Инклюзивное образование – за и против
Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал.
На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития…
нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…
Кофи Аннан
Эти слова Кофи Аннан произнес еще в далёком 1998 году, и сегодня я их понимаю как призыв к инклюзивному образованию. Но мне кажется, только сейчас, когда появилась президентская инициатива «Наша новая школа», начало зарождаться в России инклюзивное образование. Ведь особой задачей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание безбарьерной школьной и дошкольной среды: «Новая школа – это школа для всех, где обеспечивается успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». ФГОС ДО также одной из целей ставит «повышение социального статуса дошкольного образования и обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования».
Непросто сразу сказать, что такое инклюзивное образование. Я нашла определение инклюзивного образования: от английского слова inclusion – включение, оно помогает претворять в жизнь подобные цели не только воспитанникам с особенностями в развитии, но и детям, которые, в той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята, говорящие на других языках, принадлежащие к иным культурным и этническим группам, а также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучению.
Включение каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению – это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.
Система инклюзивного образования должна включать в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Необходимо техническое оснащение образовательных учреждений, разработка специальных учебных курсов для педагогов и детей, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в школе.
Я понимаю, что в настоящее время большинство учебных заведений всех уровней образования не готовы внедрить инклюзивное обучение. В образовательных учреждениях не созданы для этого условия. Важно ведь не только то, что ребенок посещает обычный детский сад или школу, но и то, какая поддержка ему там оказывается: есть ли тьютор, проводятся ли дополнительные занятия, обучен ли персонал. С другой стороны, даже в советское время дети с ДЦП, аутизмом ходили в обычные детские сады. То есть дело не столько в технических условиях, сколько в отношении тех, кто помогает ребенку с нарушениями развития войти в детский коллектив.
Неправильно было бы только стандартизировать интегративную среду – нужен индивидуальный подход. Скажем, ребенку с ДЦП нужна безбарьерная среда, аутисту – тьютор и, возможно, игровая комната, где бы он мог отдохнуть. Многое можно сделать без особых затрат – оборудовать в группе или коридоре огороженный уголок для отдыха и игры.
Кроме того, для ребенка с ограниченными возможностями здоровья нужно разработать индивидуальные критерии оценки развития, ведь ребенка с особыми образовательными потребностями нельзя равнять с остальными детьми. По сути то, что ребенку с особым развитием предъявляются обычные требования, является главным препятствием инклюзии. Необходимо оценивать успехи особого ребенка относительно его собственного развития, а не стандартной образовательной программы, и это должно быть закреплено законодательно.
Помимо всего выше перечисленного, я считаю, что наше общество психологически не готово принять таких детей. Многие родители опасаются, что их дети, находясь рядом с «особым» ребенком, не будут развиваться, ухудшится поведение и ребенок «наберётся» чего-то плохого, не сможет на должном уровне усваивать программу. В первую очередь нужно работать с обычными людьми, разъяснять, показывать через средства массовой информации и другие источники.
Из всего многообразия, я выделила бы следующие принципы инклюзивного образования:
– ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать;
– каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге;
– подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
– для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
– разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Изучив статьи по инклюзивному образованию, проанализировав опыт нашего дошкольного образовательного учреждения, я пришла к выводу: лучше всего себя чувствуют особые дети, интегрированные в специальные (коррекционные) группы. Количество воспитанников в таких группах меньше, чем в общеразвивающих. Педагоги (воспитатель и специалисты) имеют специальное (коррекционное) образование. Образовательный процесс осуществляется по специальным (коррекционным) программам.
Адаптация в данном случае проходит успешно, т.к. педагог применяет индивидуально-ориентированный подход, работают узкие специалисты (педагог-психолог, учитель-дефектолог).
Нашему детскому саду МКДОУ № 481 почти 30 лет. На протяжении всего времени детский сад посещали дети с различными нарушениями, также были дети с синдромом Дауна.
На данный момент у нас в саду 13 групп, из них 4 группы для детей с нарушениями речи, 4 группы для детей с нарушениями ОДА, 5 общеразвивающих групп. Детский сад посещают дети и с другими нарушениями: дети с нарушением слуха, дети с нарушением зрения, дети с задержкой психического развития, дети с эмоциональными расстройствами, в том числе с ранним детским аутизмом, дети с нарушением поведения и деятельности.
В нашем детском саду работает слаженная команда профессионалов, у которых есть опыт взаимодействия с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Они не только решают коррекционно-развивающие задачи, но и помогают воспитателям найти подход к каждому ребенку и членам его семьи для его успешной социализации в обществе сверстников.
Педагоги, работающие с такими детьми:
– знают теории развития детей и владеют разнообразными методами обучения и воспитания;
– используют свои знания для установления взаимоотношения с детьми и их семьями, учитывая потребности и потенциальные возможности каждого ребенка;
– способствуют развитию положительной самооценки детей;
– поддерживают позитивное взаимодействие с родителями;
– способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок и т.д.;
– создают для детей условия безопасности: через организацию четкого ритма распорядка дня; создание и исполнение ритуалов группы;
– демонстрируют и формируют позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов;
– используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков;
– демонстрируют адекватное поведения в различных ситуациях.
Параллельно с организацией коррекционно-образовательной деятельности с детьми, педагоги проводят целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества. Все это способствует:
– установлению открытых, доверительных отношений в системе «педагоги –дети –родители».
– созданию условий для благоприятного взаимодействия родителей в группе.
– объединению усилий семьи и специалистов с целью коррекции нарушений развития ребенка;
– соблюдению единых требований к ребенку.
Подводя итог, хочется отметить, что идея инклюзивного образования очень нужная и полезная для всех участников образовательного процесса. Но я считаю, что у родителей должна оставаться альтернатива. Пусть родители "особых" детей сами решают, какой образовательный маршрут выбирать для своих чад. Мы, педагоги, должны помочь тем, что объясним особенности и расширим пространство образовательных возможностей и вариантов.
Количество просмотров: 24730 |
Добавить комментарий