Хоровое пение как массовый вид искусства, направленный на гармонизацию личности не только ребёнка, но и взрослого человека

 
 

Печникова Дарья Львовна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова г. Новосибирска

 

Хоровое пение как массовый вид искусства, направленный на гармонизацию личности не только ребёнка, но и взрослого человека

Как сделать, чтобы наше современное общество вернулось к тем ценностям, которые издревле были значимы, которые вели человека по правильному пути уважения, добра и культурной жизни. Этот вопрос встал передо мной задолго до написания этот статьи. И только сейчас я тезисно постараюсь донести свою мысль до читателей.

Я работаю с детьми, а именно дети – это отражение всех нас, взрослых. Что мы вложим в них, то и будет в нашем мире. Ведь можно многое понять, стоит только взглянуть первый раз на человека. По сути, он сам себя «выдаст» – своим поведением, своей речью, своими жестами, мимикой, ужимками, наконец, поступками, действиями. Это поверхностная «диагностика». Потом, проанализировав ситуацию, задача педагога сделать так, чтобы этот человек (ребёнок) вырос, обучился, развил, воспитал себя. И только своим личным примером педагог может помочь это сделать. А ребёнок подумает: «О, она поступила иначе, не стала, например, кричать, а объяснила спокойным, тихим голосом, понятными словами». И порой для детей такое поведение учителя может стать открытием.

Моя профессиональная деятельность связана с хоровой работой. Я работаю как в Доме детского творчества – педагогом дополнительно образования, руководителем детского хора, так и в средней общеобразовательной школе – учителем музыки. И мне посчастливилось иметь сравнение: первое – ребёнок, у которого есть дополнительные музыкальные часы, второе – ребёнок, у которого их нет. Как оказалось, это большая разница. Ребёнок из первой группы, он – более живее, улыбчивее, смелее и выносливее, больше и быстрее запоминает, более открытый, не говоря уже о развитии его музыкальных способностях. Ребёнок из второй группы – тоже имеет всё необходимое для развития своей личности, только без дополнительных занятий процесс роста, обучения, воспитания проходит медленнее.

Способность к пению у человека заложена генетически с рождения. И раньше на Руси было нормой, когда пела «вся деревня», вне зависимости – обладает человек явно выраженными вокально-слуховыми данными или нет. На праздниках люди пели, на работе – люди тоже пели, чтобы они не делали – они пели. Видимо, пение действительно помогало в любых действиях или человека. В старину люди даже не задумывались, и тем более, не говорили, что не умеют петь, что у них нет голоса или слуха. Петь для малого, взрослого, пожилого человека было, как само разумеющееся. А ребёнок с малых лет видел, что все собираются за столом и просто поют. И очень интересно – люди пели все хором, могли выстраивать многоголосие, не имея музыкального образования, не зная никаких знаков написания нот, не зная музыкальной грамоты. Мне кажется, это связано с тем, что люди просто умели слушать и слышать не только себя, но и другого человека, умели гармонично подстраиваться, а не «гнать впереди паровоза», сметая всё на своём пути.

Русская народная мудрость проводит параллель: песня – это душа! Когда поёт человек, значит у него душа поёт, значит и его жизнь начинает расцветать новыми красками.

Сейчас, в наше время новых технологий, когда человеческое внимание сконцентрировано на технических новшествах, нежели на душевных качествах, потерялась способность человека (ребёнка) слушать, слышать, что происходит вокруг него, вокруг его близких. Большинство детей (и взрослых людей отчасти тоже), кроме, как поиграть в компьютерные игры – ничего более не знают, они не могут и на пять минут оторваться от своего «карманного друга». Соответственно, у таких детей зашоренное мироощущение, мировоззрение. Они не умеют полноценно сориентироваться в жизни, увидеть красоту всего нашего мира, природы. А живое общение сейчас заменяет нам наш «технически-умный гаджет». А как же душа?! Как же общение, передаваемое весь спектр эмоций, чувств?! Как же взгляд человека, который, как родниковая вода, смотрит после исполнения понравившегося музыкального произведения... Как же детские глаза, от которых невозможно оторваться, которые увлечённо поют, которым я привила устойчивый интерес к пению, музыке?! Думаю, что эти дети навсегда пронесут через свою жизнь блеск глаз, позитивный настрой жизни, увлечённость занятием, умение песней (музыкой) побороть негативные моменты их жизни. Если хотите – это целебная часть пения, которая направляет и гармонизует человека, соответственно, помогает найти своё место в жизни, помогает определиться и быть счастливым.

Что может дать ребёнку взрослый человек, их родитель? Когда, кроме, как «забега на зарабатывание денег» он ничего не знает. Понятно, что взрослого сама жизнь ставит в подобные рамки. Но всё же – нужно уметь раздвигать эти самые рамки.

Так же, я поняла, что есть взрослые люди, которые очень сильно хотят научиться петь. Которые никогда в жизни раньше не пели, но всегда хотели, и так долго про это молчали. Все это помогло мне построить занятия хоровым пением с совершенно взрослыми людьми в рамках Международного патриотического движения за здоровый образ жизни «Русские пробежки – г. Новосибирск». Я согласилась участвовать из-за приобретения нового опыта, совершенствования своего педагогического мастерства. Мне показалось это интересным и неизведанным. Занятия хором проходят со взрослыми, которых ни так-то просто уговорить что-то изменить в себе. Да это и не нужно. Другое дело, что у этих взрослых, у каждого есть свои «внутренние недоброжелатели». Но это люди, которые очень хотят научиться петь или просто петь. Я занимаюсь хоровыми занятиями со взрослыми всего лишь несколько месяцев, и уже сейчас чувствую, вижу, как люди невольно меняются. Волшебство – скажите вы? Нет. Это всего лишь волшебная струнка музыки, искусства, пения. Это всего лишь взрослые люди начинают слушать… себя, хормейстера, другого хориста. И это всего лишь начало. Раньше я думала, что со взрослыми легче заниматься по той простой причине, что они взрослые. Нет. Со взрослыми труднее заниматься. Дети – они как мягкий пластилин, который можно лепить так, как мне нужно. Взрослые – они более упёртые, зацикленные, редко, приемлют другую точку зрения. Но взрослые – это взрослые, с ними интереснее, и, конечно же, с ними больше возможностей!

Теперь, возвращаясь к основной теме моей статьи – хоровое пение, хочется сказать:

– вне зависимости от вашей занятости, найдите время для пения – оно интуитивно нацелит вас на правильный путь жизни, добра, радости, счастья; прибавит вам силы, освободит голову от ненужных мыслей и даст свободу вашей душе (т. е. вашей отзывчивости, эмоциональности).

– одному человеку петь сложнее, чем хором, т. к. большинство детей (людей) боятся – что же о нём подумают другие. Следовательно, именно хоровое пение – это место раскрепощения, отказ от своей психологической и физической зажатости.

– хоровое пение – это место для живого общения, для новых знакомств, обмена информацией, эмоциями.

– хоровое пение – это просто место удовольствия.

И именно музыка может помочь вернуть изначально заложенную генетическую склонность человека к пению. И именно хоровое пение, как вид музыки, способно наиболее обширно охватить народ и как можно больше привлечь детей (людей) к искусству, культуре, культурности, воспитанности.

Количество просмотров: 8629  

Добавить комментарий

1. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования в контексте выполнения требований ФГОС: размышления на тему
2. Грани педагогического мастерства
3. Методическая деятельность педагога: теоретические вопросы и практические ответы
4. Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов клуба по месту жительства
5. Актуальные направления и формы профориентационной работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
6. Достояние России
7. Народное творчество как средство приобщения к видам практической деятельности швейного объединения в учреждении дополнительного образования
8. Дополнительное образование как средство развития личности и трудовых навыков учащихся
9. Хоровое пение как массовый вид искусства, направленный на гармонизацию личности не только ребёнка, но и взрослого человека
10. Активные методы обучения и их роль в развитии творческих способностей учащихся студии изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Город мастеров»
1. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Нескучный урок для детей дошкольного и младшего школьного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Развитие творческого мышления у детей подросткового возраста в процессе работы над иллюстрацией в дополнительном образовании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. От задумки до подведения итогов разработки коллективного творческого дела на примере этапной игры «Тайны зелёной планеты» с вожатыми творческого объединения «Галактика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Ренессанс интереса к шахматам ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Спортивный туризм как средство развития общей выносливости у обучающихся 12-15 лет ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. О роли детского коллектива в успешности обучения ребенка в Детской школе искусств ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы