Слушать, слышать и воспринимать…
Слышим – видим – чувствуем – представляем – творим.
Через любование – к сопереживанию, через сопереживание – к отзывчивости.
Б. Неманский
Для того чтобы полюбить музыку, прежде всего надо научиться ее слушать: любую («легкую» и «серьезную», современную и классическую), в филармонических, концертных залах, театрах или в музыкальном зале детского дошкольного учреждения. Поскольку именно дошкольный возраст является временем интенсивного становления музыкальной восприимчивости, начинать воспитывать слушательскую культуру надо «с младых ногтей», с нежного, юного возраста.
Психолог В. М. Бехтерев в своей книге «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» писал, что главной целью музыкального воспитания должно быть развитие музыкального слуха ребенка в пении и слушании музыки. Должны также соблюдаться два основополагающих принципа музыкального воспитания детей: учет реакции со стороны ребенка и соблюдение строгой соразмерности в музыкальных впечатлениях. В. М. Бехтерев полагал, что правильное, организованное музыкальное воспитание позволяет детям приобрести навыки в сфере чувств, ума и воли, поэтому от детальной разработки вопросов музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой личности.
Для ребенка дошкольного возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Каждое музыкальное занятие можно построить по-разному, с привлечением интересного, разнообразного дидактического материала, используя видео-занятия, виртуальные путешествия, презентации, музыкально-дидактические модули (мнемотехника), аудио-видео-материал; работу в парах, группах, командах; анализ и обсуждение музыкальных произведений, рисование или выкладывание карточек по цветоощущению и цветовосприятию в процессе слушания музыкальных произведений.
Зрительное восприятие позволяет совершенней воспринимать усваиваемый материал, разнообразить впечатления дошкольников. Восприятие музыки реализуется не только живым звучанием музыкальных инструментов, но и с помощью цифровых технологий. Восприятие – процесс образного, эмоционального постижения содержания произведения. Мультимедиа презентации дают возможность повысить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание не один раз слушать музыкальное произведение, помогают на длительное время запомнить музыкальное произведение.
Свойства цвета и музыки ученые начали исследовать очень давно. На рубеже XVII – XVIII веков величайший английский физик и математик Исаак Ньютон представил музыкальный нотный стан в виде рисунка. Он условно сопоставил цвета спектра (радуги) и музыкальной октавы. На цветном панно каждый может собрать свою цветовую палитру, а мелодия обретет цвет. Рисуя, изображая музыку, слушая с детьми музыку, настраиваем детей на восприятие процесса: «Мы будем слушать музыку и постараемся найти именно тот цвет, который соответствует музыкальному образу произведения. Внимательно слушаем музыку и рисуем то, что мы видим, слышим и чувствуем». Развитие воображения идет по такой схеме: простая автоматизированная репродукция, спонтанное фантазирование и, наконец, преднамеренная репродукция в творческом воображении.
Без восприятия музыки нельзя представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, пляску, хоровод, танец, или игру на инструментах, их необходимо прослушать. А предоставив выбор детям воспринимать инструментальную или вокальную музыку самостоятельно, просто диву даешься изобретательности: кто-то через графические линии-рисунки воплощает услышанное, кто-то в движении – взаимодействуя с предметами или нет, индивидуально или группами.
У детей в возрасте до 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. Примерно в 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на музыкальных инструментах. Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом. С помощью взрослого ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Чувства, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. У детей старшего возраста глубина эмоционального переживания выражается в его способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка этого возраста позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой, предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения музыкой. Слушание музыки остается по-прежнему весьма привлекательным для ребенка. Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки. Интенсивно продолжают развиваться музыкально-сенсорные способности. Дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладовый слух.
Участие детей в творческой деятельности, включенность в художественно-эстетическую среду является мощным фактором формирования музыкально-образного мышления, а также эстетического развития личности в образовательном процессе. Последнее свидетельствует о значительном обогащении эмоциональной сферы личности эстетическими переживаниями.
Список литературы:
- Барышева Т. А. Эмпатия и восприятие музыки. – Л.: ЛГПИ, 1989. – 156 с.
- Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. – М.: «Музыка», 1923. – 125 с.
- Берхин Н. Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Вопросы психолгии. 1988 – № 4. 155-160 с.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
- Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
- Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320с
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003. – 379 с.
Количество просмотров: 798 |
Добавить комментарий