Приобщение школьников к научно-исследовательской работе через систему дополнительного образования
Опубликовано: Рубинштейн Т.Г. Приобщение школьников к научно-исследовательской работе через систему дополнительного образования // Образование в истории, история в образовании: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 153–159.
Автор настоящей статьи имеет более чем 20-летний опыт научной работы со школьниками в системе дополнительного образования: в лаборатории экологического воспитания Института цитологии и генетики СО РАН, Дворце творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». Многие наши ребята становились победителями и призерами конференций и конкурсов самого высокого уровня, в том числе и всероссийского. Практически все работавшие с нами школьники продолжают исследовательскую работу на студенческом уровне (некоторые ведут темы, начатые на школьной скамье), многие связали жизнь с наукой. Кредо автора – не играть в науку с детьми, а приобщать их со школьной скамьи к этой непростой, но такой увлекательной деятельности.
Вначале я попытаюсь выделить основные условия эффективности научно-исследовательской работы с учащимися школ[1].
I. Наличие соответствующей базы – в широком смысле этого слова. Это материально-техническая база для проведения экспериментов, наблюдений. В гуманитарной сфере это наличие доступных источников для работы. Трудно переоценить роль экспедиций с выездами в места проведения исследований. Особо хочется отметить наличие грамотного руководителя, хорошо представляющего, что такое научно-исследовательская работа, имеющего время и желание работать с детьми. Хорошо, если есть возможность усилия нескольких юных исследователей объединить в единую работу – в коллективный (групповой) проект. Но важна и возможность кропотливой индивидуальной работы.
2. Первостепенное значение имеют мотивационные условия. Здесь можно выделить три группы заинтересованных лиц. Во-первых, это руководители, у которых имеются материальная и моральная заинтересованность в научной работе со школьниками, а также умение вести такую работу. Проблема заключается в том, что многие учителя слабо представляют, что такое научно-исследовательская работа. Я уже не говорю о времени для занятий с детьми исследовательской работой, которого у учителей просто нет. Можно попытаться привлечь профессиональных научных работников. Однако здесь встанут другие проблемы. Как заинтересовать ученых в работе с детьми? К тому же большинство из них не знает, как работать со школьниками, особенно со средними классами, не говоря уже о младших. Тут, на мой взгляд, хороши научные консультанты в школах. Однако далеко не каждая школа может себе позволить оплачивать их услуги. На помощь могут прийти опытные педагоги дополнительного образования, сами занимающиеся или когда-то занимавшиеся серьезной научно-исследовательской работой, знающие ее премудрости изнутри.
Вторая группа заинтересованных лиц – это, конечно, сами обучающиеся. Важно увлечь их самим процессом творчества. Не последнюю роль играют отличные оценки в журналах. Важно участие в конференциях, конкурсах, слетах. Как показывает опыт, привлекательной для юных исследователей является возможность поехать в летнюю экспедицию.
В качестве еще одной заинтересованной группы выделю работников школ, учреждений дополнительного образования, родителей, друзей. Важна заинтересованность их в успешной исследовательской работе ребят на разном уровне, поддержка при трудностях, неудачах. Одним словом – сопереживание и желание помочь при временных неудачах, искрения радость в случае успеха.
3. Очень важно научить ребят заниматься научно-исследовательской работой, познакомить с ее методами. Конкретный пример: методика проведения беседы, широко применяемая в устной истории. В нашей практике мы первоначально разыгрываем беседу с распределением ролей в школьном классе, затем – с людьми на соседней улице (что они могут рассказать об этой улице). Следует научить ребенка готовиться к каждой конкретной беседе. Важно дать понять школьнику, чем отличается научная работа от реферативной, раскрыть требования к работе такого рода.
4. Особое значение имеет правильный выбор темы для будущего исследования. Это ответственная работа, и ответственность ложится на руководителя. Он здесь сравним с врачом: как в медицине правильный диагноз – половина успеха в лечении, так и правильная постановка темы – половина залога успеха исследования. Тема должна быть научной, иметь доступную базу изучения для юного исследователя, быть интересной автору и соответствовать его возрасту, желательно иметь перспективу развития работы.
5. В качестве еще одного желательного условия я выделяю тесный контакт в работе учреждений дополнительного образования и школы. Они прекрасно могут дополнять друг друга. В учреждениях дополнительного образования, как правило, есть база, есть квалифицированные руководители, имеющие возможность вести индивидуальную работу с обучающимися. В школе есть способы поощрения, создания соответствующего отношения к ученикам-исследователям, но сложно организовать серьезную научно-исследовательскую работу. Тесные контакты школ и учреждений дополнительного образования дают замечательные результаты. В выигрыше оказываются, прежде всего, дети.
В нашем опыте большое внимание уделяется выбору темы будущего исследования с учетом наличия доступных конкретно-исторических источников. Автор придерживается мнения, что более перспективны и интересны работы, которые юные исследователи продолжают несколько лет, не меняя тему от конференции к конференции.
В последнее время широко разрабатывается направление, связанное с изучением родословных и биографий отдельных родственников ребят. Это наиболее доступные темы для юных исследователей. Здесь у нас накоплен хороший опыт работы с учителем гимназии № 3 в Академгородке Е.В. Козочкиной. Начинается все с обычного задания по истории в 4–5 классе: написать о своих исторических корнях. При выполнении задания дети беседуют с родителями, бабушками и дедушками, знакомятся с домашними архивами. Эта работа очень полезна для всех. Затем тщательно просматриваются работы и выбираются те, в которых, на наш взгляд, есть интересный материал, подтвержденный конкретными источниками. Дальше начинается кропотливая индивидуальная работа, которая порой продолжается все годы обучения ребенка в школе[2].
Изначально моими любимыми темами являются историко-экологические, где фактически мы выступили новаторами[3]. Именно на этом направлении хочется остановиться более подробно. Сегодня много говорят об экологии, но значительно меньше занимаются ею реально. Зачастую понятие «экология» сужается до охраны природы. Проведение исследований социально-экологического плана и, прежде всего, с историко-экологической направленностью является составной частью общеэкологического воспитания. Видя проблему в развитии, прослеживая изменение экологического состояния конкретного района с момента его заселения по сегодняшний день, можно оценить нынешнюю экологическую ситуации на объекте и разработать практические предложения по ее оптимизации.
Формируется группа 12–17-летних учащихся различных школ Советского района Новосибирска. Ребята занимаются изучением водных объектов и прилегающих к ним территорий, населенных пунктов. Так были изучены в нашем районе малая речка Нижняя Ельцовка и деревня с одноименным названием, речка Зырянка и близлежащий поселок Кирово. Благодаря многочисленным обращениям в администрацию района в этих местах были расчищены свалки и организован вывоз мусора. Сегодня пос. Кирово кардинально преобразован. Во многом это произошло благодаря разработкам наших ребят.
Исследованы нами деревня Речкуновка и поселок Новый. Изучалось в историко-экологическом плане Новосибирское водохранилище. В ходе этого изучения была проведена экспедиция в Ордынский район. Во время летних экспедиций изучены населенные пункты вдоль реки Бердь, в частности, деревни Старососедово, Новососедово и Легостаево. Впоследствии были изучены и другие населеннее пункты Искитимского района: Шипуново, Евсино, Старый Искитим. Выборочно рассматривались деревни Маслянистого района: Барково, Елбань, Бажинск, Егорьевск, Мамоново, Дресвянка. Последняя привлекла нас своим местоположением, интересной историей основания и освоения, архитектурой, и изучалась она особенно подробно стационарным способом. Подробно исследовалась территория близ озера Танай в Тогучинском районе (села Журавлево и Калтырак) в ходе экспедиций 1995–1997 и 2006 гг. Работа в широких временных рамках дает особенно интересный материал. Результаты нашей работы на озере Танай были частично учтены при строительстве неподалеку от этого места горнолыжного комплекса.
В настоящий момент мы ведем комплексную работу по изучению территории детского оздоровительного лагеря «Созвездие Юниор» с целью разработки проекта по его развитию с учетом накопленных традиций и благоприятного, с экологической точки зрения, местоположения. Этот лагерь с 2007 г. стал базовым для проведения городских экологических профильных смен для школьников и их наставников, в рамках которых нами организуется работа лаборатории по историко-экологическому направлению.
Актуальность этого направления работы возрастает в связи с тем, что подобные исследования не проводились не только по изучаемым районам, но и по другим территориям. Ребята приобщаются к действительно научной работе по актуальнейшей сегодня тематике на стыке различных наук. С самого начала юные исследователи настраиваются на самую серьезную кропотливую работу. Исходим из того, что отсутствие результата (необнаруженная в литературе или источнике информация, неудачная попытка разговорить старожила и т. п.) – тоже результат. На начальной стадии исследования изучается вся имеющаяся информация – в литературе, фондах архивов и Новосибирского государственного краеведческого музея. Прямо скажем, обычно удается найти немного, и зачастую сведения противоречивы. Впрочем, подобное ожидается заранее, тем интереснее и актуальнее работа.
Основным источником изучения прошлого становятся беседы с местными жителями, которые, несмотря на свою субъективность, дают нам гораздо больше, чем сухие и не всегда точные данные письменных источников. Предварительно на занятиях тщательно изучается техника ведения бесед. Не всегда было легко добиться нужной информации у престарелых людей, много повидавших на своем веку, зачастую озлобленных, да и попросту боявшихся о многом говорить. И все-таки детям удавалось сделать то, что не могли взрослые. Видя ясные, любознательные лица детей, мало кто мог устоять.
С целью выявления уровня социально-экономического развития и экологической культуры населения проводится опрос по анкетам, составленным на базе анкет Центрального Европейского университета для малых населенных пунктов. Важнейшим источником для нас является картографический материал. Имеющиеся карты уточняются и дополняются на месте. В большинстве своем карты, которые нам удавалось обнаружить, несли недостаточно информации, она была не совсем точной. Поэтому с опорой на уже имеющуюся топографическую основу, а зачастую и без таковой ребята составляли карты самостоятельно.
Своеобразным источником стали генеральные планы застройки районов, которые сравниваются с реальным положением дел. Современное состояние водоемов определяется с помощью химических анализов воды и грунта. Простейшие анализы делают сами учащиеся, более сложные осуществляются в специальных лабораториях, по возможности в присутствии ребят. Анализ результатов проводят сами дети, сравнивают настоящее и прошлое, пытаются сделать практические предложения.
Работа проводится по следующим направлениям: экологическое картографирование; историко-экологическое изучение района с момента его заселения; экологический аудит; уровень социально-экономического развития района; экологическая культура населения; рекреационная нагрузка на водные объекты; сегодняшнее экологическое состояние; перспективы развития района и прогнозы на будущее; практические предложения по сохранению и оздоровлению экологической ситуации; сравнительный анализ различных территорий в историко-экологическом и социально-экологическом плане. Все исследования социально-экологического плана тесно связаны с другими направлениями экологического изучения того или иного района, с изучением флоры, фауны и т. п. В ходе работы ребята видят антропогенное воздействие в развитии, с момента заселения края по сегодняшний день, пытаются найти практическое решение непростых вопросов экологии.
Учащиеся уже со школьной скамьи приобщаются к реальной научной работе, осваивают ее основные методы. Многие полученные ими материалы, сделанные выводы имеют реальную научную значимость. Неслучайно изыскания школьников получают высокие оценки на городских, областных, региональных и всероссийских конференциях и конкурсах. Некоторые работы опубликованы[4]. Школьники учатся общаться и с властными структурами на уровне района и города. Несмотря на огромные сложности, зачастую дети добиваются решения вопросов, которые не могли решить до них взрослые люди.
[1] Другие наши публикации на эту тему см.: Рубинштейн Т.Г. 1) Жажда научного поиска, жажда открытий // Журнал Дома творчества детей и учащейся молодежи Советского р-на. Новосибирск, 2004. С. 5–7; 2) Основные условия повышения эффективности научно-исследовательской работы обучающихся // Повышение эффективности научно-исследовательской работы школьников: материалы семинара. Новосибирск, 2007. С. 24–26.
[2] См.: Бакурова А.Е. 1) История моей семьи // Студент и научно-технический прогресс: секция этнографии: материалы XLVI Междунар. науч. студ. конф. Новосибирск, 2008. С. 13–15; 2) История моей семьи в контексте истории немцев России // Первые шаги в науке: сб. тез. докладов участников IV Всерос. дет. конф. М., 2009. С. 226–227; Лаврюшев Я.С. 1) История рода Татауровых // Студент и научно-технический прогресс: секция этнографии: материалы XLVI Междунар. науч. студ. конф. Новосибирск, 2008. С. 58–59; 2) Вклад рода Татауровых в освоение Сибири // Юность, наука, культура – Сибирь: сб. тез. Всерос. конф. учащихся. Новосибирск, 2011. С. 64–65.
[3] См.: Рубинштейн Т.Г. Социально исторический аспект в экологическом образовании // Экологическое образование в эпоху глобализации // Проблемы экологического образования и воспитания: материалы IV семинара. Новосибирск, 2004. С. 55–58; Ищенко И., Любимова Г., Рубинштейн Т. Сравнительный анализ экологической культуры жителей Маслянинского и Искитимского районов // Медвежий угол / ИСАР – Сибирь. 2004. № 1. С. 22–26; Любимова Г.В., Рубинштейн Т. Историко-социальные и этнокультурные аспекты экологического образования // Проблемы экологического образования и воспитания: материалы V семинара. Новосибирск, 2005. С. 41–45.
[4] См.: Баранова С. 1) Бассейн речки Нижняя Ельцовка в историческом прошлом // Материалы научно-практической конференции / Обл. краевед. музей. Новосибирск, 1997. С. 106–108; 2) Экологическое состояния бассейна речки Нижняя Ельцовка // Там же. С. 108–109; Герасимова С. Район речки Зырянки и пос. Кирово в историко-экологическом плане // Там же. С. 109–110; Веселовская Ж., Шичкина М. Вымершие и угасающие деревни в среднем течении р. Бердь // «Есть родина твоя…»: материалы Междунар. науч. конф. «Сибирь на этапе становления индустриального общества в России (XIX – начало XX в.)»: секция «Молодые историки – сибиреведы и краеведы». Новосибирск, 2002. С. 43–47; Попова М., Пыжева Н. История и последствия создания Новосибирского водохранилища // Национальное достояние России: тез. докл. участников Всерос. конф. обучающихся. М., 2007. С. 15–17; Сергеева К. Озеро Танай: мифы и реальность // Студент и научно-технический прогресс: секция этнографии: материалы XLVII Междунар. науч. студ. конф. Новосибирск, 2009. С. 66–68; и др.
Количество просмотров: 8911 |
Добавить комментарий