Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми возможностями здоровья

 
 

Машарова Анна Владиславовна,

педагог-психолог МБОУ СОШ № 143 г. Новосибирска

 

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми возможностями здоровья

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в сфере образования является проблема обучения, воспитания и коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся с особыми возможностями здоровья в общеобразовательной школе, создание и организация условий для творческой и интеллектуальной самореализации детей одарённых и детей с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве.

Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития. И создавая такую среду в нашей образовательной организации, мы всегда помним, что каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены: диагностика, социальная и коррекционно-педагогическая помощь в обучении, в трудовой адаптации и интеграции в общество.

Наша школа накопила большой опыт работы в данном направлении. В 2003-2004 учебном году в МБОУ СОШ № 143 впервые были открыты специальные коррекционные классы VII вида обучения. На протяжении ряда лет коллектив школы работал над решением непростой задачи создание условий, соответствующих различным образовательным потребностям как общеобразовательных классов, так и классов коррекции. И вполне закономерно, что в 2011 году школа стала участником регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», в рамках комплексной целевой программы модернизации общего образования.

Создание необходимых условий начинается с обучения по адаптированной общеобразовательной программе. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 в главе 5 статье 55 записано: «…Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированным общеобразовательным программам только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии» (далее ПМПК). При составлении адаптированной общеобразовательной программы МБОУ СОШ № 143 учитывались не только особенности и потребности детей с ОВЗ, но и создание специальных образовательных условий обучения, основанных на рекомендации ПМПК различного уровня.

Все обучающиеся, нуждающиеся в специальных образовательных условиях, прошли городскую ПМПК в центре «Магистр», с которым наша школа сотрудничает и получает консультативную помощь. Заключение и рекомендации ПМПК носят для родителей рекомендательный характер, а для остальных органов и организаций заключение комиссии является основанием для создания соответствующих условий обучения и воспитания ребенка.

Основная роль в реализации рекомендаций принадлежит школьной социально-психологической службе, осуществляющей психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с различными образовательными возможностями. Школьный ПМПК – одна из организационных форм сопровождения в нашей образовательной организации. Она была создана в МБОУ СОШ № 143 еще в 2003 году, и сейчас работает с целью создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия для детей с ОВЗ, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

В задачи нашего школьного ПМПК входит:

– выявление и ранняя диагностика (с первых дней пребывания ребенка в образовательной организации) отклонений в развитии, их характера и причин, или других состояний;

– комплексное обследование детей, имеющих трудности в обучении и адаптации с целью обеспечения им психолого-педагогического сопровождения в образовательной деятельности;

– выявление резервных возможностей ребенка, в том числе одаренного, разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работы;

– составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;

– организация здоровьесберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов;

– подготовка и ведение документации, отражающей динамику актуального развития ребенка, программу образовательных и воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития;

– консультирование педагогов в решении сложных или конфликтных ситуаций;

– организация профессионального взаимодействия между специалистами организации и педагогическими коллективами других учреждений, в том числе, направление ребенка, в случае необходимости, на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации индивидуально-ориентированной программы коррекции выявленных недостатков.

Плановые заседания школьной ПМПК проходят два раза в месяц на протяжении всего учебного года, на заседаниях решаются вопросы по созданию вариативных условий обучения и социализации конкретного обучающегося, основываясь на рекомендациях городской ПМПК. В МБОУ СОШ № 143 практикуются следующие варианты обучения для детей с ОВЗ:

– обучение в общеобразовательном классе по адаптированной общеобразовательной программе;

– обучение в отдельно созданном классе по адаптированной общеобразовательной программе;

– индивидуальное обучение, с посещением учебных занятий отдельных предметных областей в классе;

– индивидуальное обучение, с посещением внеурочных мероприятий в классе.

Варьироваться также могут степень участия специалистов сопровождения и организационные формы работы.

Обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение на каждого ребенка, имеющего статус ОВЗ, комплектуется пакет документов:

– педагогические характеристики,

– заключения учителя-логопеда и педагога-психолога (Приложение № 1),

– заключение школьной ПМПК (Приложение № 2),

– диагностические карты, отражающие динамику развития и обучения данного ребенка (Приложение № 3).

Пакет документов своевременно пополняется, что позволяет отслеживать динамику развития и вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Отработанная на практике, данная модель сопровождения позволяет успешно обучать и социализировать детей с особыми возможностями здоровья. Все обучающиеся с ОВЗ по окончанию 9 класса выходят на государственную аттестацию и получают аттестаты об основном общем образовании.

 

Приложение № 1

 

Анализ обследования обучающихся

Фамилия, имя                                                                                          класс

Критерии

Степень выраженности

Примечания

Название предмета

Особенности учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

Отношение к учению

 

 

 

 

 

 

Организованность

(включаемость, работоспособность)

 

 

 

 

 

 

Особенности произвольного внимания

 

 

 

 

 

 

Активность на уроке

 

 

 

 

 

 

Особенности речевого развития (словарный запас, грамматическое оформление речи)

 

 

 

 

 

 

Ведущая модальность

(зрение, слух, действие)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Заключение школьной психолого-медико-педагогической комиссии

Фамилия____________________________________________________________

Имя_________________ Отчество_______________________________________

Число, месяц, год, рождения____________________________________________

Дата обследования____________________________________________________

Домашний адрес______________________________________________________

Причины направления на ПМПК:________________________________________

 

Жалобы родителей:

Мнение учителей:

Приложение (отметить наличие):

·                   Педагогическое представление.

·                   Психологическое представление.

·                   Логопедическое представление.

·                   Выписка из истории болезни.

·                   Другие документы:

Заключение комиссии:

Рекомендации по коррекционно-развивающему обучению:

Председатель психолого-медико-педагогической комиссии:

Члены психолого-медико-педагогической комиссии:

(Специальность, подпись)

Приложение №3

Динамика коррекционно-развивающей деятельности

Предмет

Требования

Конкретные задачи

Методы, приемы, формы организации УУД

Критерии достижения

Формы оценки индивидуальных достижений

 

Количество просмотров: 7244  

Добавить комментарий

1. Правильное питание дошкольников – залог здоровья и хорошего самочувствия воспитанников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы