Нескучный урок для детей дошкольного и младшего школьного возраста
По мнению педагогов-психологов, современные дети характеризуются неустойчивым вниманием, неумением сосредоточиться над учебной задачей. Компьютеризация плотно вошла в нашу жизнь. Клипы, сторис, рилсы – это разные форматы подачи информации, но их всех объединяет одно – динамичность подачи и восприятия. В последнее время все специалисты в один голос заявляют о том, что внешнюю среду ребенок воспринимает клиповым мышлением, и неважно сколько ему лет. Из внешней среды ребенок в буквальном смысле выхватывает только ту информацию, которая самая яркая, на чем концентрируется его внимание, то, что легче запоминается.
В современных условиях системы образования, будь то основное или дополнительное, педагогу очень важно уметь грамотно решать проблему концентрации внимания у ребенка, от этого фактора зависит уровень освоения материала, его понимания и в дальнейшем полноценного применения полученных навыков на практике. Поэтому педагог должен понимать – мало подготовить урок, его нужно сделать таким, чтобы ребенку было интересно, чтобы он его понял, запомнил и на следующий урок пришел с большим желанием заниматься дальше.
В данной статье я поделюсь своим опытом по решению данной проблемы, поскольку имею многолетний опыт работы с детьми разных возрастов в качестве педагога-хореографа и руководителя детского хореографического коллектива.
В соответствии с методикой проведения урока по ритмике, педагог решает сразу несколько задач:
– развитие музыкальности у ребенка;
– развитие двигательных качеств и умений;
– развитие творческих способностей ребенка;
– развитие и тренировка психических процессов;
– развитие нравственно-коммуникативных качеств личности ребенка.
Для того чтобы выполнить поставленные задачи, педагогу необходимо правильно и интересно выстроить урок, использовать разнообразные формы, приемы и методы работы (таблица № 1).
Таблица 1
Наиболее успешные формы и методы работы
№ п/п |
Формы работы |
Методы работы |
1 |
групповая |
словесный, наглядный |
2 |
индивидуальная |
словесный, наглядный |
3 |
творческое занятие |
практический |
4 |
концерт, выступление |
игровой |
5 |
занятие – фантазия |
театрализованный |
6 |
репетиция |
самообучение учащихся |
7 |
занятие – игра |
беседа, рассказ, танцевальный показ |
Исходя из практики, могу сказать, чтобы не столкнуться с проблемой большого «отсева» детей, необходимо выстраивать урок с разнообразными играми, заданиями на смену активности и умственной, и физической.
Правильно подобранное музыкальное сопровождение урока – залог успеха педагога и детей. Для своих занятий я подбираю музыкальные произведения, простые по стилю, жанру и характеру, доступные для детского восприятия, имеющие яркую выразительную мелодию, а также четкий ритмический рисунок. Мною подмечено, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание детей, а сложный музыкальный материал по мелодическому рисунку, может затруднить процесс выполнения танцевальных движений. Если дети на занятии отвлекаются – значит им уже неинтересно, и они устали.
Для того чтобы сконцентрировать внимание детей, я использую приемы: переключение внимания, смена рисунка построения, а порой даю возможность просто побегать и поиграть. Далее я приведу примеры игр из своей практики, которые помогут не только обучающимся переключиться, но и педагогу сконцентрировать внимание детей для продолжения урока. Каждая игра направлена на решение какой-либо проблемы: устали молчать – мы поговорим, трудно находиться долго в одной точке – мы побегаем, физически устали – мы полежим. Для этого я использую фразу: «А давайте поиграем!» и предлагаю детям переключиться. Стихи и считалочки помогут детям отвлечься от привычного хода урока.
Когда нужно поговорить
Вместе с детьми хором проговариваем детское стихотворение и показываем руками движения:
Ладушки, ладошки, звонкие хлопушки!
Где вы бывали? Что вы работали? (ритмично хлопаем в ладоши)
Рылись мы в песочке, (руками показываем – как копаем песок)
Клали пирожочки, (соединив две ладошки, кладем пирожки слева, справа)
Кубики сложили, (руками перед собой складываем кубики – левая рука, сверху правая и опять левая рука над правой)
Домик смастерили, (собираем руки вверху над головой – показываем крышу дома)
Мышку поймали, (наклоняемся вперед и руками «ловим»)
Кошке не отдали (две руки прячем за спину).
Когда нужно побегать
Игра «Самолет»
Дети поднимают руки вверх на уровне плеч и хором говорят стихотворение:
Я сажусь в самолет – настоящий я пилот,
Я лечу – куда хочу. Виражи мне по плечу.
Под музыку дети, раскрыв руки в стороны (изображают самолет), бегут по классу произвольно. Педагог ставит задачу – без аварии, т. е. не столкнуться, и следит за детьми, чтобы предотвратить столкновения. Как только музыка стихла, все дети должны построиться в один общий круг, в нем можно провести еще какую-нибудь игру. Например, повторить понятия «право и лево».
Звучит музыка, и «самолеты» отправляются в полет. По окончании музыки дети строятся в двойной круг лицом друг к другу и обращаясь к напарнику говорят:
– А в кабине самолета есть отличных два пилота. Это ты, это я, мы теперь с тобой друзья!
Взявшись за руки, дети исполняют «галоп» в паре по кругу или проученные комбинации в паре. Далее продолжить урок перестроением на следующий этап, рисунок урока.
Когда нужно полежать
Педагог предлагает детям лечь, закрыть глаза и отдохнуть (звучит музыка «Спят усталые игрушки») – дети изображают сон или звучит песня приведений из мультфильма «Ничуть не страшно»: дети спят, а педагог изображает дружелюбное приведение. Можно предложить эту роль исполнить активным детям.
Варианты отдыха: лежа на спине посчитать звезды на небе или полетать в открытом космосе.
В играх я часто использую прыжки и другие танцевальные движения в образах, знакомых детям, например: жуки, аисты, игры в кузнечиков, мышат, лягушат помогут освоить хореографию на базовом уровне. Эти игровые приемы помогут детям отдохнуть или сконцентрировать внимание, а педагог сможет дальше продолжить изучать материал.
Для того чтобы детям было интересно выполнять несвойственные для повседневной жизни действия, их нужно обозначить. Я приведу пример одного урока, где это наглядно видно.
Пример урока.
1. Вводная часть
Поклон. Мальчики – короли, девочки – принцессы.
Разминка по кругу:
– Марш, ходьба на полупальцах с вытянутыми вверх (к солнышку) руками, ходьба на пятках (полет самолета – руки вытянуты в стороны); бег, перемещение по кругу в плие – «мячики», галоп.
2. Ритмические упражнения на середине зала в образе «кукла»:
– Упражнения для головы, плеч и рук, наклоны корпуса, подъем на полупальцы и плие приседание, наклоны к полу – «кукла оживает».
Музыкально-ритмические комбинации хлопков ладонями – «кукла рада» и т. д.
3. Партерная гимнастика
«Кукла» – дети сидят на полу, «складываемся» вперед.
Падаем на спину с поднятыми ногами вверх и возвращаемся в исходное положение – упражнение на проработку мышц спины и пресса.
Веселая растяжка:
– «Бинокль» – дети сидят на полу, вытянув две ноги вперед с натянутыми стопами, кисти рук делают «бинокль» и переводят голову из 1 точки во 2 и обратно, из 1 точки в 8 и обратно.
– «Бабочка» – дети сидят на полу, растяжка тазобедренных суставов.
– «Рыбалка» – дети сидят на полу, широко разведя ноги в сторону, кистями рук делаем маску для подводного плавания и «ныряем» в море, т. е. наклоняемся низко к полу – ловим рукой рыбу и складываем улов в воображаемое ведро. Последняя рыбка – она обязательно золотая рыбка – исполняет ими же загаданные желания, ее выпускаем в море.
– «Жуки» – дети сидят на полу с широко разведенными ногами в сторону, кисти рук округляем и ставим пальчиками на пол «жуков», которые ползут вперед максимально далеко.
Прыжки:
Исходное положение – 6-я позиция ног – соттэ (прыжки) – «как на батуте»,
Соте из 6 во 2 позицию – «растягиваем резиночку»
Сотте в плие – «Мячики».
4. Танцевальная
Танец-игра «В гости к бабушке». Музыкальное сопровождение – веселая, ритмичная музыка. Танец каждого животного – 16 тактов. Игра позволяет детям импровизировать, развивает творческие и актерские способности.
Дети становятся в большой круг, руками изображают ведение машины. Перемещаемся по кругу простым шагом в плие 16 тактов, педагог говорит:
– «Едем, едем мы в деревню, а навстречу нам корова»: все поворачиваются лицом в круг, делают пальцами рук рога и 4 раза мычат: «Му-у-у!», наклоняясь корпусом влево, вправо.
– «А мы поехали дальше»: все перемещаются по кругу.
– «Едем, едем, а навстречу нам курица»: все поворачиваются лицом в круг и танцуют танец курицы, которая крыльями машет, хвостиком виляет, а в конце копает лапкой.
– «И позвала курица цыплят»: машут руками – зовут цыплят.
– «Прибежали цыплята»: танцуют и клюют червячков.
– «Цыплята наелись, хвостиками виляют … и пришел папа петух»: все изображают петуха и кричат «Ку-ка-ре-ку».
– «Увел петух всех домой, а мы поехали дальше»: продолжают движение по кругу.
– «Едем мы, едем, а навстречу нам злая кошка»: все поворачиваются лицом в круг, показывают кошачьи когти и шипят.
– «Мы кошку покормили – она стала добрая»: все танцуют танец доброй кошки. Умываются, за ушком почесали, помяукали.
– «Кошка нам сказала: «Спасибо», и мы поехали дальше»: перемещаемся по кругу.
– «Едем мы, едем, а навстречу нам свинка, просит спинку почесать»: дети выстраиваются в одну линию и чешут спинку впереди стоящему ребенку, что вызывает бурю положительных эмоций.
– «Повернулись в другую сторону»: дети поворачиваются обратно и чешут другому ребенку спинку.
– «Свинка нам сказала: «Спасибо», и мы поехали дальше»: перемещаемся по кругу.
– «Вот и приехали к бабушке в деревню»: все делают поклон корпусом вперед, лицом в круг.
– «Бабушка нам рада, просит дров нарубить»: все берут в руки воображаемый топор и изображают рубку дров в сочетании с выкриком «Ух».
– «Бабушка просит помочь ей постирать»: танцуем танец «Стирка».
– «Мы так много работали – нужно и отдохнуть»: поиграем в футбол (бокс).
– «Мы так устали, нужно немного отдохнуть»: все ложатся на пол. Звучит музыка «Спят усталые игрушки» и дети отдыхают.
5. Учебная
После непродолжительного отдыха можно заняться постановочной работой, изучением нового материала.
6. Поклон
Весь учебный материал должен быть подан в доступной для детей форме – игре. Каждый урок должен содержать игровые элементы, иначе детям будет просто неинтересно. Исходя из планов педагога или эмоционального состояния детей, 4 и 5 части урока можно менять местами.
В конце представленного мною опыта работы с детьми по проведению нескучных занятий по хореографии, хочу отменить, что в первую очередь педагогу необходимо научиться понимать детей. Такая тонкая настройка педагога и детей помогает вовремя понять, когда и на что необходимо переключить фокус внимания. В педагогической практике такие уроки помогают мне не только концентрировать внимание детей, но и дать им материал в такой форме, который им ближе и понятнее. Это способствует музыкальному развитию, развитию двигательных качеств и умений, творческих способностей, психических процессов и коммуникативных качеств личности. И как результат – посещаемость моих уроков 99 %. Плюс большое количество побед в творческих конкурсах различного уровня.
Список литературы:
1. Каблуков Д. С. Здоровье в балете. Стопа балерины. М.: Планета музыки, 2023. 67 с.
2. Ли Л. Н. Балет. Детская энциклопедия. М.: Эксмо, 2022. 95 с.
3. Овчинникова Т. С. Музыка, движение и воспитание, М.: КАРО, 2023. 88 с.
4. Хойден Т. Э. Основы детской хореографии. Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе. Учебное пособие, 3-е изд., испр. М.: Планета музыки, 2024. 46 с.
5. Хореография, ребенок и природа. Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у детей 6-10 лет по программе «Экотанцпластика». М.: Знание, 2019. 224 с.
Количество просмотров: 879 |
Добавить комментарий