Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте

 
 

Гнитиенко Екатерина Анатольевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ  д/с  № 172 «Сказка»  г. Новосибирска

 

Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте

В современной дошкольной практике все чаще и чаще педагоги и специалисты вводят в педагогический процесс нетрадиционное творчество, разнообразные техники и методики изобразительной деятельности. Для развития творческих способностей дошкольников активно используются нетрадиционные техники рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческую инициативу, креативность, что в конечном результате способствует общему психическому и личностному развитию. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции.

Приобщая детей к изобразительному искусству, мы развиваем их творческие способности. Дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования. Необходимо облегчить навыки рисования, этим можно намного повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Именно нетрадиционные техники помогают детям почувствовать себя художниками, созидателями.

Современные научные исследования доказывают благоприятное влияние применимых в программе технологий для формирования и развития у детей моторных навыков, внимания и зрительной памяти, эмоциональной стабильности, нравственно-эстетического отношения и личностных творческих способностей. Ученые А. Л. Погодина, А. Н. Леонтьев, В. И. Харциева изучали детскую психику и особенности творчества в младшем возрасте, рассматривая творчество как особую деятельность человека, при которой проявляется максимум знаний при минимальной затрате познавательных усилий [1]. Т. С. Комарова, Л. Ф. Обухова определили творчество как функцию мозга, способствующую решению творческих задач через символы, знаки, линии и т. д., активизируя познавательные способности ребенка.

На основе парциальной программы «Творческая феерия» для детей старшего возраста в МБДОУ д/с № 172 «Сказка» организуется дополнительная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. Программа «Творческая феерия» составлена в контексте разностороннего развития ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО. Цель программы: развитие художественно-творческой инициативы детей старшего дошкольного возраста с введением нетрадиционных технологий и экспериментирования с разными материалами.

 В основе творческого процесса заложены нетрадиционные техники рисования: кляксография, набрызги, пальцевая живопись. В технике кляксография мы с малышами рисуем веселых человечков, цветных животных, деревья и т. д. Разными методами пальцевой живописи мы рисуем краем ладошки, ладошками, пальцами. Очень удивляет дошколят применение набрызгов через сито, с применением зубных щеток, такие техники вносят в процесс рисования волшебные ноты, завораживают маленьких творцов эффектом чуда.

Применяя на практике данные нетрадиционные методы и техники рисования в младшем дошкольном возрасте, мы выделили основные положительные факторы, влияющие на общее развитие детей:

  • дети знакомятся с различными материалами;
  • учатся ориентироваться на листе бумаги;
  • развиваются моторные функции и сенсорика;
  • развиваются высшие психические процессы;
  • устанавливаются первичные эталоны эстетики, чувство прекрасного у детей;
  • дети чувствуют себя смелее, увереннее в творческом процессе [2].

Учеными доказано, что нестандартные методы изобразительной деятельности в младшем возрасте способствуют активизации визуальной и двигательной координации детей, стимулируют интеллектуальные процессы мозговых структур. Применение различных материалов, казалось бы, не относящихся к изобразительному творчеству (коктейльные трубочки, ватные диски, зубные щетки и т. д.), помогает малышам мыслить нестандартно, стимулирует воображение и фантазию детей [4].

Эмоционально насыщенный период детства в младшем возрасте не всегда сопровождается радостными переживаниями: малыши чаще плачут, проходят адаптационные этапы в социальной среде. В таких случаях нетрадиционное рисование отвлекает дошколят от переживаний, помогает привыкнуть к новой среде. Благоприятное влияние на эмоциональные проявления малышей, на общий фон настроения оказывает техника кляксографии. На практике у малышей часто получаются нестандартные изображения с открытыми цветами и веселыми образами: животных, людей, бытовых предметов и т. д. Ребята на таких занятиях чаще улыбаются, радуются волшебным кляксам, так как в такой технике невозможно сделать что-то не так.

Совместные нетрадиционные задания способствуют доверительным отношениям, дети начинают чувствовать себя раскованно, свободно, так появляется интерес к творческой и игровой деятельности. Вариативность и доступность изобразительных материалов привлекает малышей, расширяет сенсорные впечатления, что позволяет с раннего возраста анализировать окружающую действительность без запретов.

Детский психолог О. А. Сапожникова утверждает, что гармоничное развитие эмоциональной сферы ребенка напрямую влияет на интеллектуальное развитие. Рисование пальцами и ладонями, по ее мнению, снимает психофизическое напряжение у ребенка, развивает воображение, креативность мышления. А педагог должен проявлять эмпатию к малышам, быть доброжелательным, искренним и располагающим к детскому творчеству, мотивируя их к дальнейшему развитию [3].

Такие занятия увлекательны и для младших дошкольников, и для воспитателей, которые хотят повышать свои профессиональные компетенции. В рамках реализации программы упражнения с нетрадиционным рисованием проходят систематически, что позволяет наблюдать за детьми в работе, вносить коррективы в задания, дополнять их и совершенствовать собственную педагогическую деятельность.

Стоит отметить, что в нетрадиционной изобразительной деятельности нет неудачных работ, каждый ребенок без труда создает свою неповторимую картину, видит в ней интересный сюжет. Многие дети с радостью рассказывают мини-истории о своем маленьком шедевре взрослым, что благоприятно влияет на речевую активность дошкольников.

Данный вид творческой деятельности с детьми младшего возраста бюджетный: можно применять различные безопасные природные материалы.  Любой педагог сможет применять в своей практике простейшие техники нетрадиционного рисования, главное, уметь мотивировать детей, вдохновлять и не забывать о волшебстве детства, которое так важно для каждого ребенка.

В результате успешного освоения программы у детей повысилась творческая инициатива, в работах появилась новизна и оригинальность. Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами, выполняют задания самостоятельно. Сформированы личностные компетенции соответственно возрасту детей: исследовательская активность, самостоятельность, а также технические навыки лепки, коллажа, аппликации, рисования. Результатами освоения программы являются:

- развитое цветовое восприятие, хорошее воображение, читаемый образ в продуктах деятельности;

- познания в художественно-эстетическом направлении, желание фантазировать, мотивация к новым знаниям;

- общая ручная умелость.

 Дети успешно взаимодействуют, как со сверстниками, так и со взрослыми, проявляют большой интерес к творческой деятельности. Таким образом, нетрадиционная изобразительная деятельность носит творческий характер, создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей дошкольников.

 

Список литературы:

  1. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. 2014, т.16. - № 5. С. 49-58.
  2. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М.: Педагогическое общество России, 2014.-128 с.
  3. Сапожникова О. Б., Сапожников Б. В. Волшебная сила цвета. Развитие эмоциональной сферы детей 4-10 лет. - М.: ТЦ СФЕРА, 2020. -64 с.
  4. Шарафетдинова Л. В. Нетрадиционные методы изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. – Электронный ресурс: – URL: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/17295 (дата обращения: 3.11.2024).
Количество просмотров: 313  

Добавить комментарий

1. Фестиваль «Я выбираю ТРИЗ» как инновационная форма развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
2. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО
3. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО
4. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
5. Субъектность как важное условие формирования успешной личности
6. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение?
7. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения
8. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении
9. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка
10. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе
12. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников
13. Формирование культуры правильного питания у дошкольников
14. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте
1. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Фестиваль «Я выбираю ТРИЗ» как инновационная форма развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы