Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО

 
 

Святошенко Ирина Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 
 
 

Шкарлупка Елена Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 
 
 

Макаренко Олеся Арифовна,

тьютор первой квалификационной категории

МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 

Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО

Дети с особыми образовательными потребностями – это большая группа дошкольников, нуждающаяся в особенных подходах, которая имеется в каждом образовательном учреждении. Инклюзивное образование стало важной и необходимой практикой в дошкольных учреждениях, позволяющей детям с особыми образовательными потребностями учиться и развиваться в совместной среде с другими детьми. Это не только способствует их социализации, но и создает условия для полноценной интеграции в общество. В настоящее время в системе образования особое внимание уделяется разным подходам и методам работы, направленным на сопровождение и поддержку детей с особыми образовательными потребностями.

Одним из ключевых новшеств в области инклюзивного образования является появление специальности «тьютор». С появлением детей-инвалидов в нашем детском саду в 2019 году были введены две ставки тьюторов. Этот ресурс играет важную роль в обеспечении качества образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями, а также для детей с нормой развития. На сегодняшний день таких ставок у нас пять, что само по себе свидетельствует о важности и востребованности специалистов данного направления. За этот небольшой период времени нами накоплен полезный практический опыт, которым мы делимся с педагогами города, области и России в ходе практико-ориентированных методических мероприятий, организуем индивидуальные консультации для всех желающих.

Тех, кто принимает решение стать тьютором, прежде всего, интересует, в чем специфика деятельности, каковы функции этого специалиста. Перечислим основные.

Индивидуальное сопровождение детей: тьютор адаптирует учебный процесс к потребностям каждого ребенка-инвалида на основе разработки индивидуального образовательного маршрута (или плана). Кроме того, тьютор адаптирует образовательную деятельность в зависимости от сенсорных возможностей ребенка в конкретный период времени или занятия. Основные функции тьютора во время занятия –  ориентирование ребенка на то, что говорит и показывает воспитатель, а также выполнение его заданий, деятельность с детьми в парах или подгруппе. Чтобы адаптировать задания для конкретного ребенка, тьютор имеет под руками «сенсорную коробку» с разнообразным материалом, предпочитаемым конкретным ребенком.

Поддержка в социализации: тьютор участвует (по необходимости) во взаимодействии ребенка со сверстниками, помогая наладить взаимоотношения, развивать его игровые и социальные навыки, пусть даже на первых порах это «игра рядом» или просьба поделиться игрушкой (а не забрать ее). Этот процесс взаимообразный, т. е. он положительно влияет на детей-инвалидов и нормотипичных дошкольников, что способствует уменьшению вероятности социальной изоляции детей-инвалидов.

Сотрудничество с педагогами: тьютор взаимодействует с воспитателями и другими специалистами, чтобы обеспечить комплексный подход к обучению и развитию ребенка-инвалида. Взгляд нескольких специалистов на особенности развития детей и подбор наиболее эффективных методов и приемов позволяет добиваться хороших результатов.

Просвещение родителей: тьютор ежедневно ведет «дневник наблюдения» за ребенком, в котором фиксирует моменты, приводящие к нежелательному или желательному поведению малыша, что позволяет помочь родителям продолжить развитие и обучение дома.

Инклюзивное образование, включающее в себя слаженную работу необходимых специалистов, в том числе тьютора, создание соответствующей развивающей среды, оказывает положительное влияние как на детей с особенностями развития, так и на их сверстников. Специалисты помогают создать безопасную и поддерживающую образовательную среду, способствуют развитию навыков, необходимых для успешной социализации, а также обеспечивают качественное образование для всех детей. Совместные усилия педагогов, тьюторов и родителей создают основу для образования, в котором каждый ребенок успешен «здесь и сейчас», а также имеет равные шансы на успешное будущее.

  

Создавая инклюзивное образовательное пространство, мы, педагоги и родители (законные представители), очень многое делаем сами в подходах, приемах, в создании развивающей среды. И нам ярче видятся проблемы. Важно понимать, что для полноценного развития ребенка с особыми образовательными потребностями необходима специальным образом организованная развивающая предметно-пространственная среда. Практически в каждом детском саду можно столкнуться с проблемами, такими как отсутствие в большинстве групп или наличие только в нескольких из них современного оборудования (интерактивная доска, проектор, ноутбук или компьютер). Кроме того, для детей с особыми образовательными потребностями чаще всего нужно специализированное оборудование, приспособления, пособия. Необходимо дополнительное оснащение групп и межгрупповых пространств ДОО, что позволит создать условия для эффективной организации образовательного процесса, позволит повысить качество образования и развития детей.

Квалифицированные кадры являются основным ресурсом системы образования. Однако на сегодняшний день многие дошкольные учреждения испытывают кадровый дефицит, во многих из них нет тьюторов, а в случае, когда эти ставки вводятся, их недостаточно на то количество детей, которые посещают детский сад. Курсовая подготовка и информационные методические ресурсы для овладения профессией тьютор в настоящее время существуют, но не каждый ресурс является полезным (в основном, это относится к онлайн программам).

Организация образовательного процесса на основе сотрудничества – перспектива для современного дошкольного образования. Сотрудничество с педагогическим сообществом необходимо для применения эффективных технологий, методик, организации развивающей образовательной среды. С 2020 года наш детский сад является базовой дошкольной образовательной организацией в рамках проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска». В рамках данного сотрудничества реализуются мероприятия по обмену практическим опытом по развитию инклюзивного образования в городе Новосибирске, заслуживающие положительных отзывов педагогической общественности города. На наш взгляд, подобную практику необходимо расширять.

Сотрудничество с родительской общественностью необходимо для широкого информирования о проблемах детей-инвалидов и их родителей, для просветительской деятельности, ведь сам факт существования детей с особыми образовательными потребностями требует изменения отношения общества к особенным детям. Развитие программ поддержки родителей является ключевым аспектом в процессе воспитания и образования детей. Важно предоставлять родителям ресурсные материалы и рекомендации по эффективным методам воспитания. Это поможет им лучше понимать потребности своих детей, а также научит применять различные подходы в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Важно акцентировать внимание на здоровье и эмоциональном развитии детей. Программы могут включать в себя мастер-классы и семинары, где родители смогут узнать о психологии ребенка, методах работы с эмоциями и способах укрепления семейных связей. Это знание позволит родителям создать более гармоничную атмосферу в семье, что в свою очередь положительно скажется на ощущении безопасности и комфортной среде для ребенка. Семейные мероприятия, где родители и дети смогут обмениваться опытом, делиться радостями и трудностями, а также проводить время вместе, очень важны. Это создает пространство для открытого общения, взаимопонимания и укрепления семейных ценностей, помогает созданию гармоничного и поддерживающего семейного окружения, что благоприятно отразится на будущем детей.

Современное дошкольное образование стоит на пороге значительных перемен. Сфокусировавшись на актуальных проблемах и активно внедряя инновационные решения, мы можем рассчитывать на его успешное развитие. Осознание ценности дошкольного образования, важности инвестирования в квалифицированные кадры и ресурсы, а также внимание к индивидуальным потребностям дошкольников и взрослых, воспитывающих детей, создадут здоровую и поддерживающую образовательную среду. Это, в свою очередь, будет способствовать гармоничному развитию каждого ребенка, открывать новые горизонты для всех участников образовательных отношений.

 

Список литературы:

  1. Введение в инклюзивное образование. Под ред. М. Л. Буровой. – Екатеринбург: УрФУ, 2019.1.
  2. Дошкольное образование в России: проблемы и решения. Под ред. Н. Ф. Лепешова. – Казань: Казанский университет, 2021.
  3. Инклюзивное образование: теория и практика. Авторы: А. Е. Сидорова, И. В. Смирнова. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019.
  4. Качество дошкольного образования: состояние и пути повышения. Журнал «Дошкольное образование», 2022.
  5. Педагогическая этика в работе с детьми дошкольного возраста. Автор: В. Т. Чесноков. – Краснодар: КубГУ, 2021.
  6. Психология детей дошкольного возраста. Автор: И. А. Лежнева. – Москва: Московский психологический государственный университет, 2020.
  7. Раннее развитие детей: современные тенденции и подходы. Автор: О.А. Ефимова. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2021.
  8. Современные подходы к обучению и воспитанию в дошкольном образовании. Под ред. Г. Е. Козловой. – Москва: Просвещение, 2020.
  9. Современные технологии в дошкольном образовании. Авторы: П. М. Сухов, Т. Т. Настенко. – Оренбург: ОГУ, 2020.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Сайт Министерства образования Российской Федерации. https://www.edu.ru .
Количество просмотров: 937  

Добавить комментарий

1. Фестиваль «Я выбираю ТРИЗ» как инновационная форма развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
2. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО
3. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО
4. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
5. Субъектность как важное условие формирования успешной личности
6. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение?
7. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения
8. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении
9. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка
10. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе
12. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников
13. Формирование культуры правильного питания у дошкольников
14. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте
15. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ
16. Слушать, слышать и воспринимать…
17. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста
18. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок
19. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях
20. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО

Страницы

1. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы