С любовью к Отчему миру (из опыта работы библиотеки ДТД УМ «Юниор» по краеведению)

 
 

Иванова Ирина Алексеевна,

организатор конкурса книгочеев, педагог-библиотекарь

МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 

С любовью к Отчему миру (из опыта работы библиотеки ДТД УМ «Юниор» по краеведению)

Выдающийся отечественный педагог – гуманист XX века В.А. Сухомлинский писал: «Ребенок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствует красоты слова, прочитанного в книге». Одной из сложившихся традиций Дворца творчества детей и учащейся молодежи (ДТД УМ) «Юниор» является ежегодное проведение городского конкурса книгочеев. Учредитель конкурса – Главное управление образования мэрии города Новосибирска. Организатор – Дворец творчества детей и учащейся молодёжи «Юниор» при поддержке Новосибирского государственного университета. Цель конкурса – приобщение учащихся образовательных учреждений к лучшим образцам отечественной литературы и искусства, раскрытие нравственного потенциала литературы и искусства.

Празднику любителей Книги уже более двадцати лет! За это время дети и подростки общеобразовательных учреждений города принимали участие в таких конкурсах: «Богатыри земли русской», «Мы умеем предками гордиться», «Поклонимся великим тем годам», посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Путеводной звездой Д.С. Лихачева», посвященный 100-летию Д.С. Лихачева, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», посвящённый 210-летию А.С. Пушкина, «Встречь солнцу» (по одноименной книге М.Н. Щукина) и др.

Особое внимание библиотека ДТД УМ «Юниор» уделяет работе с краеведческой литературой. «Новосибирск – ты сын России», «Я люблю тебя, мой милый город!», «Очень город я люблю, потому что в нём живу», – так назывались конкурсы книгочеев, посвященные нашему родному городу. Участники конкурса, учащиеся образовательных учреждений города, показали знание истории своего города, известных людей Новосибирска, стоявших у истоков возникновения столицы Сибири, в поэтической форме выразили восхищение красотой родного края. В поэтической номинации «Мой край любимый и прекрасный» юные поэты представили стихи собственного сочинения о родном крае. А любовь к родной природе – один из признаков любви к своей стране.

Ирина Хомук, учащаяся школы № 40, создаёт свой образ Сибири:

На полвселенной, на полсвета

Раскинулась и вглубь и вширь

Моя таёжная планета

Зеленоглазая Сибирь!

В.В. Шамов, председатель жюри конкурса, пишет: «Когда поэты пишут стихи о природе – это признание любви к нему, к родному городу, к родной земле. И вы, ребята, написали свои творческие работы о родном Новосибирске, о его людях, и это тоже признание в любви. А любовь – и есть чудо! Так что вот и получается, что наш конкурс – чудо-конкурс!»

В номинации конкурса «В мир сказки начинаю путь» юные книгочеи представили сказки о Новосибирске. Многие из них были напечатаны в научно-популярном публицистическом журнале «Лицеист» и сборнике творческих работ лауреатов конкурса «Очень город я люблю, потому что в нём живу!».

В номинации «Город играющий» участники представили игры, викторины, кроссворды по книгам Городского Придумщика, создателя образов-символов Новосибирска Городовичка и Обинушки В.В. Шамова, («Обская легенда», «Легендные россыпи», «Катеринина тайна», «Фонтаны над Обью»).

Одна из номинаций конкурса « Очень город я люблю, потому что в нём живу» была посвящена А.И. Покрышкину. Юные книгочеи представили стихи, эссе по книге А.И. Покрышкина «Небо войны». В своих творческих работах юные граждане Новосибирска выразили гордость за нашего прославленного земляка, вся жизнь которого была отдана беззаветному служению Родине.

История нашего родного города отражена в книгах, среди которых особое место отведено книгам серии «Будаговская библиотека». Имя Григория Будагова дано серии не случайно Именитый горожанин, более известный как блестящий инженер, он был ещё и подвижником образования, просвещения и культуры. Григорий Моисеевич был основателем первой в городе школы и библиотеки.

В номинации «Вехи истории» конкурса, посвящённого 120-летию города Новосибирска, юные книгочеи представили рецензии на книги серии «Будаговская библиотека». В этой серии вышла книга нашего земляка М. Н. Щукина «Встречь солнцу», которой был посвящён конкурс «Историческими тропами Сибири». Участники конкурса представили стихи собственного сочинения о Сибири, составили вопросы по книге, написали рецензии на эту книгу. Виталий Косарев, учащийся школы № 132 пишет: «Книга «Встречь солнцу» объединяет рассказы и очерки об истории Сибири – от Ермака и до двадцатого века. Работа над книгой шла на протяжении нескольких лет – поднимался и исследовался материал, прорабатывалось множество источников, факты получали художественную окраску, приобретали живость и увлекательность. Постепенно от года к году, от эпохи к эпохе движется книга, охотно приоткрывая завесу неизвестного над историей Сибири».

Вот ещё отзыв об этой книге участницы конкурса: «Недавно я прочитала очень интересную и познавательную книгу Михаила Щукина «Встречь солнцу». Необычайное название взято из исторической летописи. В ней упоминается путь, по которому шли в Сибирь первопроходцы. Наши предки двигались навстречу восходящему солнцу. Отсюда и название. Сама книга – это неизвестные страницы прошлых столетий сибирской земли».

Кутателадзе Елизавета, учащаяся школы № 162, пишет в рецензии на книгу М.Н. Щукина «Встречь солнцу»: «Передо мной книга «Встречь солнцу», которая создаёт особое настроение, пробуждает желание больше знать и гордиться родной Сибирью. Создал эту книгу М.Н. Щукин. Именно создал, как создают какие-то незабываемые значительные творения. По таким произведениям учатся любви, потому что сам автор искренне и глубоко любит Сибирь. Это чувство видно во всём: интонации, лиричности, внимательности к фактам, охвате огромного пласта времени и событий, восхищении природой. Исторические рамки книги широки: они охватывают события и XI века, когда предприимчивые новгородцы попытались открыть для Руси «страну полунощную», и период правления царя Ивана III, время легендарного Ермака Тимофеевича, время служения в Сибири Семёна Дежнёва, и Александра Меньшикова, и лихолетье гражданской войны и Великой Отечественной».

Рождённый в Сибири, писатель всё своё творчество посвящает этому суровому краю и людям, живущим на сибирской земле. 60-летию известного писателя, редактора журналов «Сибирская горница», «Отчий мир», лауреата различных литературных премий был посвящён конкурс «Щукинское перо». На конкурс, который проходил с сентября 2013 г. по апрель 2014 г. было предоставлено более 200 творческих работ из 35 образовательных учреждений города. Конкурс способствовал развитию патриотического воспитания школьников на примере истории родного края в творчестве новосибирских писателей, истории семьи. В конкурсную программу были включены специальные номинации: «Любимые страницы прозы М.Н. Щукина», «Моя малая Родина», «Образ Сибири и сибиряков в произведениях новосибирских писателей», «Край родной, навек любимый», «Мои знаменитые родственники», «Стихи, навеянные прозой» и другие. Лучшие творческие работы участников опубликованы в сборнике «С любовью к Отчему миру», выпущенном по итогам конкурса. Конкурс был открытый, в нём могли принимать участие и взрослые. В.М Ребикова, учитель школы № 73 посвятила писателю такие строки:

Вы писали книги о Сибири

И всегда навстречу солнцу шли

К позабытым, всем ветрам открытым

Тайнам неразгаданной земли.

С высоты могучего полёта,

С высоты Уральских медных гор

Вы смотрели широко на солнце,

На лесов поднявшийся узор.

Вам знаком характер наш сибирский

Что явился  миру неспроста.

Путь к вершине долгий и неблизкий,

Пусть покорится Вам любая высота.

Вот другое высказывание: «Произведения Михаила Щукина заставляют задуматься о смысле и цене человеческой жизни. Спасибо автору за его творчество, за его неравнодушное сердце! Писатель очень хорошо изучил свой край, быт, обычаи, язык, взаимоотношения людей. Его произведения трогают душу. Каждый его роман доставляет огромное удовольствие, а острый сюжет и эмоциональная напряжённость его произведений не оставляет равнодушным никого. Очень радует, что именно в нашем городе есть такой замечательный писатель».

В номинации «Моя малая Родина» юные граждане Новосибирска представили свои размышления на эту тему. «Что такое Родина? У каждого человека своё представление о Родине. Для кого-то Родина – это место, где человек родился, вырос, прожил много лет. Значит, это какой-то город, посёлок, а может, деревня. Кто-то своей Родиной называет свою страну. И эта большая страна называется Родиной заслуженно, так как нет нигде в мире такой страны, как Россия, с её богатой национальной культурой, историей, людьми и разнообразной природой». Так пишет о Родине лауреат конкурса Головизнина Алина, учащаяся школы № 84. Участники конкурса представили стихи собственного сочинения о родном крае, отзывы на книги М.Н. Щукина. Ласточкина Елена, учащаяся школы № 17 подобрала для выражения своих чувств такие слова:

Прекрасней нет природы нашей,

Россия – русская земля!

И нет на свете тебя краше:

Берёзы, сосны и поля.

Природой чудной я любуюсь,

Гляжу в озёр я синеву,

Горжусь своею я Россией,

Что мила сердцу моему.

Дороже Родины у человека ничего нет. И поэтому знание своей отечественной истории – это неотъемлемая часть любви к своей Родине.

Конкурс показал, что юные книгочеи вместе с писателем с интересом изучают историю Сибири, переживают вместе с героями книг, искренне выражают своё отношение к прочитанному. Именно благодаря книгам мы можем обратиться к далёкому прошлому, открыть неизвестные страницы в истории города и конечно, такие книги необходимы молодому поколению.

Надеемся, что книги станут умными, добрыми спутниками всех новосибирских ребят.

Количество просмотров: 9515  

Добавить комментарий

1. Консолидация усилий профессионалов – условие эффективности образовательного и коррекционно-развивающего процессов
2. Магия личности педагога как практический ориентир в формировании и становлении подрастающего поколения
3. Проблемы вхождения в лицейское сообщество вновь поступивших детей и их родителей
4. Профессиональная компетентность и личность педагога как основа успешного развития, социализации и адаптации учащихся с проблемами слуха
5. Внедрение метода проектного обучения
6. О системе внеурочной деятельности «Бараба – моя малая родина»
7. Использование технологии критического мышления на уроках английского языка (из опыта работы по УМК «Spotlight» в среднем звене)
8. С любовью к Отчему миру (из опыта работы библиотеки ДТД УМ «Юниор» по краеведению)
9. Воспитание музыкой
10. Сотрудничество детей в разновозрастных группах в условиях реализации учебного проекта «Музей сказок»
11. Развитие мотивации к учению у младших школьников как условие успешной реализации ФГОС в начальном образовании
12. Организация исследовательской деятельности младших школьников на основе программы спецкурса «Я – исследователь»
13. Гендерный подход как один из способов реализации личностно-ориентированной технологии при внедрении ФГОС НОО
14. Возрождение идеи добровольчества: реализация добровольческого проекта «Письмо победителям»
15. То, чего нам так не хватает...
16. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
17. Познание окружающего мира через занятия во внеурочной деятельности
18. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
19. Как разнообразить работу на уроках английского языка в младших классах
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы