Предварительная работа к сюжетно-ролевым играм с профессиональным сюжетом
Сегодня много говорится о том, что современные дети отличаются от детей прошлого века, в том числе и по организации игровой деятельности. На сегодняшний день перед педагогами детского сада стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители, и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать.
Игра – в свете ФГОС – выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Я хочу представить опыт педагогов нашего детского сада в выстраивании предварительной работы к сюжетно-ролевым играм с профессиональным сюжетом «ВРАЧ», «ПОЖАРНЫЙ», «СПАСАТЕЛЬ МЧС».
Что побудило нас к такой работе:
-большой поток информации из СМИ о чрезвычайных ситуациях, бедствиях и катастрофах в мире;
-необходимость актуализации знаний детей о действиях в чрезвычайных ситуациях;
-недостаточно частое обращение к сюжетно-ролевым играм с современной тематикой.
Этот факт подтверждается социологическим исследованием, проведенным Московским Центром социологии образования РАН под руководством В.С. Скобкина. В ходе опроса старшие дошкольники отвечали на следующие вопросы: какие игры ты знаешь? Во что любишь играть? Знаешь ли правила своей любимой игры? Результаты ответов, их анализ дали такую картину. Первое место занимают подвижные игры с правилами – 45%. Второе место – 25% занимают ролевые игры, среди которых на лидирующую позицию у девочек вышли традиционные «дочки-матери» (11,2%); у мальчиков наиболее популярны игры «в машинки» (5%). Остальные сюжеты ролевых игр, такие как «магазин», «больница», «роботы», «школа», назвали менее 1% детей.
Эта статистика позволяет говорить о том, что ролевые игры детей весьма однообразны и ограничены, в основном, семейной тематикой. Практически отсутствуют игры с профессиональными сюжетами. Между тем, именно эти игры, в наибольшей мере, способствуют вхождению ребенка в мир взрослых – игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь с обществом. Принимая на себя роль, например, «врача» ребёнок должен выполнять ролевые действия, которые присущи людям данной профессии.
В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является: «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». В решении этой задачи наиболее эффективна игровая деятельность. Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого уровня социально-коммуникативного развития будущих первоклассников как предпосылки их успешной адаптации и социализации в детское сообщество.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности.
Согласно ФГОС ДО, основными задачами социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста являются:
1. Создавать условия для освоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в коллективе.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками.
Решение данных задач может эффективно осуществляться посредством СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР с профессиональным сюжетом. Мы же решили остановиться на таких профессиях, как пожарный, врач, спасатель МЧС. В планах: инспектор ПДД, полицейский, военные профессии. Так как тем самым решаем задачи, связанные с безопасностью – одной из актуальнейших тем последних лет.
В ходе наблюдений за игровой деятельностью детей у нас возник вопрос: Почему дети не играют, например, в пожарных? Достаточно ли у них знаний для организации игры? Знакомы ли дети с профессиональными действиями, с названиями атрибутики? Есть ли вообще у детей интерес к данным видам профессиональной деятельности взрослых? Нами была проведена диагностика.
Методика проведения диагностики:
1. Дидактические и словесные игры "Кому что нужно для работы?", "Все профессии нужны", "Кто что делает? ", " Подбери и назови" (кто что потерял) – используя данный метод, проверяем словарно-понятийный запас слов о различных профессиях, инструментах, материалах, назначении.
2. На основе опросника Л.В. Куцаковой по теме «Профессиональная деятельность взрослых» мы разработали свой.
1) Знания о трудовой деятельности взрослых: – Кто где работает? (в больнице, при авариях, на пожарах).
2) Знание основных трудовых процессов: – Что делает? Врач, Ветеринар, Пожарный, Спасатель МЧС, полицейский, военный, инспектор ГИБДД.
3) Знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы: – Чем пользуется (какими инструментами)? Врач, Ветеринар, Пожарный, Спасатель МЧС, полицейский, военный, инспектор ГИБДД.
4) Знания о взаимодействии людей разных профессий: – Кто кому помогает? Кто работает вместе?
5) Бережное отношение к труду взрослых: –Как мы должны относиться к чужому труду? Что мы для этого делаем? Как себя ведем?
3. Метод наблюдения за игровой деятельностью.
В результате проведенной диагностики было выявлено следующее:
– у 50% детей низкий уровень знаний о предлагаемых к рассмотрению профессиях, особенно их трудовые действия, инструменты и материалы каждой профессии;
– у 65% опрошенных узкий активный и пассивный словарь по данной теме;
– у 45% выполнение поручений и трудовых действий без желания, только по необходимости (потому что надо, так сказал воспитатель и т. д.).
Мы убедились в необходимости создания такой системы работы, чтобы дети «заиграли». На первом этапе в группе были проанализированы и скорректированы необходимые условия: составлен перспективный план работы, пополнена предметно-развивающая среда атрибутами к сюжетно-ролевым играм, новыми дидактическими играми и пособиями по теме "Профессии", детской художественной литературой и картинками по данной теме.
Знакомство детей с профессиями мы осуществляли, используя разные виды совместной детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную и т. д.
Использовались следующие формы работы с детьми:
– беседы с детьми по теме,
– рассматривание иллюстраций и картинок (фотографий) по данной теме,
– просмотр видеоматериалов и презентаций,
– чтение литературных произведений, стихов, загадок,
– разработка НОД познавательного характера с использованием интерактивной доски,
– проведение физкультурного развлечения "Мы пожарные",
– сюжетно-ролевые игры "Пожарные", "Спасатели МЧС", "Больница", и т. д.,
– дидактические игры "Кому что нужно для работы", "Все профессии важны…" и т. д.
Работу по ознакомлению детей с профессиями проводили в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников:
– оформление выставки рисунков сотворчества детей и родителей "Такие нужные профессии",
– проведение викторины с детьми и родителями "Все профессии нужны…",
– оформление наглядной информации для родителей "Знакомство детей с профессиями «Пожарный», «Спасатель», «Полицейский»",
– беседа с родителями "Расскажите ребенку о своей профессиональной деятельности",
– НОД с родителями с использованием интерактивной доски,
– мастер-класс для родителей группы по изготовлению макетов.
В результате проведённой работы были достигнуты следующие результаты:
1. Дети мотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий.
2. Дети научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий.
3. У детей появилось представление о востребованных в современном обществе профессиях.
4. Родители стали активными помощниками в воспитании и образовании детей.
Количество просмотров: 20355 |
Добавить комментарий