Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми возможностями здоровья
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в сфере образования является проблема обучения, воспитания и коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся с особыми возможностями здоровья в общеобразовательной школе, создание и организация условий для творческой и интеллектуальной самореализации детей одарённых и детей с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве.
Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития. И создавая такую среду в нашей образовательной организации, мы всегда помним, что каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены: диагностика, социальная и коррекционно-педагогическая помощь в обучении, в трудовой адаптации и интеграции в общество.
Наша школа накопила большой опыт работы в данном направлении. В 2003-2004 учебном году в МБОУ СОШ № 143 впервые были открыты специальные коррекционные классы VII вида обучения. На протяжении ряда лет коллектив школы работал над решением непростой задачи – создание условий, соответствующих различным образовательным потребностям как общеобразовательных классов, так и классов коррекции. И вполне закономерно, что в 2011 году школа стала участником регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», в рамках комплексной целевой программы модернизации общего образования.
Создание необходимых условий начинается с обучения по адаптированной общеобразовательной программе. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 в главе 5 статье 55 записано: «…Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированным общеобразовательным программам только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии» (далее ПМПК). При составлении адаптированной общеобразовательной программы МБОУ СОШ № 143 учитывались не только особенности и потребности детей с ОВЗ, но и создание специальных образовательных условий обучения, основанных на рекомендации ПМПК различного уровня.
Все обучающиеся, нуждающиеся в специальных образовательных условиях, прошли городскую ПМПК в центре «Магистр», с которым наша школа сотрудничает и получает консультативную помощь. Заключение и рекомендации ПМПК носят для родителей рекомендательный характер, а для остальных органов и организаций заключение комиссии является основанием для создания соответствующих условий обучения и воспитания ребенка.
Основная роль в реализации рекомендаций принадлежит школьной социально-психологической службе, осуществляющей психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с различными образовательными возможностями. Школьный ПМПК – одна из организационных форм сопровождения в нашей образовательной организации. Она была создана в МБОУ СОШ № 143 еще в 2003 году, и сейчас работает с целью создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия для детей с ОВЗ, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
В задачи нашего школьного ПМПК входит:
– выявление и ранняя диагностика (с первых дней пребывания ребенка в образовательной организации) отклонений в развитии, их характера и причин, или других состояний;
– комплексное обследование детей, имеющих трудности в обучении и адаптации с целью обеспечения им психолого-педагогического сопровождения в образовательной деятельности;
– выявление резервных возможностей ребенка, в том числе одаренного, разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работы;
– составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;
– организация здоровьесберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов;
– подготовка и ведение документации, отражающей динамику актуального развития ребенка, программу образовательных и воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития;
– консультирование педагогов в решении сложных или конфликтных ситуаций;
– организация профессионального взаимодействия между специалистами организации и педагогическими коллективами других учреждений, в том числе, направление ребенка, в случае необходимости, на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации индивидуально-ориентированной программы коррекции выявленных недостатков.
Плановые заседания школьной ПМПК проходят два раза в месяц на протяжении всего учебного года, на заседаниях решаются вопросы по созданию вариативных условий обучения и социализации конкретного обучающегося, основываясь на рекомендациях городской ПМПК. В МБОУ СОШ № 143 практикуются следующие варианты обучения для детей с ОВЗ:
– обучение в общеобразовательном классе по адаптированной общеобразовательной программе;
– обучение в отдельно созданном классе по адаптированной общеобразовательной программе;
– индивидуальное обучение, с посещением учебных занятий отдельных предметных областей в классе;
– индивидуальное обучение, с посещением внеурочных мероприятий в классе.
Варьироваться также могут степень участия специалистов сопровождения и организационные формы работы.
Обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение на каждого ребенка, имеющего статус ОВЗ, комплектуется пакет документов:
– педагогические характеристики,
– заключения учителя-логопеда и педагога-психолога (Приложение № 1),
– заключение школьной ПМПК (Приложение № 2),
– диагностические карты, отражающие динамику развития и обучения данного ребенка (Приложение № 3).
Пакет документов своевременно пополняется, что позволяет отслеживать динамику развития и вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Отработанная на практике, данная модель сопровождения позволяет успешно обучать и социализировать детей с особыми возможностями здоровья. Все обучающиеся с ОВЗ по окончанию 9 класса выходят на государственную аттестацию и получают аттестаты об основном общем образовании.
Приложение № 1
Анализ обследования обучающихся
Фамилия, имя класс
Критерии |
Степень выраженности |
Примечания |
||||
Название предмета |
||||||
Особенности учебной деятельности |
|
|
|
|
|
|
Отношение к учению |
|
|
|
|
|
|
Организованность (включаемость, работоспособность) |
|
|
|
|
|
|
Особенности произвольного внимания |
|
|
|
|
|
|
Активность на уроке |
|
|
|
|
|
|
Особенности речевого развития (словарный запас, грамматическое оформление речи) |
|
|
|
|
|
|
Ведущая модальность (зрение, слух, действие) |
|
|
|
|
|
|
Приложение №2
Заключение школьной психолого-медико-педагогической комиссии
Фамилия____________________________________________________________
Имя_________________ Отчество_______________________________________
Число, месяц, год, рождения____________________________________________
Дата обследования____________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________
Причины направления на ПМПК:________________________________________
Жалобы родителей:
Мнение учителей:
Приложение (отметить наличие):
· Педагогическое представление.
· Психологическое представление.
· Логопедическое представление.
· Выписка из истории болезни.
· Другие документы:
Заключение комиссии:
Рекомендации по коррекционно-развивающему обучению:
Председатель психолого-медико-педагогической комиссии:
Члены психолого-медико-педагогической комиссии:
(Специальность, подпись)
Приложение №3
Динамика коррекционно-развивающей деятельности
Предмет |
Требования |
Конкретные задачи |
Методы, приемы, формы организации УУД |
Критерии достижения |
Формы оценки индивидуальных достижений |
Количество просмотров: 6571 |
Добавить комментарий