Завьяловская школа в годы Великой Отечественной войны и её герои-выпускники

 
 

Безгалова Ульяна,

ученица 6 класса МКОУ «Завьяловская средняя школа»

Новосибирской области

 
 
 

Юркина Анна Владимировна,

учитель истории МКОУ «Завьяловская средняя школа»

Новосибирской области

 

Завьяловская школа в годы Великой Отечественной войны и её герои-выпускники

Великая Отечественная – самое страшное и в тоже время значимое событие для нашей страны. Она вошла в каждый город, в каждое село, в каждую семью. Отныне жизнь разделилась на ДО и ПОСЛЕ.

С тяжелыми испытаниями столкнулась и школа. Учителя и выпускники уходили на фронт. А те, кто оставался, ежедневно, кроме учебы, работали в поле, вязали и шили вещи для фронта, готовили еду. Не осталась в стороне и наша школа, сплотившая учителей и учеников ещё больше.

Завьяловская школа в довоенное время

Известно, что после революции в России советская власть изменила систему образования в стране. Во-первых, возникло слово «школа». В 1918 г. вышло положение «О единой трудовой школе». Школы делились на две ступени: первая ступень – пятилетний курс для детей от 8 до 13 лет, вторая – четырехлетний курс для детей от 13 до 17 лет.

По документам Государственного архива Новосибирской области школа в селе Завьялово была образована в 1919 году. Это была школа I и II ступеней [3]. Здание школы первоначально было деревянным. Находилась она за рекой.

В то время в советской школе первой ступени преподавали естествоведение, географию, математику, обществоведение, родной язык, иностранные языки, рисование и лепку, музыкальное образование и ручной труд. На второй ступени обучения в единой трудовой школе естествоведение разделилось на биологию с геологией и химию, физика стала отдельным предметом, из программы убрали историю и черчение. В раках курса по обществоведению школьники учили историю социализма, политическую грамоту и историю труда (политическую экономику). Математика состояла из алгебры, геометрии и тригонометрии [1].

Предполагаем, что перечень преподаваемых предметов в Завьяловской школе был таким же.

В 1930-е гг. с началом массовой ликвидации безграмотности количество школ в стране и количество обучающихся увеличилось. Происходили изменения и в нашей школе.

Школа в то время разместилась в доме, который был рядом с конным двором. Помещение школы не устраивало, и в 1931 г. было построено новое здание школы на средства, собранные населением. Известно, что лес возили сами крестьяне из Старо-Гутово.

Здание Завьяловской школы 1930-х гг.

Директором школы в те годы был Максимов Максим Маркелович, затем его сменил Егоров Алексей Николаевич, проработавший директором до 1934 г. При нем в 1934 г. состоялся первый выпуск семиклассников.

Первый выпуск семиклассников. Фото 1934 г.

Его выпускниками стали множество ребят, в том числе Александра Ивановна Огородник, проработавшая впоследствии в нашей школе 20 лет учителем русского языка и литературы, и Степан Романович Макиенко, проработавший всю жизнь в нашем селе [6].

Второй выпуск уже состоялся при директоре Константине Михайловиче Пономареве, руководившем учреждением до 1938 г.

К. М. Пономарев. Фото 1935 г.

В 1936 г. школу посетил корреспондент краевой газеты «Юный Ленинец» П. Гинцель.

В центре на фото П. Гинцель с учащимися школы. Справа от него директор школы К. М. Пономарев, слева – учитель биологии Лапин И. А.

Его радушно принял директор школы Константин Михайлович. Позже в очерке «Счастливое детство» корреспондент отмечал, что в Завьялове школа представляла собой «громадное здание. Однако и оно не вмещает всех ребят. Кроме этого школьного дома, есть еще и второй, там тоже есть несколько классов. В Завьяловской школе сейчас учится 518 ребят, заниматься приходится в две смены».

А. Н. Егоров с физкультурным кружком. Фото 1934 г.

Корреспондент посетил уроки биологии учителя Лапина И. А. и учителя математики Поспелова Дмитрия (прим. так указано в школьном альбоме) [6].

Учитель математики Поспелов Дмитрий и учитель биологии Лапин И. А.

1 сентября 1938 г. под руководством Михаила Иннокентьевича Маракулина школа стала средней [6].

Завьяловская школа в 1941-1945 гг.

Школьная жизнь в годы войны

В 1941г. состоялся первый выпуск учащихся из 10 класса. Выпускников было 40 человек!

Выпуск 1941 г. 10 класс

Случилось так, что 21 июня 1941 г. прошел торжественный и веселый выпускной вечер. Подозревали ли выпускники, что их ждет завтра? А ЗАВТРА изменило жизнь на ДО и ПОСЛЕ.

Их было более 20 человек. Среди выпускников 1941 г. на войну ушли Рябоконь И. И., Стацун В. И., Дударев П. П., Огородник А. А., Скороботов А. П. и другие.

Вот как вспоминает об этом времени учитель русского языка и литературы Попова Вера Васильевна: «Невозможно передать боль, когда узнаешь, что наши питомцы не вернуться больше в Завьялово. Плач их матерей до сих пор стоит в ушах. Как сейчас вижу белокурого, кудрявого, голубоглазого девятиклассника Никона Мазура, сидящего на первой парте, в параллельном девятом – Васю Огородника, смуглого, черноглазого, сидящего на третьей парте. Ушли на фронт многие, и осиротели девочки. Ушли на фронт и учителя-мужчины, остались только женщины во главе с пожилым директором Алексеем Алексеевичем Федоровым…» [6].

Фото педагогического коллектива. 1943 г.

Вместе с учениками ушли на фронт и учителя Поспелов Павел Африканович, Огарков Николай Васильевич, Сушенцов Николай Петрович и другие. О Павле Африкановиче известно, что он родился в 1913 г. На фронт был призван в 1941 г. Попал в 140 стрелковую бригаду, получил воинское звание «техник-интендант 2 ранга» [6]. Известно, что техник-интендант 2 ранга – это член армии, который занимается организацией материально-технического обеспечения. Он распределял и вел учет материалов, продуктов питания, вооружения и техники для удобства и эффективности в боевых действиях. 14 мая 1942 г. Павел Африканович погиб.

Приказ об исключении из списков Поспелова П. А.

Другой учитель – Огарков Николай Васильевич – родился в 1906 г. Был призван на фронт в декабре 1941 г. Был стрелком. В июне 1942 г. попал в 389 запасной стрелковый полк, в котором прошел боевой путь до Ленинграда. В январе 1944 г. был перенаправлен в 171 запасной стрелковый полк, в котором, предполагаем, и встретил победу. После войны вернулся в родное село [6].

Именной список части. Огарков Н.В.

Пока одни сражались на фронте, другие продолжали жизнь в тяжелых условиях тыла. Было очень трудно. Но школа работала. В 1942 г. из школы выпустились 25 учащихся, в 1943 г. – 30, 1944 г. – 20, а в 1945 г. – 18 выпускников.

Выпуск 1945 г. 10 класс

«Учебный год начинали с 1 сентября. С большой теплотой вспоминаю тех ребят – школьников, которые работали как взрослые мужчины, и девочек, таких хрупких, но по-взрослому сильных духом. Никого не приходилось ни погонять, ни упрашивать. О плохой дисциплине в школе и речи не было. Из школьников создавали бригады пахарей и сеяльщиков. Лошади тощие, сбруя старая, плугов мало, тракторов нет. 1 мая 1942 г. решили встретить большой выработкой пахоты. Бригады вызвали друг друга на соц. соревнования. Встали в 4 часа утра – не проспали. А вечером подводили итог.

Собирали теплые вещи для фронтовиков, помогали стряпать пряники и пельмени и отправлять посылки на фронт. Собирали пустые бутылки для горючей жидкости. Каждый день работали для фронта, никто не думал о славе, а честно и доблестно выполнял свой долг перед Родиной» [6].

Время было тяжелое, не хватало учебников, тетрадей, хлеба. Но, несмотря на это, ребята учились хорошо. Из воспоминаний преподавателя математики Антона Ивановича Новоселова: «Интересен был в 1942-1943 учебном году 10 класс. Интересен борьбой за отличную оценку. Вера Спирченко, Варвара Долгих, Нина Тихоницкая учились только на «5», Александра Кокорина, Ольга Афонченко, Инна Суржа, Юлия Борисенко, Анна Мартюшева, Лидия Перемитина, Ольга Яцкова, Нина Чаплыгина учились только на «хорошо» и «отлично».

Учитель русского языка и литературы Огородник А. И. читала с учениками вслух по вечерам, учила их танцевать, работала с ними на полевом стане и ставила спектакли. «Готовили миниатюры на сюжеты из событий Великой Отечественной войны, классические пьесы. Посмотреть их выступления в школьный зал приходили старики, матери, подростки…» (Новоселов А. И.)

Так проходили день за днем, месяц за месяцем, год за годом. Сказать, что было сложно – ничего не сказать. Но никто и не собирался сдаваться. Продолжалась учеба и активная общественная работа. В школьных альбомах сохранились следующие воспоминания: «… Шел 1944 год. Год успешных наступательных боев нашей доблестной Советской Армии. Для школ этот год был значителен тем, что вышло постановление партии и правительства о сдаче государственных экзаменов в 10 классе на аттестат зрелости. Тогда в Завьяловской школе в 10 классе было 18 человек. Им было особенно трудно, к ним предъявлялись высокие требования.

Однако этот дружный, спаянный коллектив не растерялся. Экзамены успешно сдали все ученики. За ходом госэкзамена следила вся школа, родители, общественность. Вася Долгих за отличную учебу и успехи получил золотую медаль. После окончания школы он поступил в Московский государственный университет...» [6].

Кроме хорошей учебы, 10 класс вел большую общественную работу. На областной выставке стенные газеты получили первую премию, потому что они были содержательными.

Под руководством 10 класса учащиеся школы во главе с военруком Василием Ивановичем Шпаком организовали активную санитарную работу. За это школа тогда получила Всесоюзное Красное знамя. Помню, как кафедра Новосибирского мединститута проводила с учащимися школы тактические занятия в поле». Вот что сохранилось об этом событии: «… Чуть брезжит рассвет. Три часа утра. Школьники в сборе. Наступающие части, части, державшие оборону, санчасти на своих местах. По сигналу полковника, заведующего кафедрой, который руководил занятиями, все двинулись. Тут и укрытия, и окопы, перебежки, условные раненые, рукопашный бой – все было организовано отлично».

Борясь за честь школы, учащиеся создали сводный хор из 100 человек. Хор участвовал в районной и областной олимпиадах, где занял первые места, получил премию, диплом, а руководитель – ученик Суржа Владимир – именные часы, школа – баян [6].

Учащиеся принимали активное участие в работе физкультурной секции. В районных соревнованиях с 1941 по 1948 гг. школа также держала первые места.

Все ждали только одного – ПОБЕДЫ. Однако зимой 1945 г. случилась беда: в школе начался пожар. Выпускники и учителя позже вспоминали, как «ученики бросались в огонь, рискуя жизнью, спасали все, что было возможно». К сожалению, сохранить школу не удалось. До постройки новой школы (прим. до 1951 г.) располагались в разных зданиях села.

Таким образом, война разделила жизнь школьников и учителей на до и после. На долю каждого выпало огромное испытание, выдержать которое смог не каждый. А они смогли. Одни шли на фронт защищать Родину, другие оставались в тылу, совмещая учебу с работой. Каждый делал все для исполнения лозунга: «Все для фронта, все для Победы».

Дети – фронту. Тимуровское движение завьяловских школьников в годы войны

Массовое тимуровское движение зародилось в 1941 г. после выхода на экраны фильма «Тимур и его команда». В первые же дни войны в нашем селе развернулось движение тимуровцев. Помощь школьников была довольно ощутимой.

Вспоминает Анна Лукьяновны Рубан: «Мы, школьники-тимуровцы, в первую очередь старались помочь больным, инвалидам. Помню, на улице Галанской (прим.-ныне Центральной) жил дедушка Кукарцев. Мы ему весной вскапывали огород. Копали лопатами, т.к. тогда не пахали, берегли лошадей для поля. Осенью помогали убирать картофель. А еще наше звено ходило к дедушке Варфаломееву. Он жил один на улице Чертенковской. Мы с девочками убирали в доме, иногда стирали белье, а мальчики носили воду, рубили хворост.

Помню и о том, как дедушка Арсентий Кириченко доверял ребятам корову. Она могла ходить в упряжке, и мальчики ездили на ней в лес за хворостом» [5].

Все лето тимуровцы работали в поле: пахали, боронили, сеяли, убирали сено со взрослыми, помогали убирать урожай. «А сколько колосков мы собрали – вспоминает Анна Лукьяновна Рубан – сколько лекарственных трав сдали! Домой не ходили, ибо бригады были далеко, а работали до позднего вечера. Только раз в неделю уходили, чтобы помыться в бане».

А еще Анна Лукьяновна вспоминает о том времени, когда в село приехали эвакуированные и как сельские дети с любовью и заботой относились к ним, а те, обвыкнув, тоже начали оказывать посильную помощь [5].

Раиса Лобко вспоминает: «Довольно часто мы, старшеклассники, собирались в школе или у кого-нибудь дома и шили кисеты, вязали носки и варежки, собирали теплые вещи. Потом всё это посылали на фронт. В посылки ложили письма бойцам, открытки. Поздравляли воинов с праздниками, желали здоровья и побед» [5].

Тимуровское движение продолжилось и в послевоенное время. Тимуровцы оказывали помощь ветеранам войны и труда, на домах ветеранов войны горели красные звездочки. Шефствовали над детским садом, памятником, оказывали помощь совхозу, лесхозу. К празднику готовили концерты.

Выпускники школы 1941 г. – участники Великой Отечественной войны

В 1941 г. из стен школы выпустились 20 учащихся. В первые месяцы после получения аттестата многие из них ушли на фронт. Среди них были Рябоконь И. И., Стацун В. И., Дударев П. П., Фомина (Огородник) А. А., Скороботов А. П. и другие.

Скороботов Александр Петрович

Родился в нашем селе в 1923 г. На фронт был призван 23 сентября 1941 г. Имел воинское звание «рядовой». В годы войны попал в воинскую часть «3-я лыжная Карельская бригада». [2] Считается пропавшим без вести с февраля 1943 г.

Список военнослужащих, пропавших без вести (Скороботов А. П. последний снизу)

Стацун Вера Ивановна

Родилась 24 сентября 1923 г. в с. Завьялово. В 1941 г. окончила Завьяловскую среднюю школу. Имела образование 10 классов. После школы окончила военное училище и в 1942 г. была призвана на фронт. За годы войны прошла боевой путь от г. Орла до г. Риги. Служила в 135 штурмовом авиационном полку. Имела звание сержанта. После окончания Великой Отечественной войны воевала в Японии, за что была награждена медалью «За победу над Японией». Также имела много юбилейных наград. О дне Победы вспоминала: «День 9 мая 1945 г. был радостным. Я его встретила в г. Будславе (прим. Белоруссия)». В школьном альбоме сохранились пожелания Веры Ивановны школьникам: «Чтобы всегда небо было чистым и чтобы никто больше не испытал ужаса войны» [7].

Стацун В. И.

Фомина (Огородник) Анастасия Андрияновна

В 1941 г. школу окончила еще одна выпускница – Анастасия Андрияновна. Уже с сентября 1941 г. она начала работать учительницей в Рожневской начальной школе. В Красную Армию была призвана в мае 1942 г. Сначала проходила службу в г. Новосибирске на курсах связи, где получила специальность радиомастера наземных станций. Затем была служба в десантных войсках. В 1943 г. окончила школу младших авиаспециалистов, после чего была отправлена на Украинский фронт. Работать пришлось на походной метеостанции (АМС – А-аэродромная) в качестве техника-наносителя синоптических карт. Машина, в которой работала Анастасия Андрияновна, всегда стояла в 100 метрах от командного пункта, рядом с аэродромом. Бомбили, но осталась жива. Войну закончила в Чехословакии [5].

Огородник А. А.

Рябоконь Иван Ильич

Иван Ильич родился в 1922 г. в с. Абышево Промышленновского района Кемеровской области. В Завьяловской средней школе он учился с 1938 по 1941 г. Вместе со своими одноклассниками в 1942 г. ушел на фронт. С мая 1942 г. по февраль 1943 г. был курсантом военно-пехотного училища. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками на Западном, Втором Белорусском фронтах, в составе полевого управления северной группы войск. В сражениях под г. Гельня был ранен и отправлен в госпиталь г. Загорска. День Победы встречал в г. Штеттин. Награжден медалями «За Кенигсберг», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За трудовую доблесть на войне», Благодарственным письмом польского правительства, орденом Отечественной войны I степени.

 

Рябоконь И. И. и документ о его награждении

Демобилизовался в декабре 1946 г. После войны работал вторым секретарем Подунского райкома ВЛКСМ. В 1984 г. ушел на заслуженный отдых [5].

Дударев Петр Павлович

Петр Павлович родился в 1924 г. Жил в селе Соломатово Тогучинского района. В Завьяловской школе учился с 5 по 10 классы. В 1941 г. окончил школу, а в августе 1942 г. призван в Красную Армию. В феврале 1943 г. он окончил Первое Томское артиллерийское училище и был отправлен на фронт [5].

Участвовал в боевых действиях Великой Отечественной войны в качестве старшего лейтенанта. При боях на западном берегу Днепра был ранен. После выздоровления с 1944 по 1947 гг. служил в Польской Армии. В 1950 г. окончил Военную академию им. Дзержинского. Полковник в отставке. Работал на военной кафедре Кузбасского политехнического института. За службу получил награды: орден Отечественной войны II степени; медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; 2 ордена и 3 медали от Польши; медаль «Ветеран труда»; юбилейные медали [2].

Дударев П. П.

Таким образом, выпускники Завьяловской школы приняли активное участие в приближении Победы в Великой Отечественной войне. Одни ушли на фронт, другие помогали фронту, находясь в тылу. Сложнее всех пришлось выпускникам 1941 г., т. к. они те, кто еще вчера сидел за партой и мечтал о счастливой взрослой жизни, а уже через несколько месяцев отправился на фронт защищать Родину. Никто не жаловался, а принимал происходящее как должное. Это настоящие Герои. Мы ими гордимся.

Одни ушли на фронт, другие – работали в тылу, помогая первым. Ушли на фронт и учителя. В школе остались обучать детей женщины и учителя – мужчины пожилого возраста.

Было очень трудно. Но школа продолжала работать. Ученики работали как взрослые наравне с учителями. Никто не жаловался. Все понимали, что они должны помогать тем, кто на фронте, своему селу, Родине.

По вечерам учителя читали с учениками вслух книги, ставили спектакли, с которыми выезжали выступать, защищая честь школы. В то же время в школе продолжал действовать физкультурный кружок. Обучающиеся принимали активное участие в спортивных соревнованиях. Все жили дружно как одна большая семья. С болью и трепетом вспоминали ребят, ушедших на фронт и ждали их скорейшего возвращения. К сожалению, не всем было суждено вернутся. Но все же многие вернулись! Их встречали со слезами на глазах, приглашали на школьные вечера и помогали им в послевоенные годы.

Список использованных источников

1. Как изменилась русская школа и школьная программа после 1917 г. https://mel.fm/zhizn/istorii/8206479-school-after-1917.

2. https://pamyat-naroda.ru/.

3. Государственный Архив Новосибирской области (ГАНО) Ф. Р-1119, оп. 1, д.71, л.25,34.

4. Альбом «Выпуск 1941 года» // Материалы школьного музея.

5. Альбом «Дети-фронту» // Материалы школьного музея.

6. Альбом «История Завьяловской школы» // Материалы школьного музея.

7. Альбом «Они сражались за Родину» // Материалы школьного музея.

Количество просмотров: 1323  

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
1. «Всего пришлось повидать…». Семейная история спецпереселенца из Молдавии ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Условия и формы жизни горожан Западной Сибири второй половины XIX – начала XX века в досоветской историографии ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Строительство соцгородов. 33 квартал ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Дом на Красном. Часть 1. Суриковская ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Всё для Победы: трудовой подвиг жителей Краснозерского района во время Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Фундамент для мегаполиса: о ликвидации оврагов в долине р. Каменки в г. Новосибирске в 1960-80-ые гг. ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Завьяловская школа в годы Великой Отечественной войны и её герои-выпускники ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. «Сибирский педагогический журнал»: история научного издания Новосибирска ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Север, зэки, радиомачта и две авиакатастрофы. Новая история места в Новосибирске ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Юбилей деревни Бугры ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы