принцессе. И стали они жить поживать да добра наживать.
Пересказ сказки «Вершки-корешки» с элементами сочинительства. Лексическая тема «Овощи»
(воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Мужик поехал в лес репу сеять. И вдруг пришел медведь. Медведь решил спросить: «Что ты делаешь?». Мужик ответил: «Репу сею».
Медведь предложил помочь. И стали они вместе репу сеять. К ним пришли петух и кошка. И они все вместе стали сажать репу. А когда репка выросла, они решили поделить все на равные части. А потом в дом к мужику пришла медведица и сказала спасибо за вкусную репку. И решили они все вместе быть друзьями. Потом они посадили рожь и тоже поделили поровну урожай.
Выручаем сказочного героя из беды по сказке «Гадкий утенок»
(воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Гадкий утенок нашел лампу Аладдина и потер ее своими перьями. Из лампы вылетел Джин и спросил: «Что тебе нужно? Я все для тебя исполню». И гадкий утенок загадал, чтобы у него был цветик-семицветик. Джин дал ему цветик-семицветик. Гадкий утенок сказал волшебные слова и пожелал шапку-невидимку. Он надел шапку-невидимку и попросил у Джина ключ, чтобы открыть клетку. Потом он открыл клетку и незаметно пробрался к выходу. Он увидел злую ведьму и загадал желание, чтобы превратить ее в жабу. А потом он попросил цветик-семицветик, чтобы вернуться домой, на пруд к лебедям. А когда он вернулся домой, то попросил Джина, чтобы они жили долго и счастливо. Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Тематическое планирование по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи
(подготовительная группа. ОНР, III уровень речевого развития)
| 
 Месяц  | 
 Неделя  | 
 Лексическая тема  | 
 Тема занятия по развитию грамматического строя и связной речи  | 
| 
 Сентябрь  | 
 1  | 
 До свидания лето! Здравствуй, детский сад! (адаптационный период)  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 2  | 
 Осенние изменения в природе (труд людей. грибы, ягоды)  | 
 Составление рассказа по заданному плану  | 
| 
 
  | 
 3  | 
 Дары природы-ОВОЩИ  | 
 Относительные прилагательные. Пересказ сказки «Вершки-корешки» с элементами сочинительства  | 
| 
 
  | 
 4  | 
 Дары природы-ФРУКТЫ  | 
 Относительные прилагательные Придумывание конца сказки «Волшебное яблочко»  | 
| 
 Октябрь  | 
 1  | 
 Лес. Деревья. Кустарники.  | 
 Относительные прилагательные. Рассказы-сравнения  | 
| 
 
  | 
 2  | 
 Птицы (ближайшего окружения).  | 
 Глаголы ед. и мн. числа Приставочные глаголы Выручаем сказочных героев: «Гадкий утенок»  | 
| 
 
  | 
 3  | 
 Домашние птицы  | 
 Придумывание конца сказки «Петушок-золотой гребешок» Согласование существительного с числительными 2-5  | 
| 
 
  | 
 4  | 
 Домашние животные  | 
 Притяжательные прилагательные Рассказы-сравнения  | 
| 
 Ноябрь  | 
 1  | 
 Дикие животные  | 
 Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Спасли ежика»  | 
| 
 
  | 
 2  | 
 Тело человека  | 
 Существительные с увеличительными суффиксами  | 
| 
 
  | 
 3  | 
 Обувь. Одежда. Головные уборы  | 
 Имена прилагательные в сравнительной степени Рассказы-сравнения.  | 
| 
 
  | 
 4  | 
 Семья  | 
 Придумывание конца сказки: «Сестрица- Аленушка и братец Иванушка».  | 
| 
 Декабрь  | 
 1  | 
 Закрепление пройденного материала  | 
 Закрепление пройденных грамматических категорий, в усвоении которых дети испытывают трудности  | 
| 
 
  | 
 2  | 
 Зима (изменения в природе)  | 
 Пересказ сказки «Мороз Иванович» по серии сюжетных картинок  | 
| 
 
  | 
 3  | 
 Традиции празднования Нового года  | 
 Предлог ИЗ «Сказка про Деда Мороза»  | 
| 
 
  | 
 4  | 
 Новый год  | 
 Предлоги С-СО «Новогодние чудеса в театре кукол»  | 
| 
 Январь  | 
 2  | 
 Зимние забавы  | 
 Выручаем сказочных героев из беды Сказка «Снегурочка» Глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточными времени и причины.  | 
| 
 
  | 
 3  | 
 Зимующие птицы  | 
 Предлоги ИЗ-С  | 
| 
 
  | 
 4  | 
 Игрушки  | 
 Предлоги С-СО. Творческое рассказывание «Приключения в магазине игрушек» 
  | 
| 
 Февраль  | 
 1  | 
 Театр. Кино. Книга (в гостях у сказки)  | 
 Моделирование нового сказочного сюжета на основе сказки «Теремок»  | 
| 
 
  | 
 2  | 
 Транспорт, улица  | 
 Предлоги НАД, ПОД  | 
| 
 
  | 
 3  | 
 День защитников отечества  | 
 Образование существительных при помощи суффиксов- ЧИК-,-ИСТ. Знакомые герои в новых обстоятельствах «Стойкий оловянный солдатик»  | 
| 
 
  | 
 4  | 
 Профессии моей семьи (орудия труда)  | 
 Предлог ИЗ-ПОД 
 «Семь семионов -семь работников»  | 
| 
 Март  | 
 1  | 
 Международный женский день  | 
 Прилагательные в сравнительной степени Знакомые герои в новых обстоятельствах. «Волк и семеро козлят» 
  | 
| 
 
  | 
 2  | 
 Бытовая техника  | 
 Предлоги ИЗ.ИЗ-ПОД  | 
| 
 
  | 
 3  | 
 Продукты питания, посуда  | 
 Относительные прилагательные.  | 
| 
 
  | 
 4  | 
 Мебель  | 
 Предлог ИЗ-ЗА Пересказ сказки с элементами сочинительства Сказка «Приключения говорящего шкафа»  | 
| 
 Апрель  | 
 1  | 
 Планета-Земля. Космос  | 
 Предлоги ЧЕРЕЗ.МЕЖДУ «Лягушка-путешественница» Изменение сказочной развязки 
  | 
| 
 
  | 
 2  | 
 Страна. Моя малая Родина  | 
 Относительные и притяжательные прилагательные  | 
| 
 
  | 
 3  | 
 Город ,деревня, дома.  | 
 Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ Сказка «Три поросенка» Прием «Открытые сюжеты» 
  | 
| 
 
  | 
 4  | 
 Пришла весна!  | 
 Притяжательные Рассказы-сравнения 
  | 
| 
 Май  | 
 1  | 
 День победы  | 
 Противительный союз А Сказка «Каша из топора» «Событийная цепочка»  | 
| 
 
  | 
 2  | 
 Цветочная мозаика  | 
 Прилагательные в сравнительной степени  | 
| 
 
  | 
 3  | 
 Насекомые  | 
 Приставочные глаголы  | 
| 
 
  | 
 4  | 
 Здравствуй, лето!  | 
 Составление рассказа по сюжетной картине  | 
В рамках этого направления также проводилась работа с родителями. В качестве домашнего задания я рекомендовала творческие задания для родителей и детей с целью формирования связной речи, развития творческих способностей и воображения. Придумать сказку и сделать книжку-малышку. Например, родителям и детям было дано задание придумать новую сказку: «Волк и семеро козлят». Но герои должны были оказаться в новых обстоятельствах. Родители совместно с детьми сочиняли сказки и делали книжки-малышки. А дети в группе рассказывали свои сказки своим друзьям.
 
 
Литература
1. Ельцова О.М., Прокопьева Л.В. Детское творчество на основе сказочного сюжета. Издательство: Детство-Пресс, 2016. 192 с.
2. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г.№ 1022.
| Количество просмотров: 17056 | 
	




Комментарии
Ольга Юрьевна опубликовано
Страницы
Добавить комментарий