Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО

 
 

Альтенгоф Алеся Андреевна,

педагог-психолог первой квалификационной категории

МБДОУ д/с 465 г. Новосибирска

 

Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО

Вместе с XXI веком в нашу жизнь пришли различные изменения: технологические, социальные, образовательные. Они коснулись как учителей, так и воспитателей детских садов.  Сегодня в дополнение к когнитивным навыкам для удовлетворения потребностей XXI века необходимы знания, гибкость, социальные и эмоциональные навыки. Успешная психологическая среда, в которой постоянно находятся работники детского сада, помогает поддерживать хорошее личное и профессиональное самочувствие воспитателей, что необходимо для установления доверительных отношений с детьми и повышения их самооценки. Большинство ученых, изучавших эту тему, считают, что психологическая стабильность и личное благополучие воспитателей ДОО напрямую влияют на способность детских садов поддерживать и удовлетворять эмоциональные потребности детей, тем самым воздействуя на климат в организации, поведение детей и их успеваемость.

Микроклимат в педагогическом коллективе – один из важнейших факторов создания благоприятной среды в дошкольном учреждении. С одной стороны, от микроклимата в педагогическом коллективе зависит то, как успешно дети осваивают знания и навыки в детском саду, а также овладевают эмоциональными, эстетическими и социальными компетенциями. С другой стороны, микроклимат внутри педагогического коллектива влияет на работу воспитателя и его общение в детском саду. Многочисленные исследования показали, что позитивный психологический климат в педагогическом коллективе детского сада связан с достижениями, успехами его воспитанников и позволяет прогнозировать их. Поэтому крайне важно рассмотреть те области, которые позволяют обеспечить позитивное развитие для всех участников образовательных отношений.

Проблема микроклимата внутри педагогического коллектива изучается в различных отраслях научного знания, существует отдельная область – конфликтология, которая раскрывает суть конфликта, его причины и способы его урегулирования. Существенный вклад в развитие науки о конфликте внесли философия, социология и психология. В российской науке проблема конфликта рассматривалась в трудах по конфликтологии (А. Я. Анцупов, А. И. Шепилов, А. И. Леонов и др.), психологии (Н. В. Гришина, Б. И. Хасан и др.).

Отдельные исследования посвящены индивидуально-психологической составляющей отношений между членами педагогического коллектива и их месту в общей системе управления. С этой точки зрения интересны исследования, проведенные учеными В. В. Афанасьевым и Н. Коломенским. Так, В. Н. Афанасьев отметил, что внутри любого коллектива складываются разнообразные социальные связи между людьми: экономические, социальные, политические, социокультурные, психологические, духовные. Но, в любом случае, человеческие отношения были и остаются в нем главными, потому что субъектами этих отношений являются люди и группы людей, а значит, существует личное общение, следовательно, в первую очередь важны человеческие субъективные отношения [1, с. 64].

Среди недавних исследований стоит отметить работы, рассматривающие «человеческий фактор, который заключается в знании субъектом своего дела, в умении организовать свою деятельность и командную работу» [9, с. 25]; определены факторы, поддерживающие и стимулирующие развитие организационной культуры в педагогическом коллективе [8, с. 73]; сформулированы принципы отношения к сотрудникам организации как к человеческим ресурсам [3, с. 29].

Психологический климат – это настроение коллектива, морально-психологическая атмосфера, которая пронизывает взаимоотношения его членов. Успех коллектива ДОУ и здоровье каждого участника зависят от атмосферы, царящей в коллективе.

Термин «психологический климат» впервые был введен Николаем Сергеевичем Мансуровым, который изучал производственные коллективы [4, с. 235]. Психологический климат – это природа эмоций, которые возникают в человеческих отношениях, основанных на их симпатиях, интересах, личностных качествах и склонностях. Особенность психологического климата как явления заключается в том, что он создается самим человеком, который способен влиять на климат, улучшать его и изменять.

Психологический климат включает в себя три области:

1. Социальный климат – осознание общих целей и задач всеми членами коллектива, соблюдение согласованных прав и обязанностей;

2. Моральный климат – принятые в группе ценности, их единство, приемлемость, непротиворечивость;

3. Собственно психологический климат – это неформальные отношения в коллективе [6, c. 192].

Существует четыре подхода к изучению психологического микроклимата в коллективе:

1. Климат – это коллективное сознание (повышение осведомленности каждого члена сообщества об отношениях в коллективе, условиях труда и способах его мотивации);

2. Климат – это настроение коллектива (т. е. основная роль отводится не сознанию, а эмоциям);

3. Климат – это модель взаимодействия между людьми, влияющая на их состояние.

4. Климат – это показатель совместимости группы, морально-психологического единства ее членов, наличие общих мнений, традиций и обычаев [10, c. 285].

Психологический микроклимат может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. Благоприятный характеризуется доброжелательным отношением участников друг к другу, духом товарищества, адекватными взаимными требованиями, которые ведут к творческой и активной деятельности, взаимопомощью, радостью общения и открытостью общения, безопасностью и комфортом, оптимизмом, уверенностью в себе и командной работой, возможностью мыслить свободно и творчески, раскрывают и реализуют свой собственный потенциал.

Следует отметить, что сочетание взаимных требований и взаимопомощи необходимо. Только взаимовыручка может превратиться во вседозволенность, в формальное отношение к своим обязанностям и неформальное отношение к сотрудникам, что со временем создаст неблагоприятный климат [7, c. 23].

В нашем исследовании использовалась анкета «Изучение психологического микроклимата в коллективе». Исследование осуществлялось на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 465 «Золушка». В данном исследовании участвовали воспитатели 2 корпуса общей численностью 19 педагогов, возраст участников эксперимента варьировался от 25 до 55 лет.

По результатам изучения психологического микроклимата в педагогическом коллективе, самые высокие показатели положительных ответов варьируются от 68 % до 90 %.  В просьбе охарактеризовать коллектив большинство педагогов ответили «Дружеский, работа осуществляется в атмосфере взаимного уважения»; качества, которые привлекают членов нашего коллектива: профессиональные и личные ­– «С удовольствием и со всеми понемногу общаются друг с другом». Низкие показатели в диапазоне от 26 % до 37 %. На вопрос «Хотели бы сменить место работы?» 26 % педагогов ответили отрицательно.

Из общего показателя всех ответов 52 % составляют положительные ответы, что является средним показателем удовлетворенности, 33 % – удовлетворительные – ниже среднего, 15 % отрицательных ответов – низкий показатель. Данные говорят о благоприятном психологическом комфорте в коллективе в целом.

Успешный психологический микроклимат в педагогическом коллективе детского сада способствует поддержанию хорошего личного и профессионального самочувствия воспитателей детских садов и имеет важное значение для хороших отношений с детьми и улучшения их самооценки.

 

Список литературы:

  1. Афанасьев В. Г. Программно-целевое планирование и управление. М.: Знание, 1980. 64 с. – Электронный ресурс. – URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_ 000018_rc_1055813/.
  2. Базелюк В. В. Разрешение педагогических конфликтов / В. В. Базелюк. – Челябинск: ЧГПУ, 2005. – 169 с.
  3. Зарубина Е. В. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами в современных российских организациях// Аграрное образование и наука. – 2016.–  № 4. – С. 29. – Электронный ресурс. – URL: http://aon.urgau.ru/uploads/article/pdf_attachment/434.
  4. Мансуров Н. С. Морально-психологический климат и его изучение / Н. С. Мансуров. – М., 2004. – 235 с.
  5. Панфилова А. П. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе: учеб. пособие/ А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2020. – 241 с.
  6. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изуч./Б. Д. Парыгин; под ред. В. А. Ядова. – Ленинград. Наука: Ленингр. отд., 1981. – 192 с.
  7. Платонов Ю. П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях / Ю. П. Платонов. – М.: Речь, 2007. – с. 23.
  8. Седова М. М. Управление педагогическим коллективом // Проблемы педагогики. – 2018. – № 7 (39). – С. 71-74.
  9. Управление педагогическим коллективом в современных условиях / Б. А. Воронин [и др.] // Аграрное образование и наука. – 2018. –  № 5. – с. 25-28. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-pedagogicheskim-kollektivom....
  10. Червова И. С. Социально-психологический климат трудового коллектива / И. С. Червова. – Текст: электронный // NovaInfo, 2017. – № 67. –с. 283-288. – Электронный ресурс. – URL: https://novainfo.ru/article/13630 (дата обращения: 25.04.2023).
Количество просмотров: 1245  

Добавить комментарий

1. Фестиваль «Я выбираю ТРИЗ» как инновационная форма развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
2. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО
3. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО
4. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
5. Субъектность как важное условие формирования успешной личности
6. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение?
7. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения
8. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении
9. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка
10. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе
12. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников
13. Формирование культуры правильного питания у дошкольников
14. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте
15. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ
16. Слушать, слышать и воспринимать…
17. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста
18. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок
19. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях
20. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО

Страницы

1. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы