Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

 
 

Михнова Надежда Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ № 395 г. Новосибирска

 

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Проведенная в первом полугодии диагностика во второй младшей группе показала, что около 30% 3-х летних детей являются плохо говорящими. В своей речи они использовали только ограниченное количество простых слов, не могли самостоятельно построить словосочетания и предложения. Речь их была недостаточно чистая и внятная.

Как и все плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, они начинали стесняться этого, и как следствие замыкаться в себе. Неохотно вступали в диалоги с воспитателем и сверстниками, большей частью отмалчивались.

Проанализировав данную ситуацию, я посчитала эффективным средством развития для детей этой группы театрализованную деятельность. Основной моей целью было развитие коммуникативных навыков.

Основные задачи:

1. Расширение и активизация словарного запаса, совершенствование звукопроизношения, навыков связной речи. Развитие диалогической речи.

2. Раскрепощение ребенка, преодоление робости, развитие его самостоятельности, творческих способностей, активности в игре.

3. Развитие эмоциональной сферы, способности понимать чувства героев и сопереживать им.

В группе были созданы условия для театрализованной деятельности:

– стойка с занавесом,

– деревянные фигурки героев сказок «Заячья избушка», «Теремок», и др.

– картонный театр «Колобок», «Репка»,

– резиновый театр «Три медведя», «Кошкин дом» и др.

– куклы бибабо,

– театр «Живая картинка» (сделанный своими руками).

Первым «ознакомительным» разделом можно назвать появление отдельных сказочных героев. Например, появляющаяся внезапно кукла бибабо «Котенок» расспрашивала детей о том, как их зовут, как называется их группа. Ребята охотно вступали в диалог, даже самые застенчивые тихим голосом называли свои имена. Беседу «Азбука безопасности» проводить помогал Щенок с перебинтованной лапкой. Ребятишки жалели его, каждый старался погладить, и рассказать ему, как же нужно себя вести в детском саду.

Появление сказочного героя всегда вызывает у детей неподдельный интерес. Желание прикоснуться к нему, ответить на его вопрос, принять участие в этом действе, становится сильнее застенчивости и робости. Театрализованная деятельность – это всегда игра, превращение, ожившая сказка, которая несет детям радость и стимулирует их речевую деятельность.

Следующим разделом в этой работе я считаю сюжетно-ролевую игру «Театр», где дети выступали пока только в роли зрителей.

Этапы подготовки к ней включали в себя:

– беседа о том, что такое театр;

– рассказы детей, о том, как они ходили с родителями в театр, что им понравилось;

– рассказ о нашем импровизированном театре, где что находится и как называется (сцена, стульчики для зрителей);

– обязательный звонок, звучащий трижды и оповещающий зрителей о начале спектакля.

Далее идет непосредственно сам спектакль. Небольшая сказка или потешка, рассказанная воспитателем с помощью деревянных, резиновых или картонных фигурок героев и декораций. Воспитатель озвучивает героев, изменяя силу и тембр голоса, показывая детям, что мышка пищит тоненьким голосом, а медведь наоборот рычит басом. В дальнейшем, когда дети станут уже активными участниками театрализованной игры, эта «озвучка» для них будет являться прекрасным речевым упражнением.

В процессе просмотра сказочных представлений, показанных воспитателем, у детей развивается художественное воображение, фантазия, сочинительство. Очень важно поощрять детское желание включиться в спектакль, бережно относиться к его эмоциям. Ведь переживая за своих героев, примеряя на себя их роль, ребенок получает духовное развития, учась отличать хорошее от плохого, понимать значимость дружбы и взаимопомощи.

По окончанию, находясь под впечатлением увиденного, дети более эмоционально и открыто отвечают на вопросы воспитателя о спектакле, стремясь поделиться своими впечатлениями. Просят «не убирать театр», и с удовольствием устраивают свои представления, стремясь повторить интонации и слова воспитателя.

И наконец третьим разделом театрализованной деятельности можно назвать переход детей из наблюдателей постановки в непосредственных активных участников, осуществляющих самостоятельную театрализованную игру. На этом этапе очень важно показать детям, что подготовленный спектакль всегда выглядит лучше импровизации, показать важность выученной роли, научить трудиться в команде.

В этом году, уже в средней группе, дети с удовольствием проигрывают мини-сценки из сказок с помощью кукол бибабо. Также продолжают смотреть настольные спектакли, поставленные воспитателями, театрализованная деятельность присутствует и в ННОД (например, кукла бибабо полицейский, беседа по ПДД).

В данный момент начата работа над сказкой «Три медведя», основной задачей в которой я ставлю развитие диалогической речи.

И хотя работа еще продолжается, я могу сказать, что основная задача, поставленная мной, реализуется. По сравнению с прошлым годом, речь детей стала более правильна, расширился словарный запас, улучшилось звукопроизношение и выразительность речи. Дети стали более открытые, научились выражать свои эмоции, сопереживать, дружить. Они охотно принимают участие и являются инициаторами театрализованных игр. Любят театр.

В старших группах я планирую продолжать и углублять театрализацию. Расширить новыми персонажами сюжетно-ролевую игру «Театр», ввести костюмированные театрализованные постановки, но и конечно перейти к более сложным текстам для постановок, отличающихся более глубоким смыслом и скрытым юмористическим подтекстом, что позволит дальше развивать коммуникативные и творческие способности детей.

Количество просмотров: 15106  

Добавить комментарий

1. Инклюзивная практика – другая мера компетентности всех участников образовательных отношений
2. Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО
3. Некоторые формы социализации в группе компенсирующего вида для детей с ЗПР
4. Инклюзивное образование – за и против
5. Предварительная работа к сюжетно-ролевым играм с профессиональным сюжетом
6. Система ДОУ по индивидуализации образовательного процесса дошкольников
7. Сплочение детского коллектива в условиях ДОУ
8. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
9. Игровая деятельность в формировании пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
10. Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников
11. Игры на восприятие цвета своими руками
12. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников
13. Эффективные формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период
14. Благоприятная предметно-пространственная среда как один из факторов успешной адаптации детей в детском саду
15. Потенциал проектной деятельности в организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
16. Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
17. Адаптация ребенка… нелегкий путь
18. Модель комфортной адаптации к дошкольной образовательной организации
19. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
20. Проект «Моя семья» (из опыта работы)

Страницы

1. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ в рамках проекта «Народов много – страна одна» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Проект «Сказочный марафон» как инструмент для развития детей и укрепления семейных связей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. «Говорящая приемная» как средство эффективного взаимодействия родителей, детей и воспитателей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Организация единого образовательного пространства детского сада и школы ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы