Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников

 
 

Дворочук Елена Алексеевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

 

Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников

Одним из важных факторов эстетического развития дошкольников является окружающая его предметно-развивающая среда. Созданная по законам красоты, среда способствует пониманию детьми прекрасного, формированию эстетического и художественного вкуса.

Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных «уголков» и «центров». Педагог имеет право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей группы, с учетом индивидуально-возрастных особенностей и интересов детей. Но одно из обязательных требований – среда должна быть эстетичной и направлена на развитие эстетических чувств у дошкольников. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни – задача, которая требует длительной работы педагога.

Все, что окружает ребят в детском саду, обладает большой силой воздействия и оставляет глубокий след в их эстетическом развитии. Эстетику быта группы я стараюсь выдержать в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего.

Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее и ценить. Поэтому я всегда обращаю внимание детей на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, поощряю попытки самих ребят украсить группу.

В организации развивающей среды группы, опираюсь на принцип сочетания привычного и неординарности. Ведь зачастую даже в название можно вложить звучание красоты. В нашей группе открылась «Поликлиника Неболейки», мини-стадион «Растишка», дизайн-мастерская «Фьюжн», мини-маркет «Вкусняшки». Эстетическое оформление и необычные названия несомненно будут способствовать эстетическому развитию малышей.

 

Ни с чем несравнимая роль в развитии у детей эстетических чувств принадлежит природе. Как известно, эстетическое восприятие природы, чувство красоты не является врожденным, его надо постоянно развивать, и чем раньше, тем результативнее. Я убеждена в необходимости окружить ребенка красотой, чтобы он проникся мыслью – важно не только сохранять красоту, но и творить ее. На подоконнике своей группы мы с ребятами начали «творить» «Огородную сказку». Старательно подбирали и эстетически украшали одноразовые стаканчики, коробки из-под сока. Веселые мордашки появились и на яичной скорлупе, и на стаканчиках из-под «Растишек». В «Огородной сказке» имеется и творчески оформленный (по инициативе детей) дневник наблюдения.

Разнообразные поделки, пособия мастерят малыши в мастерской «Фьюжн». Так для уголка природы выполнили композицию «Лес», «В деревне». Ребята с удовольствием подбирали шерстяные нитки для изготовления травы с учетом различных оттенков зеленого цвета. Советовали, где приклеить пенечки, веточки, шишки, цветы и деревья с кустарниками, чтобы в лесу стало красиво и необычно. Я заметила, такие совместные работы не только развивают их творческие способности, но и воспитывают у них эстетические чувства.

Мощным средством эстетического воспитания является и искусство. В группе мы создали «Уголок хорошего настроения», в котором оформили «полочку красоты». В этом уголке ребята знакомятся и любуются произведениями искусства, живописью, книжной графикой, народно-прикладным искусством, предметами дизайна. Над нашим уголком раскрыт розовый зонтик. А розовый цвет – вызывает чувство комфорта и красоты.

Систематические выставки, периодическая смена материала, композиций на «полочке красоты» способствует тому, что дети стали самостоятельно замечать появление новых предметов, картин, детских книг. Созерцая, любуясь и получая новые знания – у детей развиваются эстетические чувства. Посидишь, подумаешь под таким розовым зонтиком, полюбуешься предметами искусства и захочется сделать много добрых дел, чтоб сохранить эту красоту и приумножить. Так и «выросло» у нас в группе «Дерево добрых дел». На дереве, вокруг фотографий детей, периодически появляются зеленые листочки – это добрые дела, которые совершают ребята. Теперь «Дерево добрых дел» – украшение нашей группы.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий полноценного эстетического развития дошкольников. Поэтому тесно сотрудничаем с родителями в этом направление. Провели анкетирование на тему «Эстетическое воспитание дошкольников». Результаты показали, что только 20% опрошенных родителей понимают важность эстетического развития, 25% – активно помогают в творческих делах, 10% – посещают выставки, музеи, театры, 45% – необходима консультативная помощь по эстетическому развитию их детей.

Повышая компетентность родителей по этой теме, предоставляем им консультации, памятки, проводим индивидуальное консультирование, организуем встречи с различной тематикой. Также регулярно организуем: выставки совместных работ родителей и воспитанников; художественный досуг с участием родителей; оформление группового помещения к праздникам.

Результатом проведенной работы с детьми и их родителями по эстетическому воспитанию стало:

– активное участие родителей и детей в творческих выставках: «Золотая осень», «Зимние забавы», «Ах лето, лето!» и др.;

– постоянное участие в эстетическом оформлении группы;

– активное участие в творческом оформлении участка в зимнее и летнее время.

Наши дети стали замечать красоту окружающей природы, предметов искусства и окружающей среды, активнее высказывают свое мнение о понравившемся предмете или явления.

Таким образом, предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на эстетическое развитие дошкольников. Оформляйте с любовью и тогда вас ждет успех!

Улыбнись с утра щенку,

И росинке, и цветку,

И тогда увидишь ты,

Сколько в мире красоты!

Количество просмотров: 16932  

Добавить комментарий

1. Инклюзивная практика – другая мера компетентности всех участников образовательных отношений
2. Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО
3. Некоторые формы социализации в группе компенсирующего вида для детей с ЗПР
4. Инклюзивное образование – за и против
5. Предварительная работа к сюжетно-ролевым играм с профессиональным сюжетом
6. Система ДОУ по индивидуализации образовательного процесса дошкольников
7. Сплочение детского коллектива в условиях ДОУ
8. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
9. Игровая деятельность в формировании пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
10. Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников
11. Игры на восприятие цвета своими руками
12. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников
13. Эффективные формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период
14. Благоприятная предметно-пространственная среда как один из факторов успешной адаптации детей в детском саду
15. Потенциал проектной деятельности в организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
16. Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
17. Адаптация ребенка… нелегкий путь
18. Модель комфортной адаптации к дошкольной образовательной организации
19. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
20. Проект «Моя семья» (из опыта работы)

Страницы

1. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы