Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях

 
 

Зайцева Людмила Алексеевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Троценко Наталья Александровна,

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

М. В. Ломоносов

 

Обращение к истокам русской культуры помогает понимать наших предков: их представления о мироустройстве, о важности трудолюбия и умении весело отдыхать. Оно раскрывает принципы воспитания и обучения подрастающего поколения на Руси, приобщает к духовным ценностям. Причем речь идет не только о знакомстве детей с русским фольклором, народными песнями, играми, танцами, семейным укладом и обстановкой русской избы. Речь идет также о взрослых, которые, соприкасаясь с народным творчеством, каждый раз открывают его для себя по-новому. Простые детские потешки, песни, народные игры, сказки, былины неизменно находят внутренний отклик, наглядно демонстрируя связь времен, укрепляя духовный мир, позволяя твердо стоять ногами на русской земле и чувствовать ее силу [1].

Актуальность обращения к русскому народному творчеству на музыкальных занятиях в детском саду подкрепляют также цели и задачи федерального государственного образовательного стандарта [2] и федеральной образовательной программы дошкольного образования [3], которые декларируют необходимость разностороннего развития детей дошкольного возраста на основе духовных ценностей российской культуры. Что важно, воспитательный и образовательный процесс должен выстраиваться педагогом с учетом индивидуальных потребностей, возможностей и особенностей здоровья детей. А это, в свою очередь, позволяет нам акцентировать внимание на некоторых особенностях восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях.

Учитывая тот аспект, что в своей практической деятельности в МБДОУ д/с № 388 мы чаще всего взаимодействуем с плохо говорящими детьми, в частности, с диагнозом ТНР или ОНР, то можем говорить о некоторых общих признаках, которые отличают восприятие музыкального народного творчества у детей с нарушениями речи от нормотипичных детей. Среди них:

– сложности в повторении ритма, интонации и мелодии народных песен;

– заторможенность реакции на смену действий в танцах, играх;

– затрудненность коммуникации с другими участниками игр;

– молчание во время проигрывания сюжетных действий песни или игры;

– трудности при выполнении нескольких действий одновременно;

– трудности в понимании сути игры или ее правил при обращенной речи к группе детей.

Включая в структуру музыкальных занятий и досуговой деятельности различные виды фольклора, мы обратили внимание, что чаще всего дети испытывают трудности при разучивании именно народных игр. Несмотря на то, что дети с ОВЗ с удовольствием вовлекаются в процесс разучивания предложенной игры, они с трудом сразу могут повторить нужные слова или выполнить действия. Если же ребенку необходимо одновременно говорить и двигаться, то он чаще всего теряется. Такое поведение психологи объясняют особенностями восприятия детей, а не отказом или нежеланием заниматься [4]. Если ребенку объяснить правила игры индивидуально, а не в группе детей, повторить дополнительно слова игры и действия, то он может стать активным ее участником.

Использование народных игр в практической деятельности убедило нас, что они являются одним из ценнейших педагогических инструментов воздействия на детей. В простой и доступной игровой форме они позволяют вовлекать всех детей в музыкальную деятельность, приобщать к русским народным традициям, воспитывать нравственные качества личности, а также развивать музыкальные способности. Народные игры – это особая разновидность народного творчества, сочетающая в себе песни, танцы, потешки, загадки, игру на музыкальных инструментах, элементы обрядовых действий. Благодаря вовлечению в сюжет игры, дети осваивают не только предложенный музыкальный материал, но и знакомятся с образом жизни народа, его обычаями, перенимают нравственный и трудовой опыт предков.

На музыкальных занятиях и во время развлечений мы предлагаем детям поиграть в такие игры, как «Золотые ворота», «Колечко», «Барашеньки», «Чиж», «Заря-Заряница», «Салки», «Жаворонок», ориентируясь на соответствие календарному принципу, а также на сложность репертуара. Участие в игре активизирует речевые навыки детей, развивает чувство ритма, учит элементарным танцевальным движениям, развивает коммуникативные навыки.

К примеру, во время знакомства с игрой «Барашеньки», дети учатся пропевать слова в определенном ритме, одновременно двигаясь по кругу. Вначале слова в нужном ритме (та-та-та-та) пропевает педагог: «Ба-ра-шень-ки!», за ним повторяют дети, согласовывая каждый шаг с одним слогом. Далее педагог пропевает следующий ритм (ти-ти-та-та-та): «Круторо-жень-ки!», дети повторяют фразу, пропевая на первый шаг уже два слога, на следующие шаги – по одному слогу. Каждую последующую фразу дети повторяют за педагогом в нужном ритме, стараясь сделать это одновременно со всеми, стоя на месте в кругу и выполняя имитационные движения: «По горам ходили, по долам бродили, на дудочке играли, Ваню поджидали!». В следующей части игры к словам добавляются хлопки, задающие темп речи: «Ваня, Ваня – простота, купил лошадь без хвоста». Далее дети разворачиваются лицом из круга: «Сел задом наперед и поехал в огород». После поворачиваются обратно со словами: «Раз, два! Раз, два, три! Ну, скорее нас лови!». Одновременно со словами дети хлопают следующий ритмический рисунок: та-та, ти-ти-та, ти-ти-ти-ти-ти-ти-та!

Как правило, для группы детей, в которой большинство детей имеет статус ОВЗ, мы подбираем материал из музыкального репертуара групп на год младше. В этом случае дети спокойно осваивают музыкальный материал, одновременно знакомясь с правилами народной игры, развивая свои музыкальные, а также коммуникативные способности.

Таким образом, дети с ОВЗ попадают в ситуацию успеха наравне с другими детьми, при этом получают положительный опыт участия в музыкальной игре, испытывают радость от общения с окружающими, охотнее высказываются, задействуют крупную и мелкую моторику. Приобщение детей к участию в народных играх не только способствует их разностороннему развитию, но и обогащает духовный мир, помогает проявлению музыкальных и творческих способностей [5].

Использование народных игр в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях в детском образовательном учреждении является эффективным средством, способствующим обогащению духовной и эмоциональной сферы, формированию предпосылок художественно-эстетического вкуса, стимулированию творческого самовыражения.

 

Список литературы:

1. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников / ред. А. В. Орловой. – Владимир, 1995. – 184 с.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 18.02.2025)

3 Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения: 18.02.2025).

4. Покровский Д. В. Фольклор и музыкальное восприятие / Д. В. Покровский //Восприятие музыки. – 1980. – С. 244-255.

5. Дмитриева Л. Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания / Л.Г. Дмитриева // Музыкальное воспитание в школе. Вып.11. –1976. – С. 71-86.

Количество просмотров: 1046  

Добавить комментарий

1. Фестиваль «Я выбираю ТРИЗ» как инновационная форма развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
2. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО
3. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО
4. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
5. Субъектность как важное условие формирования успешной личности
6. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение?
7. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения
8. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении
9. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка
10. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе
12. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников
13. Формирование культуры правильного питания у дошкольников
14. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте
15. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ
16. Слушать, слышать и воспринимать…
17. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста
18. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок
19. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях
20. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО

Страницы

1. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы