Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС

 
 

Тишин Николай Олегович,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МАОУ «СОШ № 218» г. Новосибирска

 

Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС

Проект «Футбол в школе» охватил свыше 1,8 миллиона обучающихся из разных регионов страны, более 5 тысяч образовательных организаций. Организаторами выступают Российский футбольный союз совместно с Министерством просвещения Российской Федерации при поддержке Министерства спорта Российской Федерации. В рамках проекта обучающиеся занимаются футболом на уроках физкультуры, во внеурочное время, дополнительных секциях, участвуют в фестивале «Футбол в школе», соревнованиях Школьной футбольной лиги «Кожаный мяч», «Дне массового футбола».

Футбол – командный вид спорта, который в настоящее время является самым популярным и массовым видом спорта в мире. Это вид спорта с нагрузками смешанной направленности, который требует от игроков хорошего уровня показателей всех физических качеств. Физические качества футболистов обеспечивают эффективную реализацию двигательных действий, физиологических, психических и биохимических процессов. Физическое качество – способность человека успешно выполнять двигательные действия, решая первоначально поставленную задачу (быстрее, выше, сильнее). Футбольные средства развивают такие физические качества, как выносливость, быстроту и координационные способности.

Выносливость футболистов определяется их способностью выполнять двигательную и игровую деятельность длительное время в умеренном режиме либо кратковременную деятельность с максимальной интенсивностью, а также быстро переключаться с одного вида работы на другой.

В процессе совершенствования аэробно-анаэробных возможностей решаются следующие задачи:

а) повышение анаэробных возможностей (главным образом их гликолитического компонента);

б) повышение аэробных возможностей (в частности, совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем);

в) совершенствование быстроты переключения физиологических функций при изменении интенсивности работы;

г) повышение физиологических и функциональных границ устойчивости по отношению к сдвигам внутренней среды, вызванным напряженной работой.

Быстрота (скорость) – решающий фактор успешного действия игроков и команд в целом, это такой комплекс функциональных свойств человека, который характеризует его способность совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

В футболе понятие быстроты включает в себя скорость перемещения и реакции на мяч и скорость тактического мышления, т. е. способность быстро перемещаться по полю, быстро останавливать мяч, передавать партнеру, производить удар и др.

Таким образом, скорость футболиста – это целая серия составляющих:

– скорости старта в простой ситуации;

– скорости старта в сложной ситуации;

– скорости стартового разгона;

– абсолютной (пиковой) скорости;

– скорости выполнения технического приёма;

– скорости рывков – тормозных действий;

– скорости переключения от одного действия к другому.

Координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному  управлению и регулировке двигательного действия: специальные, специфические и общие.

Под общими координационными способностями понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специальные координационные способности – это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Под специфическими понимаем возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке отдельными специфическими заданиями на координацию (ритм, реагирование, равновесие).

Футбол – вид спорта, который способствует всестороннему физическому, интеллектуальному, нравственному развитию обучающихся, укреплению здоровья, привлечению школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, их личностному и профессиональному самоопределению. Во время образовательной деятельности постоянно меняется комплекс упражнений, чередуются нагрузки, в разном порядке и с разными интервалами следуют упражнения, отличающиеся по характеру, напряжённости и длительности. Борьба за мяч связана с ходьбой, бегом и резкими остановками, быстрым стартом и ускорениями, прыжками, ударами по мячу и даже акробатическими приёмами. Ещё игроку необходимо уметь удерживать равновесие, ориентироваться в пространстве, чувствовать темп, быть гибким, координированным и ловким. Сформировать эти навыки возможно только в том случае, когда во время занятий применяются элементы из других видов спорта.

Футбол – командная игра, каждому члену команды надо уметь выстраивать отношения с другими игроками. Умение или неумение идти на контакт и договариваться имеет серьёзное влияние на результат деятельности, а психологический климат в команде нередко играет определяющую роль в итоге игры. Поэтому футбол – это еще и возможность выработать коммуникативные навыки. Ведь игра не состоится без сотрудничества и сплочённости, желания находить общий язык и решать конфликтные ситуации.

Постоянно изменяющиеся сочетания движений, действий и отдыха, резкая перемена обстановки связаны с тем, что необходимо следить за движущимся мячом, в доли секунды оценивать ситуацию и тут же реагировать на неё точным движением. Причём как лично, так и в совместных действиях. Значит, важна быстрота ответной реакции, способствующая стремительному выполнению движений.

Психологи рекомендуют занятия командными видами спорта для развития лидерских качеств. Футбол располагает к этому, потому что здесь ребёнок может проявлять инициативу и принимать решения, которые могут повлиять на исход игры. Взаимодействие с другими детьми научит его ответственности не только за себя, но и за работу коллектива, а также позволит проявить себя и стать капитаном команды.

Футбол – игра, где формируются важные черты характера, развиваются многие навыки: умение общаться, способность выдерживать физическую нагрузку, умение быстро реагировать и самостоятельно принимать решения. Даже если в дальнейшем обучающийся не выберет спортивную карьеру, приобретённые качества будут полезны для достижения высоких результатов не только в спорте, но и в жизни.

Занятия футболом для детей и подростков имеют оздоровительную направленность, повышают уровень функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и других систем организма человека, а также предполагают длительное время нахождения на свежем воздухе, что в сочетании с физическими упражнениями является формой закаливания и благотворно влияет на укрепление здоровья, снижение заболеваемости, повышение устойчивость организма к меняющимся погодным условиям и повышение уровня работоспособности детей.

Целью внеурочной деятельности «Футбол» в нашей школе является формирование у обучающихся навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом с использованием средств вида спорта «футбол».

Преимущество состоит в том, что используемые в образовательной деятельности технологии футбола решают комплекс основных задач физического воспитания на всех уровнях общего образования; создают оптимальные условия развития личности, обеспечивают гибкость и вариативность содержания образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностям обучающихся; являются действенным средством укрепления здоровья детей и подростков в общеобразовательной организации; формируют навыки собственной безопасности и культуры поведения при занятиях физической культурой и спортом; расширяют принцип возможности интеграции уроков физической культуры с формами дополнительного физкультурного образования на основе футбола; являясь действенным средством укрепления здоровья детей и подростков в школе, подготовки обучающихся к сдаче норм ВФСК ГТО и подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах страны, формируют навыки собственной безопасности в экстремальных ситуациях современного мегаполиса.

Физическая подготовленность характеризуется функциональными возможностями различных систем организма (сосудистой, дыхательной, мышечной) и развитием основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости).

Была разработана и реализована методика повышения физической и функциональной подготовленности футболистов во внеурочной деятельности «Футбол в школе». В методике повышения физической и функциональной подготовленности футболистов использовались четыре режима физической нагрузки в порядке решения задач, исходя из этапа спортивной подготовки: восстанавливающий – 70-75 %; поддерживающий – 80-85 %; развивающий – 85-95 %; соревновательный – 95-100 %.

При использовании метода круговой тренировки и повторного метода применялся активный или смешанный характер отдыха (бег, ходьба, упражнения с партнером, упражнения с мячом); продолжительность отдыха по мере роста подготовленности снижалась (между сериями – с 5-7 до 3-5 минут; между повторениями – с 60 до 15 секунд); количество повторений и серий постепенно возрастало (с 10-20 до 30-60 повторений; с 2-3 до 4-6 серий). При дозировании величины нагрузки также учитывался индивидуальный уровень физической и функциональной подготовленности футболистов. Упражнения специальной физической подготовки выполняют не только с мячом – ведение на максимальной скорости (быстрота, выносливость); финты, обводка стоек (ловкость); удары по мячу и вбрасывание, отбор и перехват мяча в подкате и в прыжке (скоростно-силовые способности) и без мяча (спортивные и подвижные игры).

Весьма эффективны разнообразные упражнения смешанной аэробно-анаэробной направленности. Примерами данных упражнений выступают спортивные и подвижные игры, которые выполняются с переменной интенсивностью в нагрузочной работе. В ходе равномерного и соревновательного метода применялся активный вид отдыха (бег, активные и пассивные упражнения, дыхательные упражнения, технико-тактические упражнения, упражнения с мячом); продолжительность отдыха составляла 2-3 минуты для выполнения следующего упражнения на фоне усталости. Одним словом, особое место в физической и функциональной подготовленности отводится методам, которые позволяют проработать не только физические качества – быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости, но и функциональные возможности различных систем организма: сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной.

Постоянно усложняющиеся требования ставят задачу поиска новых решений в подготовке юных спортсменов, наиболее рациональных технологий, методов и средства тренировки, которые бы были максимально приближены к характерной для футбола деятельности. Применение игровых технологий на занятиях способствует получению высоких результатов в физическом развитии, обеспечивает высокий уровень двигательной активности и благополучное эмоциональное состояние.

Подбирая игры для тренировочного процесса, учитываю возрастные особенности обучающихся и уровень их физической подготовки, использую возможности индивидуального подхода. Провожу занятия динамично, подбираю формы организации тренировки рационально, активно применяю спортивный инвентарь. Преимущество игровых технологий заключается в том, что их можно применять на любых этапах тренировки в течение года.

Игровые и соревновательные технологии связаны, потому что не существует игр без соревновательного характера, именно он придает яркость, рождает интерес к игре, помогает выплеснуть накопившиеся эмоции и развить у обучающихся способность оценивать свои действия, планировать их.

На начальном этапе обучения следует уделять внимание каждому обучающемуся, используя индивидуальный подход, т.к. у начинающих спортсменов еще недостаточно развиты для игровой деятельности функциональные возможности и психомоторные функции. Следует исключить упражнения, которые создают такую обстановку, при которой юным футболистам придётся быстро реагировать на меняющиеся условия в игре. Во время занятий с начинающими футболистами лучше изучать 2-3 технических приема.

Грамотно подобранные игры и игровые упражнения развивают координацию движений, способствуют повышению выносливости, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Игровые и соревновательные технологии создают условия для развития ловкости, скоростно-силовых качеств, инициативности, быстроты, совершенствования двигательной активности, пространственной ориентации, развития чувства взаимопомощи и самостоятельности.

Соревновательно-игровые задания, применимые в тренировочном процессе юных футболистов, были разбиты на блоки, которые включали: блок А – задания на развитие физических качеств; блок Б – задания на развитие «чувства мяча»; блок В – задания, направленные на обучение ударов различными способами; блок Г – задания, направленные на обучение передач и остановок мяча различными способами; блок Д – задания, направленные на обучение ведения мяча различными способами; блок Е – задания, направленные на закрепление и совершенствование элементов игры в футбол.

Игровые задания проводились в каждой части занятия в чередовании с «неигровыми» заданиями, т. к. сочетание метода строго регламентированных упражнений с соревновательным и игровым методами физического воспитания позволяет сохранять у обучающихся устойчивый интерес к выполнению предлагаемых упражнений на протяжении всего занятия.

Игровые упражнения на развитие физических качеств проводились в основной части, после выполнения традиционных и соревновательно-игровых заданий на освоение и совершенствование технических элементов. Упражнения в форме игры на развитие быстроты и ловкости проводились во второй половине основной части занятия. Задания с преимущественной направленностью на развитие выносливости выполнялись в конце подготовительной и в конце основной части. Игровые задания на развитие гибкости проводились в подготовительной и заключительной части занятия. Игровые задания, способствующие запоминанию терминологии футбола, проводились в качестве активизации внимания учащихся и активного отдыха несколько раз в течение тренировочного занятия. В заключительной части занятия использовались игры преимущественно малой и средней интенсивности, в основу которых положены задания на внимание, быстроту реакции, короткие перебежки, несложные действия с мячом.

Применение игровых и соревновательных технологий создает положительную эмоциональную окраску на тренировках, способствует развитию и укреплению устойчивого интереса к занятиям футболом, развитию физических качеств и сплочению команды спортсменов, совершенствованию двигательных навыков.

Оценить уровень физической подготовленности можно посредством контрольных испытаний (тесты с футбольным мячом и без), а уровень функциональной подготовленности – при помощи функциональных проб (пробы на определение работоспособности функциональных систем организма, гипоксические и ортостатические). Уровень физического и функционального развития футболистов 10-13 лет мы исследовали при помощи следующих тестов и проб:

– тест на комплексное определение скоростных способностей. Цель теста – определить уровень скоростных способностей спортсменов;

– комплексный силовой тест. Цель теста – определить уровень силовых способностей спортсменов;

– тест на определение общей и специальной выносливости. Цель теста – определить уровень выносливости спортсменов;

– проба Руфье. Цель пробы – оценка работоспособности сердечно-сосудистой системы;

– проба Генчи. Цель пробы – оценка способности переносить аноксию.

В результатах спортсменов выявлено значительное повышение в показателях, прирост составляет диапазон 5-10 %.

Обучающиеся, посещающие внеурочную деятельность «Футбол в школе», принимают участие в разных конкурсах, одерживают победу на всех этапах игр по футболу: районном, городском, региональном, всероссийском уровнях.

Команда юношей МАОУ «СОШ № 218» заняла 1 место в районном этапе Всероссийского турнира по футболу «Кожаный мяч» Калининского района г. Новосибирска, 2024 г.

Команда юношей МАОУ «СОШ № 218» (2012-2013 года рождения) заняла 1 место в городском этапе Всероссийского турнира по футболу «Кожаный мяч» (школьная футбольная лига) среди команд мальчиков возрастной группы до 13 лет, 2024 г.

Команда юношей МАОУ «СОШ № 218» (2012-2013 года рождения) заняла 1 место в региональном этапе Всероссийского турнира по футболу «Кожаный мяч», 2024 г.

Команда юношей МАОУ «СОШ № 218» (2012-2013 года рождения) заняла 14 место во Всероссийском этапе турнира по футболу «Кожаный мяч», 2024 г.

Команда юношей МАОУ «СОШ № 218» (2012-2013 года рождения) заняла 1 место в районном этапе соревнований по футболу среди юношей МОО Калининского района г. Новосибирска в возрастной категории 2012-2013 года рождения, 2023 г.

Грамота за 3 место команде юношей МАОУ «СОШ № 218» в районном этапе соревнований по футболу в рамках Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» среди обучающихся образовательных организаций Калининского района г. Новосибирска, 2024 г.

Грамота команде МАОУ «СОШ № 218» за 2 место в первенстве Калининского района г. Новосибирска по мини-футболу среди мальчиков 2008-2009 года рождения в 2021-2022 учебном году.

Грамота команде МАОУ «СОШ № 218» за 2 место в первенстве Калининского района г. Новосибирска по мини-футболу среди мальчиков 2010-2011 года рождения в 2021-2022 учебном году.

Диплом игроку команды МАОУ «СОШ № 218» в номинации «Лучший защитник» в первенстве Калининского района по мини-футболу среди мальчиков 2010-2011 года рождения в 2021-2022 учебном году.

Диплом игроку команды МАОУ «СОШ № 218» в номинации «Лучший защитник» в первенстве Калининского района по мини-футболу среди мальчиков 2008-2009 года рождения в 2021-2022 учебном году.

Также обучающиеся внеурочной деятельности «Футбол в школе» показали прекрасные результаты в других видах спорта и награждены грамотой за 2 место в районном этапе легкоатлетического кросса «Золотая осень» среди юношей МОО Калининского района города Новосибирска в возрастной категории 2009 года рождения и младше в 2023 году; грамотой за 2 место в муниципальном этапе соревнований по шахматам в рамках «Всероссийских спортивных игр школьных спортивных клубов» среди обучающихся МОО г. Новосибирска в 2023 году; дипломом за 1 место команда юношей Калининского района в городской спартакиаде по волейболу среди обучающихся общеобразовательных организаций города Новосибирска в 2020 году; грамотой за 3 место команда девушек МАОУ «СОШ № 218» в районном этапе соревнований по волейболу среди девушек МОО Калининского района г. Новосибирска в 2023 году; грамотой за 3 место команда девушек МАОУ «СОШ № 218» в районном этапе соревнований по настольному теннису в рамках Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» среди обучающихся МОО Калининского района г. Новосибирска в 2024 году.

Таким образом, поставленные во внеурочной деятельности «Футбол в школе» задачи в полном объеме реализуются на протяжении нескольких лет, приводят к высоким результатам благодаря методике повышения физической и функциональной подготовленности: происходит всестороннее гармоничное развитие обучающихся, увеличение объёма их двигательной активности; укрепление физического, психологического и социального здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, обеспечение культуры безопасного поведения на занятиях по футболу; освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития футбола в частности; формирование общих представлений о футболе, о его возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовки обучающихся; формирование образовательного фундамента, основанного как на знаниях и умениях в области физической культуры и спорта, так и на соответствующем культурном уровне развития личности обучающегося, создающем необходимые предпосылки для его самореализации; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими приемами вида спорта «футбол»; воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества; развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Физическая культура», удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом; популяризация футбола среди подрастающего поколения, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям футболом, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта.

Список используемой литературы

1. Андреев С. Н., Левин В. С. Мини-футбол. Подготовка футболистов в спортивных школах и любительских командах. Методическое пособие. – Липецк: ГУ «РОГ», 2004.

2. Варюшин В. В. Тренировка юных футболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

3. Врублевский Е., Костюкевич В., Модели тактики игры в футболе. – М.: Спорт, 2020.

4. Еремеев С. Мой любимый футбол. – М.: Мир образования, 2019.

5. Лапшин О. Б. Учим играть в футбол. Планы уроков. – М.: Человек, 2018.

6. Погадаев Г. И. Физическая культура. Футбол для всех 1-4 кл. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2019.

7. Погадаев Г. И. Физическая культура. Футбол для всех 5-9 кл. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2019.

8. Погадаев Г. И. Физическая культура. Футбол для всех 10-11 кл. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2019.

Количество просмотров: 1233  

Добавить комментарий

1. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества?
2. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка
3. Проектирование современного урока в начальной школе
4. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка
5. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе
6. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры
7. Эффективные приёмы планирования современного урока
8. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения
9. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense
10. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности
11. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром
12. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО
13. Семья и школа: от диалога к партнёрству
14. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка
15. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках
16. Проектирование современного урока
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
18. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы