Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста

 
 

Богданова Татьяна Владимировна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 395 компенсирующего вида» г. Новосибирска

 

Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста

На протяжении всего дошкольного возраста, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности.

В руководстве сюжетно-ролевыми играми детей перед воспитателем стоят две основные задачи: развитие игры, как деятельности; использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Цель воспитателя – обогащать опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние игры на его развитие. Задача состоит в том, чтобы создать условия для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребёнок творчески воссоздаёт заинтересовавшие его стороны действительности. Дать пищу для сюжетно-ролевых игр – значит обогатить впечатления детей о социальном мире, вызвать интерес, желание сделаться участником тех или иных событий. Такие впечатления дети получают в процессе экскурсий, наблюдений, рассматривания картин, просмотра кинофильмов, из книг и рассказов воспитателя.

Воспитатель может участвовать в игре на правах равного партнёра через игровой образ. Его влияние на игру осуществляется через ролевое поведение, игровое предложение, совет. Главное – сохранить самостоятельность игры и пробудить игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки.

В сюжетно-ролевой игре старшие дошкольники сами выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное – в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает. Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребёнком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов. Сюжет игры – это ряд событий, объединённых жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: лор, хирург, детский врач. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполняет специфические действия, при этом врачи разговаривали ласково с пациентами, уговаривали не бояться укола, операции, перевязки, прививки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребёнка в деятельности взрослых.

  

В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические; расширилась сфера отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны, правопорядка и т. д.) дети отражают быт семьи – уход взрослых за детьми, приготовление обеда, праздники и т. д.; жизнь детского сада – труд воспитателя, медсестры, няни, повара, жизнь самих детей; занятия, прогулки, праздники. По мере роста и взросления ребёнка в его игре отражаются всё более широкие сферы человеческой деятельности.

Наличие в игре внутренних правил, которые ребёнок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера. Воображаемая ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности дошкольника.

Приобретают дети и эмоциональный опыт: переживание и сопереживание разнообразных чувств в игре накладывает отпечаток на характер ребёнка. В игре формируется огромный двигательный опыт ребёнка. Ребёнок часто использует движения для реализации своего поведения, сознательно передаёт характерные особенности движений изображаемого персонажа. «Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии», – писал Д. Б. Эльконин. Развитие сюжетно-ролевых игр прямо зависит от общего развития психики ребёнка и от воспитательного воздействия. Оба эти фактора в равной степени участвуют в изменении характера игр. Сюжетно-ролевые игры становятся не только более богатыми по содержанию, полнее и более правдиво отражают действительность, но и очень эффективно помогают создавать общественные отношения.

Количество просмотров: 23325  

Добавить комментарий

1. Инклюзивная практика – другая мера компетентности всех участников образовательных отношений
2. Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО
3. Некоторые формы социализации в группе компенсирующего вида для детей с ЗПР
4. Инклюзивное образование – за и против
5. Предварительная работа к сюжетно-ролевым играм с профессиональным сюжетом
6. Система ДОУ по индивидуализации образовательного процесса дошкольников
7. Сплочение детского коллектива в условиях ДОУ
8. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
9. Игровая деятельность в формировании пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
10. Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников
11. Игры на восприятие цвета своими руками
12. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников
13. Эффективные формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период
14. Благоприятная предметно-пространственная среда как один из факторов успешной адаптации детей в детском саду
15. Потенциал проектной деятельности в организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
16. Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
17. Адаптация ребенка… нелегкий путь
18. Модель комфортной адаптации к дошкольной образовательной организации
19. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
20. Проект «Моя семья» (из опыта работы)

Страницы

1. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы