Формирование культуры правильного питания у первоклассников

 
 

Задкова Елена Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 9 имени Героя Российской Федерации

Немыткина Михаила Юрьевича» г. Новосибирска

 

Формирование культуры правильного питания у первоклассников

Современный мир полон стрессов, социальных, экологических и психологических нагрузок, от которых страдают не только взрослые, но и дети. А ведь детям ещё нужно тратить силы на обучение, постижение законов мира, то есть осуществлять, в отличие от взрослых, более напряжённую и сложную работу по самопостроению, саморазвитию, саморегуляции, самоконтролю.

Чтобы хорошо учиться, успешно преодолевая трудности школьной жизни, ребёнок, прежде всего, должен быть здоров, но, по данным российской медицинской статистики, многие дети теряют своё здоровье именно за период школьного обучения. Это приводит к быстрому утомлению школьников в процессе учебной работы, нарушается комфортность обучения, возникает дисгармония в отношениях ребёнка с самим собой и окружающим миром.

Таким образом, в современных условиях важная педагогическая проблема школьного образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он сам отвечает и которое обязан поддерживать в естественно-гармоничном состоянии. Здоровье человека включает в себя не только отсутствие болезней или физических дефектов, а прежде всего, состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Важно дать ребёнку знания о его неповторимости, научить осмысливать процессы своего физического и психического развития, противостоять жизненным стрессам.

Начиная работу с первоклассниками, я, прежде всего, задумываюсь о том, чтобы их пребывание в гимназии было комфортным. Ребёнок 6-7 лет проводит в классе и группе продлённого дня от 5 до 10 часов, таким образом, остро встаёт вопрос школьного питания. Не секрет, что дети приходят в 1 класс с уже сформированными привычками в питании и не всегда эти привычки соответствуют культуре здорового питания. А ведь правильное питание является важной составной частью сохранения и укрепления здоровья школьников.

Здоровье детей зависит от здоровья взрослых, никакие уроки здоровья не заменят личного примера родителей и учителей. Значит, необходимо активное вовлечение в работу родителей. Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребёнка завтракать перед уроками, есть на завтрак каши, а на обед – супы, привычка есть всухомятку), далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Понять это помогает анкетирование родителей, которым предлагается ответить на следующие вопросы:

1) Хороший ли аппетит у вашего ребёнка?

2) Ест ли ваш ребёнок разнообразную пищу?

3) Любит ли ваш ребёнок овощи и фрукты?

4) Приходится ли вам покупать ребёнку чипсы, сухарики, газированные напитки по его просьбе?

5) Любит ли ваш ребёнок супы?

6) Любит ли ваш ребёнок каши?

7) Завтракает ли ваш ребёнок перед уроками?

8) Часто ли ребёнок перекусывает всухомятку?

9) Часто ли за столом вы прибегаете к таким приёмам, как уговоры, приказы, наказания?

10) Соблюдает ли ваш ребёнок правила этикета за столом (моет руки без напоминаний, убирает за собой посуду, пользуется салфеткой, ножом и вилкой, ставит стул на место, благодарит за обед)?

11) Считаете ли вы горячее питание в гимназии необходимым для своего ребёнка?

Моя основная задача как педагога – сделать родителей своими союзниками, поэтому просветительская вводная беседа о правильном питании детей – это начало большой работы. Родители должны понять основные направления правильного питания детей, важнейшей составляющей которого является горячее школьное питание. После соответствующей беседы о рациональном питании в моём классе 100% родителей приняли решение о необходимости обязательного горячего питания для своего ребёнка.

Формирование положительного отношения у первоклассников к школьной столовой – ещё одна важная задача педагога. Знакомство детей со столовой и её работниками – обязательное условие формирования культуры правильного питания. Заранее на классном часе мои ребята знакомятся с правилами поведения в столовой, нормами поведения за столом во время еды. Работники столовой становятся добрыми знакомыми детей, многие ребята обращаются к ним по имени и отчеству, благодарят за вкусную еду. Работники столовой, в свою очередь, знают ребят по именам, что, безусловно, способствует психологическому комфорту детей, их социализации.

Часто перед учителем встаёт вопрос о том, что некоторые дети страдают от плохого аппетита либо не приучены в семье к таким неотъемлемым составляющим здорового питания, как каши, супы, омлеты. И здесь создание педагогом позитивной мотивации у ребёнка имеет немалое значение. Так, в моем классе были введены дневники питания, где поощрялись хороший аппетит и участие в «обществе чистых тарелок». Яркие дневники с весёлыми игрушками на обложках способствовали желанию детей заполнить их «пятёрками» за хороший аппетит. Подводились промежуточные итоги, в конце года дети получили грамоты за правильное питание, что способствовало положительным эмоциям и позитивному отношению к горячему питанию в гимназической столовой.

Уже в 1 классе я начинаю вести работу по гигиене питания. Дети в доступной форме на классных часах знакомятся с навыками гигиены, связанными с питанием, с соблюдением режима питания, с пользой молочных продуктов, фруктов, овощей, ягод, морсов, киселей, компотов, получают важные сведения о вреде чипсов, сухариков, газированных напитков. Результатом такой работы стало участие моих первоклассников в 5-м городском конкурсе детского плаката «Мы за правильное питание», организованном городским Центром образования и здоровья «Магистр». Целью данного конкурса явилась пропаганда здорового образа жизни, формирование основ культуры здорового питания средствами наглядной агитации среди учащихся муниципальных образовательных учреждений Новосибирска.

Задачи конкурса:

– способствование вовлечению учащихся в социально-значимую деятельность, связанную с формированием основ культуры здоровья;

– способствование формированию готовности соблюдать правила рационального питания.

Конкурс проходил в 3 этапа: школьный, районный и городской. В городском этапе конкурса приняли участие 53 образовательных учреждения из всех районов города. Мои первоклассники с удовольствием откликнулись на участие в данном конкурсе, представив работы в номинациях «Плакат», «Презентация», «Фильм». Особенно приятно, что в заключительном городском этапе конкурса две мои первоклассницы, Анищенко Лера и Шайдорова Варя, завоевали первые места в номинациях «Плакат» и «Фильм», получив грамоты Главного управления образования мэрии.

Таким образом, формирование культуры правильного питания у первоклассников является неотъемлемой частью сохранения и укрепления здоровья детей. Уже в 1 классе можно и нужно прививать детям необходимость заботы о своём здоровье, сознательно выбирая наиболее полезные продукты и соблюдая основные правила рационального питания.

Литература

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании»/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.

2. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Количество просмотров: 14965  

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы