Опыт психологического консультирования в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних при детско-родительских конфликтах

 
 

Гладышев Дмитрий Юрьевич,

педагог-психолог приёмного отделения

ГБУСО НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Снегири»

 

Опыт психологического консультирования в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних при детско-родительских конфликтах

В ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» наряду с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, поступают дети из семей с детско-родительскими конфликтными ситуациями. Выделяю следующие факторы, могущие стать причинами детско-родительских конфликтов:

– эмоционально отвергающая семья,

– отсутствие надзора и ухода за детьми в семье или, наоборот, повышенные требования,

– появление нового члена семьи,

– отсутствие авторитета у взрослых членов семьи,

– вовлечение ребенка в уличную группу сверстников или старших с ценностями, противоположными ценностям семьи,

– алкоголизм, наркотизация и иные формы отклоняющегося поведения у взрослых в семье,

– девиантное и делинквентное поведение у самого ребенка.

Важно отметить, что помещение ребенка в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в ситуации семейного детско-родительского конфликта не является лучшим выходом из положения, т. к. любой конфликт, в том числе и детско-родительский, предполагает активное участие сторон в его разрешении. Сразу после психологической консультации необходима отработка полученного опыта, апробация достигнутых выводов, что возможно только при совместном проживании ребенка и родителя.

При поступлении ребёнка в центр совместно с заведующим приёмного отделения, воспитателем беседуем с подростком и его законным представителем о причинах, побудивших их к такому нелёгкому решению – устройству несовершеннолетнего в социально-реабилитационный центр. Иногда такие разговоры превращаются в спонтанный мини-консилиум, в ходе которого удается разрешить конфликтную ситуацию. Если же при оформлении документов не состоялся диалог психолога и родителя (часть детей поступает из семей, живущих в области, откуда родителям приезжать на индивидуальную консультацию проблематично), с родителем проводится консультация по телефону. Она необходима для оперативного прояснения ситуации.

Значительная часть родителей, в ситуации конфликта размещающих своих детей в социально-реабилитационные центры, ждут от специалистов учреждения «подгонки» их чад под некие идеальные, с их точки зрения, стандарты. Это ожидание необходимо выявлять в момент помещения ребенка в центр и сразу же объяснять родителям причины невозможности реализации таких желаний.

Конечно, бывают случаи, когда при детско-родительском конфликте помещение ребенка в учреждение неизбежно и полезно. Сюда относятся, в первую очередь, случаи ухода ребёнка из дома, когда тот какое-то время проживает вне семьи, например, у друзей или бродяжничает. Во-вторых, имеют место случаи, когда конфликт в семье доходит до использования сторонами физического насилия с реальными травматическими последствиями, требующими вмешательства медиков. В том случае, если ребенок все же остается в центре, проводится индивидуальная психологическая работа, как с детьми, так и с их родителями.

В дальнейшем организуются индивидуальные очные и семейные детско-родительские консультации, на которых рассматриваются взаимные требования сторон друг к другу, ищутся пути взаимопонимания. Иногда и родители, и дети недоумевают, зачем им нужно приходить на совместную встречу под руководством психолога, ведь они могут поговорить и сами. В этом случае объясняю, что необходимо создать пространство для безопасного диалога, психолог же не будет навязывать сторонам свою точку зрения или унижать одну из сторон, чтобы принудить её к полному подчинению требованиям стороны противоположной.

Обычно консультации проводятся по следующему порядку:

1. Индивидуальная консультация ребенка.

2. Индивидуальная консультация родителей.

3. Совместная консультация ребенка и родителя.

При этом важно понимать, что тремя встречами часто дело может не ограничиться, тогда полезно чередование совместных и индивидуальных консультаций.

На индивидуальных консультациях ребенка и родителя проясняется их видение ситуации, понимание мотивов поведения другой стороны и их соответствие собственным мотивам и смыслам, претензии к противоположной стороне, видение возможностей нахождения компромисса, обсуждение моментов, по которым данная сторона, ребенок или родитель, готовы пойти на уступки.

В работе с подростками важна доверительность. Часто удается облегчить диалог с помощью различных наглядных материалов, в том числе и тестов. При этом совершенно необязательно использовать их конкретно с диагностической целью. Собранный во время этих занятий материал оказывается очень полезным во время совместных детско-родительских консультаций.

При построении диалога в паре «родитель – ребенок» или триаде «мать – отец – ребенок» важно, чтобы стороны говорили на одном «языке». Поэтому необходимо прояснять смысл, который каждая из сторон вкладывает в то или иное понятие. Часто бывает, что и родитель, и ребенок произносят одни и те же слова, но при более углубленном диалоге оказывается, что они вкладывают в данное понятие немного разный смысл.

Чтобы консультация не была сведена к разрешению конкретного частного конфликтного случая, например, времени возвращения вечером домой ребенка и т.п., необходим выход во время разговора на более глубокие темы, которые касаются мотивов поведения сторон. Это предполагает разговор об общечеловеческих ценностях. Он позволит родителям и детям лучше понять друг друга и, возможно, предотвратить какие-то последующие конфликты.

Решение вопросов детско-родительских отношений протекает не только во время совместных консультаций с участием детей и их законных представителей, но и в работе с детьми. В работе с младшими воспитанниками полезно использовать яркие образы. Поэтому совместное сочинение сказок позволяет поднимать в игровой форме вопросы ценностной ориентации, рассмотрение которой необходимо при решении конфликтных ситуаций, в том числе и детско-родительских. Использование в этой работе не только аудиального, но и визуального канала восприятия усиливает эффект.

В данных случаях при продолжительном консультировании полезно использования такой формы психологической работы, как библиотерапия. У психолога может быть подборка литературы, которая касается смысла жизни и зависящих от него вариантов поведения. Особенно полезна эта форма работы с теми подростками и юношеством, которые склонны к рефлексии.

Разговор на эту тему может сделать общение детей с родителями более доверительным. Ответы на вопросы: зачем что-то делать, как жить, что лежит в основе поведения, – позволит сторонам определиться в столь критической ситуации, когда встает вопрос об отказе от ребенка и дальнейшей жизни несовершеннолетнего в детском доме или замещающей семье. В конечном счете, правильный ответ на данный вопрос может помочь сохранить старую семью.

Вопросы ценностных ориентаций, ценностного выбора, которые, как было отмечено выше, должны подниматься во время решения противоречий в детско-родительских отношениях, невозможно обсуждать, не затрагивая вопросов веры. Разговоры на эту тему вызывают интерес у детей, часто групповое занятие меняет форму, к концу превращаясь в некую смесь групповой и индивидуальной формы работы.

Количество просмотров: 6464  

Добавить комментарий

1. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы