Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

 
 

Трашкова Светлана Ивановна,

воспитатель МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

Новосибирской области

 

Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Самое лучшее открытие – то,

которое ребенок делает сам.

Ральф У. Эмерсон

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что «в игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка ‑ это серьезное занятие».

Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Я включаю дидактические игры в любой раздел программы и использую их для развития интересов детей, любознательности, познавательной мотивации и формирования познавательных действий. Считаю, что главной задачей является формирование потребности и способности мыслить, преодолевать трудности при решении разных задач. Поэтому работу по познавательному развитию веду в системе, комплексно и организую в трех основных блоках образовательного процесса:

1) на занятиях по познавательному развитию;

2) в совместной деятельности с детьми;

3) в самостоятельной деятельности детей.

На первом этапе работы совместно с родителями создали развивающую среду, которая помогает решать задачи развития познавательной деятельности наших воспитанников. При этом мы учитывали основные принципы ее построения: доступность, эстетичность, безопасность, учет индивидуальных особенностей детей, а также резерв свободного места, возможность доступно брать игрушки, наглядный материал, атрибуты, что позволяет детям самим менять среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и их интересами. В группе имеются: центр экспериментирования, уголок исследователя, центр изобразительной деятельности, центр музыкально-театрализованной деятельности, центр дидактических игр и др.

С помощью игр я выявляю уровень развития познавательных способностей детей, посредством этих же игр и развиваю необходимые компоненты для успешного обучения:

– интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);

– мотивационный (желание узнавать новое);

– практический (применять полученные знания и умения в жизни).

В начале игры я знакомлю детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняю знания и представления детей о них); затем объясняю ход игры и правила игры.

Активное участие детей в дидактической игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые я поставила перед ними. При этом дети становятся внимательными, запоминают информацию, сравнивают, классифицируют, уточняют свои знания. Дидактическая игра помогаетдетям осваивать информацию в лёгкой и интересной форме.

В своей работе с детьми я использую игры с предметами: игрушками и реальными предметами. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: величиной, количеством, цветом;учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов.

Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, – все это я использую в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: лото, домино, парные картинки, разрезные картинки, танграмы и др.

Словесные игры строятся на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию, находят сходства и различия. Это могут быть игры–путешествия, игры–поручения, игры-предположения. «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…?», игры – загадки, игры беседы (диалоги).

Руководя дидактическими играми детей, я учитываю их возрастные особенности. Чаще отбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развиваются математические представления, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержка, воля.

Также хочется заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и коллективный дух. Дети лучше усваивают любой материал в коллективе. Поэтому доброй традицией в нашей группестали детские праздники, игры, соревнования.

В группе я увлекаю детей в совместный умственный поиск, оказываю им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается беседой. Я ставлю вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Дидактические игры активно включаю в проектно-исследовательскую деятельность, ведь ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. В реализации проектной деятельности стержнем является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Так нами были реализованы познавательные проекты «Чудеса времён года», проект «В здоровом теле – здоровый дух» (за который мы получили диплом ІІ степень во Всероссийском творческом конкурсе «Интеллектуал»), в этом году мы работаем над проектом «Волшебный магнит».

Анализ работы в данном направлении показал, что системный подход в работе по развитию познавательной деятельности детей позволяет добиться положительных результатов.

А именно:

– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становления сознания;

– развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и др.

Таким образом, можно сделать вывод, если систематически, планомерно и целенаправленно организовывать деятельность детей с помощью дидактических игр, то это будет способствовать эффективному развитию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Количество просмотров: 19331  

Добавить комментарий

1. Инклюзивная практика – другая мера компетентности всех участников образовательных отношений
2. Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО
3. Некоторые формы социализации в группе компенсирующего вида для детей с ЗПР
4. Инклюзивное образование – за и против
5. Предварительная работа к сюжетно-ролевым играм с профессиональным сюжетом
6. Система ДОУ по индивидуализации образовательного процесса дошкольников
7. Сплочение детского коллектива в условиях ДОУ
8. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
9. Игровая деятельность в формировании пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
10. Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников
11. Игры на восприятие цвета своими руками
12. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников
13. Эффективные формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период
14. Благоприятная предметно-пространственная среда как один из факторов успешной адаптации детей в детском саду
15. Потенциал проектной деятельности в организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
16. Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
17. Адаптация ребенка… нелегкий путь
18. Модель комфортной адаптации к дошкольной образовательной организации
19. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
20. Проект «Моя семья» (из опыта работы)

Страницы

1. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы