Различение добра и зла – залог успешного воспитания и качественного образования

 
 

Малыгин Алексей Викторович,

учитель математики НОУ Православная Гимназия

во имя преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирска,

победитель областного конкурса «Учитель Года – 2010»

 

Различение добра и зла – залог успешного воспитания и качественного образования

Если я украл барана – это хорошо, если у меня украли барана – это плохо.

Монгольский пастух

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года сказал: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее».

В чем причина столь «явного дефицита духовных скреп» нашего общества?

Вопрос, конечно же, сложный, но нельзя воспринимать его как риторический вопрос, иначе мы его «заболтаем» и никогда на него не ответим.

Причин «дефицита духовных скреп» много, но одна из важнейших – размывание границ между добром и злом, между «можно» и «нельзя». Одним из величайших зол нашей эпохи является нравственный релятивизм. Яркий пример такого релятивизма приведен в эпиграфе к этой статье.

Почему так важно видеть и соблюдать абсолютные, а не относительные границы между добром и злом? На этот вопрос отвечает академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Одна из его «заповедей человечности» (под номером 19) гласит: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое».

В этой заповеди академик Лихачев указывает на то, что абсолютно четкая граница между добром и злом есть, ее нужно видеть и ее нельзя преступать. Если же эту границу размывать, то разрушаются нравственные основы общества, а «без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество» (Д.С. Лихачев. «Русская культура». Сборник статей. – М.: «Искусство», 2009, с. 155).

Известен факт, что маленькие дети склонны делить все на «белое» и «черное», и многие взрослые воспринимают это как недостаток мудрости и жизненного опыта. Но мало кто видит в этом потребность души иметь абсолютные критерии добра и зла. И если этим критериям трудно соответствовать, это не означает, что их нет и не может быть.

В процессе школьного и домашнего воспитания вместо абсолютного различения добра и зла детям часто предлагается различение «хорошо» и «плохо», между «не очень хорошо» и «не совсем плохо». Часто дети сталкиваются с ложью и лицемерием взрослых. Часто дети слышат: «Хочешь жить – умей вертеться» и улавливают в этом намек: «если нельзя, но очень нужно, то, в принципе, и не совсем плохо». Получив такое «воспитание», дети уже самостоятельно дойдут до следующей стадии деградации и сделают своим нравственным критерием различение «нравится / не нравится». Конечно же, в такой системе нравственных координат нет места милосердию, сочувствию, состраданию, поддержке и взаимопомощи.

Еще раз вспомним Лихачева: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к новым профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую» (Д.С. Лихачев. «Русская культура». Сборник статей. – М.: «Искусство», 2009, с.155). Если мы, педагоги, не дадим нашим воспитанникам этой нравственной основы, мы не выполним социального заказа, окажемся профнепригодными и жизненно несостоявшимися. И не следует потом удивляться, почему у нас такие маленькие пенсии, ведь нам эти пенсии будут платить наши воспитанники с дефицитом сострадания и милосердия.

Что же делать? Прежде всего, самим педагогам настраивать свой нравственный компас, чтобы он показывал строго на «добро», и тогда мы найдем, что сказать нашим воспитанникам:

– свободу будем понимать свободу всегда выбирать добро (зло порабощает, а не освобождает);

– успешность будем понимать как нравственную спелость («успели» – «поспели»);

– самоуправление будем понимать как направленность на добро;

– любовь будем понимать как жертвенность, а не эгоизм.

Количество просмотров: 2978  

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
1. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Игра и её значение в нравственном воспитании дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Осмысление собственного педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию сквозь призму изысканий К. Д. Ушинского ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Городской фестиваль «Династии Новосибирска-2023»: история семьи в истории города и страны ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. «Я и моя страна». Актуальные вопросы формирования детских сообществ в духе мира и добра ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы