Нескучный урок для детей дошкольного и младшего школьного возраста

 
 

Арбагулова Оксана Анатольевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДДТ «Первомайский» г. Новосибирска

 

Нескучный урок для детей дошкольного и младшего школьного возраста

По мнению педагогов-психологов, современные дети характеризуются неустойчивым вниманием, неумением сосредоточиться над учебной задачей. Компьютеризация плотно вошла в нашу жизнь. Клипы, сторис, рилсы – это разные форматы подачи информации, но их всех объединяет одно – динамичность подачи и восприятия. В последнее время все специалисты в один голос заявляют о том, что внешнюю среду ребенок воспринимает клиповым мышлением, и неважно сколько ему лет. Из внешней среды ребенок в буквальном смысле выхватывает только ту информацию, которая самая яркая, на чем концентрируется его внимание, то, что легче запоминается.

В современных условиях системы образования, будь то основное или дополнительное, педагогу очень важно уметь грамотно решать проблему концентрации внимания у ребенка, от этого фактора зависит уровень освоения материала, его понимания и в дальнейшем полноценного применения полученных навыков на практике. Поэтому педагог должен понимать – мало подготовить урок, его нужно сделать таким, чтобы ребенку было интересно, чтобы он его понял, запомнил и на следующий урок пришел с большим желанием заниматься дальше.

В данной статье я поделюсь своим опытом по решению данной проблемы, поскольку имею многолетний опыт работы с детьми разных возрастов в качестве педагога-хореографа и руководителя детского хореографического коллектива.

В соответствии с методикой проведения урока по ритмике, педагог решает сразу несколько задач:

– развитие музыкальности у ребенка;

– развитие двигательных качеств и умений;

– развитие творческих способностей ребенка;

– развитие и тренировка психических процессов;

– развитие нравственно-коммуникативных качеств личности ребенка.

Для того чтобы выполнить поставленные задачи, педагогу необходимо правильно и интересно выстроить урок, использовать разнообразные формы, приемы и методы работы (таблица № 1).

Таблица 1

Наиболее успешные формы и методы работы

№ п/п

Формы работы

Методы работы

1

групповая

словесный, наглядный

2

индивидуальная

словесный, наглядный

3

творческое занятие

практический

4

концерт, выступление

игровой

5

занятие – фантазия

театрализованный

6

репетиция

самообучение учащихся

7

занятие – игра

беседа, рассказ,

танцевальный показ

Исходя из практики, могу сказать, чтобы не столкнуться с проблемой большого «отсева» детей, необходимо выстраивать урок с разнообразными играми, заданиями на смену активности и умственной, и физической.

Правильно подобранное музыкальное сопровождение урока – залог успеха педагога и детей. Для своих занятий я подбираю музыкальные произведения, простые по стилю, жанру и характеру, доступные для детского восприятия, имеющие яркую выразительную мелодию, а также четкий ритмический рисунок. Мною подмечено, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание детей, а сложный музыкальный материал по мелодическому рисунку, может затруднить процесс выполнения танцевальных движений. Если дети на занятии отвлекаются – значит им уже неинтересно, и они устали.

Для того чтобы сконцентрировать внимание детей, я использую приемы: переключение внимания, смена рисунка построения, а порой даю возможность просто побегать и поиграть. Далее я приведу примеры игр из своей практики, которые помогут не только обучающимся переключиться, но и педагогу сконцентрировать внимание детей для продолжения урока. Каждая игра направлена на решение какой-либо проблемы: устали молчать – мы поговорим, трудно находиться долго в одной точке – мы побегаем, физически устали – мы полежим. Для этого я использую фразу: «А давайте поиграем!» и предлагаю детям переключиться. Стихи и считалочки помогут детям отвлечься от привычного хода урока.

Когда нужно поговорить

Вместе с детьми хором проговариваем детское стихотворение и показываем руками движения:

Ладушки, ладошки, звонкие хлопушки!

Где вы бывали? Что вы работали? (ритмично хлопаем в ладоши)

Рылись мы в песочке, (руками показываем – как копаем песок)

Клали пирожочки, (соединив две ладошки, кладем пирожки слева, справа)

Кубики сложили, (руками перед собой складываем кубики – левая рука, сверху правая и опять левая рука над правой)

Домик смастерили, (собираем руки вверху над головой – показываем крышу дома)

Мышку поймали, (наклоняемся вперед и руками «ловим»)

Кошке не отдали (две руки прячем за спину).

Когда нужно побегать

Игра «Самолет»

Дети поднимают руки вверх на уровне плеч и хором говорят стихотворение:

Я сажусь в самолет – настоящий я пилот,

Я лечу – куда хочу. Виражи мне по плечу.

Под музыку дети, раскрыв руки в стороны (изображают самолет), бегут по классу произвольно. Педагог ставит задачу – без аварии, т. е. не столкнуться, и следит за детьми, чтобы предотвратить столкновения. Как только музыка стихла, все дети должны построиться в один общий круг, в нем можно провести еще какую-нибудь игру. Например, повторить понятия «право и лево».

Звучит музыка, и «самолеты» отправляются в полет. По окончании музыки дети строятся в двойной круг лицом друг к другу и обращаясь к напарнику говорят:

– А в кабине самолета есть отличных два пилота. Это ты, это я, мы теперь с тобой друзья!

Взявшись за руки, дети исполняют «галоп» в паре по кругу или проученные комбинации в паре. Далее продолжить урок перестроением на следующий этап, рисунок урока.

Когда нужно полежать

Педагог предлагает детям лечь, закрыть глаза и отдохнуть (звучит музыка «Спят усталые игрушки») – дети изображают сон или звучит песня приведений из мультфильма «Ничуть не страшно»: дети спят, а педагог изображает дружелюбное приведение. Можно предложить эту роль исполнить активным детям.

Варианты отдыха: лежа на спине посчитать звезды на небе или полетать в открытом космосе.

В играх я часто использую прыжки и другие танцевальные движения в образах, знакомых детям, например: жуки, аисты, игры в кузнечиков, мышат, лягушат помогут освоить хореографию на базовом уровне. Эти игровые приемы помогут детям отдохнуть или сконцентрировать внимание, а педагог сможет дальше продолжить изучать материал.

Для того чтобы детям было интересно выполнять несвойственные для повседневной жизни действия, их нужно обозначить. Я приведу пример одного урока, где это наглядно видно.

Пример урока.

1. Вводная часть

Поклон. Мальчики – короли, девочки – принцессы.

Разминка по кругу:

– Марш, ходьба на полупальцах с вытянутыми вверх (к солнышку) руками, ходьба на пятках (полет самолета – руки вытянуты в стороны); бег, перемещение по кругу в плие – «мячики», галоп.

2Ритмические упражнения на середине зала в образе «кукла»:

– Упражнения для головы, плеч и рук, наклоны корпуса, подъем на полупальцы и плие приседание, наклоны к полу – «кукла оживает».

Музыкально-ритмические комбинации хлопков ладонями – «кукла рада» и т. д.

3Партерная гимнастика

«Кукла» – дети сидят на полу, «складываемся» вперед.

Падаем на спину с поднятыми ногами вверх и возвращаемся в исходное положение – упражнение на проработку мышц спины и пресса.

Веселая растяжка:

– «Бинокль» – дети сидят на полу, вытянув две ноги вперед с натянутыми стопами, кисти рук делают «бинокль» и переводят голову из 1 точки во 2 и обратно, из 1 точки в 8 и обратно.

– «Бабочка» – дети сидят на полу, растяжка тазобедренных суставов.

– «Рыбалка» – дети сидят на полу, широко разведя ноги в сторону, кистями рук делаем маску для подводного плавания и «ныряем» в море, т. е. наклоняемся низко к полу – ловим рукой рыбу и складываем улов в воображаемое ведро. Последняя рыбка – она обязательно золотая рыбка – исполняет ими же загаданные желания, ее выпускаем в море.

– «Жуки» – дети сидят на полу с широко разведенными ногами в сторону, кисти рук округляем и ставим пальчиками на пол «жуков», которые ползут вперед максимально далеко.

Прыжки:

Исходное положение – 6-я позиция ног – соттэ (прыжки) – «как на батуте»,

Соте из 6 во 2 позицию – «растягиваем резиночку»

Сотте в плие – «Мячики».

4. Танцевальная

Танец-игра «В гости к бабушке». Музыкальное сопровождение – веселая, ритмичная музыка. Танец каждого животного – 16 тактов. Игра позволяет детям импровизировать, развивает творческие и актерские способности.

Дети становятся в большой круг, руками изображают ведение машины. Перемещаемся по кругу простым шагом в плие 16 тактов, педагог говорит:

– «Едем, едем мы в деревню, а навстречу нам корова»: все поворачиваются лицом в круг, делают пальцами рук рога и 4 раза мычат: «Му-у-у!», наклоняясь корпусом влево, вправо.

– «А мы поехали дальше»: все перемещаются по кругу.

– «Едем, едем, а навстречу нам курица»: все поворачиваются лицом в круг и танцуют танец курицы, которая крыльями машет, хвостиком виляет, а в конце копает лапкой.

– «И позвала курица цыплят»: машут руками – зовут цыплят.

– «Прибежали цыплята»: танцуют и клюют червячков.

– «Цыплята наелись, хвостиками виляют … и пришел папа петух»: все изображают петуха и кричат «Ку-ка-ре-ку».

– «Увел петух всех домой, а мы поехали дальше»: продолжают движение по кругу.

– «Едем мы, едем, а навстречу нам злая кошка»: все поворачиваются лицом в круг, показывают кошачьи когти и шипят.

– «Мы кошку покормили – она стала добрая»: все танцуют танец доброй кошки. Умываются, за ушком почесали, помяукали.

– «Кошка нам сказала: «Спасибо», и мы поехали дальше»: перемещаемся по кругу.

– «Едем мы, едем, а навстречу нам свинка, просит спинку почесать»: дети выстраиваются в одну линию и чешут спинку впереди стоящему ребенку, что вызывает бурю положительных эмоций.

– «Повернулись в другую сторону»: дети поворачиваются обратно и чешут другому ребенку спинку.

– «Свинка нам сказала: «Спасибо», и мы поехали дальше»: перемещаемся по кругу.

– «Вот и приехали к бабушке в деревню»: все делают поклон корпусом вперед, лицом в круг.

– «Бабушка нам рада, просит дров нарубить»: все берут в руки воображаемый топор и изображают рубку дров в сочетании с выкриком «Ух».

– «Бабушка просит помочь ей постирать»: танцуем танец «Стирка».

– «Мы так много работали – нужно и отдохнуть»: поиграем в футбол (бокс).

– «Мы так устали, нужно немного отдохнуть»: все ложатся на пол. Звучит музыка «Спят усталые игрушки» и дети отдыхают.

5. Учебная

После непродолжительного отдыха можно заняться постановочной работой, изучением нового материала.

6. Поклон

Весь учебный материал должен быть подан в доступной для детей форме – игре. Каждый урок должен содержать игровые элементы, иначе детям будет просто неинтересно. Исходя из планов педагога или эмоционального состояния детей, 4 и 5 части урока можно менять местами.

В конце представленного мною опыта работы с детьми по проведению нескучных занятий по хореографии, хочу отменить, что в первую очередь педагогу необходимо научиться понимать детей. Такая тонкая настройка педагога и детей помогает вовремя понять, когда и на что необходимо переключить фокус внимания. В педагогической практике такие уроки помогают мне не только концентрировать внимание детей, но и дать им материал в такой форме, который им ближе и понятнее. Это способствует музыкальному развитию, развитию двигательных качеств и умений, творческих способностей, психических процессов и коммуникативных качеств личности. И как результат – посещаемость моих уроков 99 %. Плюс большое количество побед в творческих конкурсах различного уровня.

Список литературы:

1. Каблуков Д. С. Здоровье в балете. Стопа балерины. М.: Планета музыки, 2023. 67 с.

2. Ли Л. Н. Балет. Детская энциклопедия. М.: Эксмо, 2022. 95 с.

3. Овчинникова Т. С. Музыка, движение и воспитание, М.: КАРО, 2023. 88 с.

4. Хойден Т. Э. Основы детской хореографии. Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе. Учебное пособие, 3-е изд., испр. М.: Планета музыки, 2024. 46 с.

5. Хореография, ребенок и природа. Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у детей 6-10 лет по программе «Экотанцпластика». М.: Знание, 2019. 224 с.

Количество просмотров: 879  

Добавить комментарий

1. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы