Честь и совесть
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма (по фрагменту книги Алексея Иванова «Географ глобус пропил»)
Цель мастерской – создание условий для самоактуализации, ориентации, выбора и самоопределения учащихся в мире нравственных ценностей.
Задачи:
1) образовательная: формировать умение выполнять информационную обработку текста и на ее основе создавать собственное письменное высказывание;
2) воспитательная: формировать представление о честности, ответственности, порядочности, совестливости;
3) развивающая: развивать творческие силы и способности, коммуникативные умения, навыки письма.
Комментарий
Одна из основных задач современного школьного образования в ситуации введения ФГОС второго поколения заключается в воспитании и развитии творческой, самостоятельной, инициативной, социально активной личности, готовой к диалогу и сотрудничеству, в «раскрытии способностей каждого ученика, в воспитании порядочного и патриотичного человека[1]».
Решение этой непростой задачи требует от учителя обновления организационных форм и методов обучения, введения в практику современных образовательных технологий. Наиболее актуальными становятся такие формы организации учебной деятельности, которые реализуют деятельностный подход к обучению и способствуют формированию универсальных учебных действий школьников в соответствии с требованиями ФГОС. Из существующих на современном этапе методик и технологий хорошо зарекомендовала себя технология педагогических мастерских.
Технология мастерских направлена на развитие познавательной активности, творческих способностей школьников, личностного позитивного отношения к изучаемому материалу. К основным принципам данной технологии относятся: равенство всех участников, право каждого на ошибку, отсутствие критических замечаний, предоставление свободы в рамках принятых правил; диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества; ограничение участия, практической деятельности учителя (мастера) на всех этапах занятия[2]; гармоничное сочетание учения, общения и творчества. В мастерской в условиях эмоционального комфорта, позитивной атмосферы открытости каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности и выстраивает свой путь к знаниям, к постижению нравственно-этических ценностей. Как отмечает петербургский словесник Т.Я. Ерёмина, на протяжении многих лет внедряющая технологию педагогических мастерских в учебный процесс, «эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству[3]».
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Честь и совесть», рассчитанная на 2 академических часа, ориентирована на учащихся 10-11 классов и непосредственно связана с задачей подготовки старшеклассников к написанию сочинения‑рассуждения по заданному тексту (с учетом требований к заданию части С ЕГЭ по русскому языку). По словам Т.Я. Ерёминой, мастерские – «отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочинению[4]».
В основу занятия положен фрагмент романа «Географ глобус пропил», автором которого является популярный сегодня пермский писатель Алексей Иванов. Фрагмент книги был выбран неслучайно: в нем поднимается актуальная проблема социального поведения людей и затрагиваются важнейшие вопросы нравственности.
Занятие построено так, чтобы предложенный для анализа фрагмент романа остался в памяти школьников не просто очередным текстом формата ЕГЭ, а осознанным, прочувствованным текстом. Предусмотренная система заданий дает возможность ученикам накапливать в течение урока богатый словесный материал, облегчающий им процесс создания собственного, авторского текста. Поскольку при написании сочинения наибольшие трудности у выпускников вызывает аргументация собственного мнения, к работе в мастерской привлечен дополнительный материал (фрагменты разных работ Д.С. Лихачева), позволяющий составить свое аргументированное мнение о герое отрывка, затронутой проблеме и выразить его в письменной форме.
Мастерская «Честь и совесть» позволяет формировать и развивать такие универсальные учебные действия, как познавательные и регулятивные (ученик практически самостоятельно учится вести диалог с текстом, определять проблему, поднятую автором текста, выявлять авторскую позицию, выражать и аргументировать собственное мнение), а также коммуникативные (через письменные работы, коллективное взаимодействие, сотрудничество и социализацию) и личностные (ориентация в мире нравственно-этических ценностей, работа с нравственными понятиями «честь», «честность», «совесть», «учтивость в поведении» и т.п.). Кроме того, предлагаемая мастерская решает задачи нравственного воспитания, формирования представления о честности, ответственности, порядочности, совестливости.
Приложение (раздаточные материалы, выборочные ответы участников мастерской) доступно по ссылке: https://drive.google.com/file/d/0B3dSoptdZJpHTXppUVk1Z2ZyNDQ/edit?usp=sharing.
Ход мастерской
I. Индуктор
1. Выполните одно задание на выбор (или – или):
1) Письменно ответьте на вопросы. Случалось ли вам ехать в общественном транспорте без билета? Что вы при этом чувствовали?
2) Запишите ассоциации, которые вызывает у вас слово безбилетник.
2. Участники мастерской по очереди читают написанное.
II. Создание творческого продукта (индивидуальная работа)
Участники мастерской получают незавершенный текст – фрагмент книги А. Иванова «Географ глобус пропил» с пропущенным финалом (до слов «– Приехали!… Глухонемой кивнул и встал») (см. Приложение 1).
Ведущий мастерской читает, учащиеся следят по тексту.
1. Задайте вопросы о непонятном.
2. Как бы вы закончили текст? Напишите его продолжение.
3. Прочитайте вслух сочиненные вами фрагменты (желающие читают написанное).
Участники мастерской получают завершенный текст (см. Приложение 2).
4. Письменно ответьте на вопросы, опираясь, где это возможно, на текст.
1) Какое название вы дали бы тексту?
2) Герой. Какой он? Подберите определения.
3) Можно ли брать с него пример? Почему?
4) Как относится к герою автор? В каких именно словах видна авторская оценка?
III. Социализация
1. Несколько человек читают свои ответы на вопросы (по желанию).
После того, как желающие прочитали свои ответы на первый вопрос, учитель озвучивает авторское название фрагмента.
2. Дополните свои ответы понравившимися вам ответами других участников мастерской. Запишите эти дополнения.
IV. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности
Учитель обобщает работу первого этапа мастерской и в зависимости от содержания ответов учащихся говорит об общем отношении класса к герою текста. Это обобщение может звучать так:
Ребята, некоторые из вас сказали, что герой изобретательный, ловкий, предприимчивый, хороший актер. Большинство из вас отметили, что герой хитрый, наглый, бессовестный, обманщик и поступил плохо. Однако вам трудно, наверное, убедить остальных в своей правоте. Почему так, как сделал герой, делать можно, и в этом нет ничего страшного, или, наоборот, по каким именно причинам так делать нельзя. Чтобы составить свое собственное аргументированное мнение о герое и суметь его выразить в письменной форме, я предлагаю вам обратиться к дополнительному материалу, фрагментам разных работ Д.С. Лихачева.
V. Обращение к новой информации и ее смысловая обработка (групповая работа). Корректировка творческого продукта
Для аргументации собственного мнения относительно героя и его поступка ведущий мастерской предлагает учащимся познакомиться с работами Д.С. Лихачева.
Здесь можно провести маленькую беседу о том, кто такой Д.С. Лихачев.
Кто такой Дмитрий Сергеевич Лихачев? Академик (член не только Российской, но и ряда иностранных академий), ученый-литературовед, талантливый писатель, публицист, искусствовед, общественный деятель. Пример русского интеллигента, человека скромного, трудолюбивого, честного и бескомпромиссного. Обычно о нем говорят как о глубоком мыслителе, совести русской нации, совести России, как об охранителе русской культуры, как о символе русской интеллигенции XX века, как о человеке, по которому можно сверять свои поступки. С его именем легко сопрягаются понятия патриотизм, благородство, достоинство, честь, мужество.
Для дальнейшей работы мастерской учитель в зависимости от содержания ответов учащихся, личных качеств и черт характера старшеклассников организует участников мастерской в четыре группы.
Тексты для работы:
1 группа – письмо пятое из «Писем о добром».
2 группа – статья «Честь и совесть» из книги «Заветное».
3 группа – начало статьи «Тревоги совести».
4 группа – статья «Культура и совесть» из книги «Русская культура».
Группам предоставляются вопросы (см. Приложение 3):
1. Прочитайте предложенную вам статью Д.С. Лихачева. Выпишите слова, словосочетания, идеи, мысли, замечания, тезисы, которые покажутся вам важными.
2. Обсудите в группе ответы на вопросы № 2 и № 3 к тексту А. Иванова.
3. Представитель(-и) каждой рабочей группы озвучивают свои ответы (вероятно, теперь они смогут аргументировать свое мнение тезисами из работ Д.С. Лихачева или ссылкой на авторитет академика).
4. Дополните свои ответы понравившимися вам ответами других участников мастерской.
VI. Создание письменного высказывания (индивидуальная работа)
Выполните одно задание на выбор (или – или):
1) Напишите сочинение-рассуждение по тексту А. Иванова.
2) Почему «смотреть на людей со сломанной совестью еще страшнее, чем на избитых» (Юлиус Фучик)?
VII. Итоговая социализация.
Прочитайте написанное вслух.
VIII. Разрыв
Участники мастерской внезапно осознают, что совестливость – необходимая часть внутренней свободы человека, а человек, обладающим чувством совести, привлекает к себе окружающих, и наоборот: человек, лишенный совести, отталкивает других людей. В процессе работы в мастерской учащиеся также понимают, что честным быть просто: всего лишь не обманывать, не лгать, не воровать, беречь свою честь даже в мелочах. Изобретательный, находчивый герой не вызывает уважения, а выглядит жалко и недостойно.
IX. Итоговая рефлексия
Поделитесь своими впечатлениями (письменно), закончив следующие предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
я понял…
я почувствовал…
Как бы вы назвали нашу мастерскую?
Желающие озвучивают свои варианты.
Список литературы
1. Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности: Дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 2000.
2. Блинова Е.Р. Как сделать хорошую мастерскую. Уроки 1-6 // Педагогический научно-методический журнал «Новое образование» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nojournal.ru (дата обращения: 20.04.2014).
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
4. Ерёмина Т.Я. Еще раз о педагогической мастерской // Литература. 2007. №3 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200700312 (дата обращения: 25.04.2014).
5. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская // Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002.
6. Национальная образовательная инициатив «Наша новая школа» // Официальный сайт президента России [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/6683 (дата обращения: 5.05.2014).
7. Орлова О.В. Развитие толерантности учащихся в условиях педагогических мастерских: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 2006.
8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. – М., 1998.
[1] Национальная образовательная инициатив «Наша новая школа» // Официальный сайт президента России [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/6683 (дата обращения: 5.05.2014).
[2] Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская // Мухина И.А., Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002.
[3] Ерёмина Т.Я. Еще раз о педагогической мастерской // Литература. 2007. №3 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200700312 (дата обращения: 25.04.2014).
[4] Там же.
Количество просмотров: 20015 |
Добавить комментарий