Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка

 
 

Сокольникова Софья Борисовна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ № 347 д/с «Ладушки» г. Новосибирска

 

Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка

Ребенок рождается в семье. Семья во все времена была, есть и будет важнейшим микросоциумом. Ее жизнеспособность определяется той культурной средой, которая есть внутри и вокруг нее. Формирование и развитие семейной культуры – необходимая составляющая психического, физического и социального здоровья ребенка. Семейная культура предполагает наличие единого семейного пространства, построенного на системе ценностей, традициях и правилах семьи. Это пространство создается и оказывает влияние на каждого члена семьи и, в особенности, на формирующуюся личность. Семейная культура не бывает правильная или неправильная. Она либо есть, либо ее нет. Семейные традиции составляют семейное чтение, посещение театров, концертов, библиотек и книжных магазинов. Наполнение речи ребенка происходит по образцу в общении с близкими людьми, которые грамотно, правильно и полно выражают свои мысли и эмоции.

Главная задача семьи – научить самостоятельно жить ребенка. Для этого необходимо создать благоприятные условия. Именно в комфортных семейных условиях формируется психически и физически здоровая личность. Даже если ребенок рождается с нарушениями или отклонениями в развитии, именно семья позволяет быстрее компенсировать или уменьшить данные трудности.

Составляющие положительного психологического климата, способствующего развитию речи, следующие:

– безусловная любовь родителей (когда тебя любят просто за то, что ты есть),

– безопасность в семье,

– внимание со стороны близких людей,

– уважение личных границ маленького человека,

– признание и принятие ребенка в любой ситуации.

На основе этих составляющих родители открывают ребенку окружающий мир и учат доверию жизни, учат верить в свои силы. Именно с лица мамы и папы ребенок считывает эмоции, движения губ и мимику. В семье приобретается опыт общения, и то, каким он будет, зависит прежде всего от родителей.

Семейная культура и традиции формируют и внутренние правила семьи. Но общение с ребенком не должно быть наполнено нравоучениями и недовольством. В жизни ребенка должны быть яркие эмоциональные события, которые обсуждаются с близкими и родными людьми.

Важными здесь являются следующие аспекты:

– единство или противоречия в семье,

– развитие или консерватизм,

– динамичность или косность.

Особенности семейного общения складываются в ту духовно-нравственную атмосферу, которая окружает ребенка с самого его рождения. Формирование семейной культуры как условия общения может быть исключительно естественным процессом, оно должно быть построено на желаниях и потребностях всех членов семьи.

Проблемы в семье могут быть самыми разными, особенно если в семье растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Развивающаяся сеть практической психолого-педагогической службы открывает большие возможности поддержки семьи. Ведь главное не то, какая проблема, а то, что она есть и мешает созданию положительной семейной атмосферы для развития конкретного ребенка.

Семейная культура – это культура взаимодействия, доверия, заинтересованности в благополучии всех членов семьи, поиске недостающих знаний в развитии и воспитании, а также активном и терпеливом решении проблем.

Положительный психологический климат – это прежде всего спокойная доброжелательная обстановка и эмоциональный контакт между всеми членами микросоциума. Именно в такой обстановке может сформироваться эффективный стиль общения с ребенком вне зависимости от его особенностей развития. Адекватное отношение внутри семьи, речевое поведение очень важны, так как ребенок является не ядром, а полноправным участником внутрисемейных отношений.

Уровень развития речи, ее культура – тоже важное условие полноценного развития. Чем ярче и правильнее речь, тем легче формулировать свои мысли, тем выше возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полнее взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее происходит психическое развитие. Поэтому важно заботится о своевременном формировании и развитии речи детей, о ее чистоте и грамотности, предупреждая и исправляя различные нарушения, отклонения от общепринятых норм данного языка.

Влияние семейной культуры – влияние на ценностные ориентиры ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Пример близких, окружающих ребенка, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Повышению семейной культуры способствует педагогическое просвещение, которое направлено сформировать и пополнить педагогическую, воспитательную, речевую компетентность внутри семьи. В основе взаимодействия образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором установления которого может быть как семья, так и педагоги образовательного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной, в том числе к коррекционной работе. Результатом сотрудничества является процесс, в котором все участники понимают, что успешность формирования личности ребенка зависит от согласованности, преемственности, духовной наполненности в воспитании детей.

В нашем дошкольном учреждении на основании семейных консультаций и мастер-классов с родителями изготавливаются и накапливаются пособия, способствующие формированию и развитию речи у воспитанников, выполняемые педагогами групп совместно с родителями (по развитию речевого дыхания, артикуляции, фонематического слуха, игр и картотек различных игр на развитие речи). Игры различного формата с использованием технических средств и совместного творчества с детьми. Стоит отметить степень креативности, самостоятельности, творческий замысел, развивающий уровень игр и пособий.

Формирование диалога ребенка и взрослого составляет ведущую роль в процессе практической работы родительского клуба, занимает центральное место в общей системе коррекционной работы с дошкольниками.

Совместными усилиями в нашем дошкольном учреждении создаются условия для формирования общения детей со взрослыми, друг с другом с целью преодоления чувства неуверенности, страха речи, ожидания неуспеха; стимулируем, поддерживаем, поощряем речевую активность, желание общаться с помощью слова. В занятия часто включаем развитие предметной (познавательно-исследовательской, продуктивной и трудовой) деятельности, что формирует у детей желание поделиться результатами своей работы.

Совместная работа с родителями включает обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке, заучивание двустиший и простых потешек (у малышей), коротких стихотворений и рассказывание простых сюжетов.

Эффективным оказалось индивидуальное общение ребенка и родителя на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему, предложенную ребенком. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в продуктивную деятельность.

На групповых и индивидуальных мероприятиях, а также в рамках оформления групп педагоги детского сада консультируют родителей, чтобы каждый ребенок легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Чтобы окружающие взрослые формировали умение детей выражать словами свои просьбы, отвечать на вопросы, стимулировали потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье).Во многих группах родители постоянно принимают непосредственное участие в обогащении развивающей речевой среды.

Специально организуемые «плановые разговоры», как показала практика, могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Коллективные разговоры помогают сблизить детей и родителей, положительно влияют на поведение воспитанников. В такой разговор особенно стараемся вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним, подсказывающими вопросами, поощрением.

Для формирования и повышения мотивации интересен прием игровых поручений. После выполнения поручения у ребенка и родителя спрашивают, как они с ним справились, понравилось ли выполнять.

В практике нашего дошкольного учреждения для достижения поставленной цели были использованы консультации-игры, развлечения, консультации-путешествия, логопедические досуги, логопедические КВНы, физкультурно-речевые и музыкально-речевые мастер-классы. Все это делает встречи интересными, увлекательными как для детей, так и для родителей.

По итогам проводимой работы мы наблюдаем повышение интереса и психолого-педагогической грамотности родителей по вопросам формирования и развития речевой культуры на разных возрастных этапах детей дошкольного возраста, что содействует развитию творческого потенциала родителей.

Количество просмотров: 1326  

Добавить комментарий

1. Фестиваль «Я выбираю ТРИЗ» как инновационная форма развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
2. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО
3. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО
4. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
5. Субъектность как важное условие формирования успешной личности
6. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение?
7. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения
8. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении
9. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка
10. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе
12. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников
13. Формирование культуры правильного питания у дошкольников
14. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте
15. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ
16. Слушать, слышать и воспринимать…
17. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста
18. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок
19. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях
20. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО

Страницы

1. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы