Методическая деятельность педагога: теоретические вопросы и практические ответы

 
 

Михайлова Надежда Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Методическая деятельность педагога: теоретические вопросы и практические ответы

Может быть, вы тоже задавались вопросом: зачем вообще нужна методическая работа? Казалось бы, действительно – зачем? Ведь можно просто провести интересное занятие, увидеть его результат, радостные глаза детей с готовым ярким рисунком, например, и быть довольным. Но в жизни каждого педагога наступает момент, когда хочется увидеть и применить в своей работе собственный методический продукт достойного уровня. И это связано не только с возможностью участвовать в конкурсах, аттестацией и переходом на более высокий уровень, но и с осознанием необходимости опираться на него в педагогической деятельности.

В ЦВР «Галактика» я работаю более пяти лет. В самом начале своей работы в должности педагога я не очень большое значение придавала данному направлению. Конечно, были написаны программы по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, была получена первая квалификационная категория, были и есть счастливые лица детей и их победы в конкурсах. Но сейчас, когда меня выбрали руководителем методического объединения структурного подразделения художественно-прикладного творчества ЦВР «Галактика», я совсем иначе смотрю на методическую работу. Основная задача наших методических объединений состоит в достижении высокого уровня методической деятельности и повышении профессиональной компетенции педагогов структурного подразделения. На заседаниях методических объединений мы с коллегами рассматриваем следующие вопросы:

– утверждение учебных планов и программ;

– организация мониторинга в творческих объединениях;

– разработка методических пособий;

– разработка учебно-методических комплексов;

– подготовка документов на конкурсы методических материалов различного уровня;

– подготовка пакета документов для участия в конкурсах в рамках международной выставки «УчСиб»;

– подготовка к участию в

– участие в семинарах и педагогических чтениях;

– выступления педагогов на педагогических советах;

– посещение международной выставке

– подготовка информационного материала в газету «Галактический вестник»;

– организация открытых занятий;

– взаимопосещение занятий педагогами структурного подразделения;

– разработка визиток, листовок и другой печатной продукции;

– аттестация педагогов структурного подразделения художественно-прикладного творчества.

Такая совместная планово-аналитическая деятельность очень помогает всем нам в педагогической практике, повышает наш методический уровень и создает условия не только для индивидуального, но и коллективного методического творчества.

Особое место в нашей методической работе занимает обсуждение летней профильной смены «Мастерская под солнцем». Этот образовательный проект был придуман педагогами нашего структурного подразделения и успешно реализуется с 2014 года. Мы проводим летнюю профильную смену–пленер для восполнения недостатка практических занятий рисования с натуры, связанных с особенностями сибирского климата. Профильная смена проводится в первой декаде июня в период летних каникул. На пленэре под нашим руководством учащиеся делают зарисовки и этюды растений, веток деревьев, архитектурных сооружений и их деталей, людей, животных и птиц в условиях пленэра; изображают водную поверхность и отражения в ней, передают настроение и состояние природы, линейную и воздушную перспективу в городском пейзаже.

Если рисование с натуры малых форм (например, натюрморт) можно обеспечить в помещениях для занятий, то практику рисования с натуры перспективы, пейзажа, набросков, зарисовок и многого другого, возможно получить, только выйдя из помещения с планшетом и карандашом. В трудах известных педагогов мы читаем, что рисование с натуры, непосредственное наблюдение природы играет решающую роль в развитии художественного мышления. Наши же учащиеся в силу объективных причин даже не представляют, как приступить к рисованию природы и насколько это занятие может быть интересным и полезным. Поэтому учащимся необходима помощь и руководство педагогов, которые бы научили их культуре работы с натурой вне помещения. Для детей это занятие очень увлекательно, им интересно рисовать на улице и они чувствуют себя настоящими художниками. Кроме того, получив необходимые знания, ребята пользуются ими во время каникул, рисуя милые русскому сердцу деревенские виды, диковинные заморские страны, алтайские пейзажи, городской парк или свою родную улицу. Сейчас, как вы знаете, нет проблемы получить консультацию или комментарий педагога при помощи всего лишь сотового телефона с камерой и интернета. Мы с удовольствием этим пользуемся, а дети учатся применять современные технологии во благо.

Опыт проведения занятий в рамках профильной смены стал для меня основой для создания методического пособия, которое органично совмещало бы теорию и практику в соответствии с темами занятий профильной смены и наглядный материал по каждой теме. Возникла идея разделить методическое пособие на теоретическую часть со всеми определениями, историей возникновения и лучшими мастерами и дневник профильной смены.

Ниже привожу примерный план профильной смены. Он может изменяться в зависимости от наших целей и интересов учащихся, от пожеланий родителей, многие из которых поддерживают нас и вдохновляются успехами своих детей. И что особенно приятно, тоже пробуют свои силы в рисовании и живописи.

Примерный план проведения профильной смены «Мастерская под солнцем»

День

 смены

Вид деятельности

Тема

Время

проведения

Первый

Мероприятие

 

Открытие смены. Игровая программа «Здравствуйте!»

12.00 – 13.00

 

Уч.занятие

Наброски

13.00 – 16.00

Второй

Мероприятие

Подвижные игры на свежем воздухе

 

13.00 – 17.00

Уч.занятие

Зарисовки с натуры.

Третий

Мероприятие

Беседа о красоте родной природы

 

13.00 – 17.00

Уч.занятие

Пейзаж (наброски)

Четвёртый

Уч.занятие

Пейзаж (акварель)

13.00 – 17.00

Мероприятие

Тематические игры по истории и архитектуре города Новосибирска

Пятый

Уч.занятие

Наброски и зарисовки живых объектов.

12.00 – 17.00

Мероприятие

Беседа о флоре и фауне Земли

Шестой

Мероприятие

Экскурсия по центру города Новосибирска.

12.00 – 13.00

Уч.занятие

Городской пейзаж. Пастель.

13.00 – 17.00

Седьмой

Уч.занятие

Оформление выставки.

10.00 – 11.00

Мероприятие

Закрытие смены «До новых встреч!» Торжественное вручение сертификатов.

11.00 – 12.00

В соответствии с темами профильной смены, первая часть методического пособия включает следующие блоки:

– Наброски;

– Зарисовки;

– Пейзаж (линейная и воздушная перспектива);

– Акварель (технология и история техники);

– Наброски животных;

– Пастель (технология и история техники);

– Выставочная деятельность.

Вторая часть – дневник профильной смены, раскрывает тему учебного занятия применительно к конкретным условиям и задачам, а также в процессе занятий.

Наглядный материал по каждой теме – это репродукции известных художников. Они составляют приложение методического пособия.

Мы на опыте проведения профильной смены уже проверили, что методическое пособие к образовательному проекту «Мастерская под солнцем» служит хорошей базой для подготовки и проведения занятий не только в период профильной смены, но и как хороший материал для проведения занятий творческих объединений изобразительного творчества в течение учебного года. Мы можем опираться на него в подготовке и проведении занятий по нашим программам, поскольку рисуя в помещении, сталкиваемся с терминами и темами, раскрытыми в данном методическом продукте.

На сегодняшний день, это не единственное методическое пособие в моей методической копилке. Но и его планирую дополнять технологическими картами, видео и фото мастер-классами, плакатами. Приходит пора всерьёз задуматься и об авторской программе, которая есть в планах, и о совершенствовании методического мастерства в целом. В завершение скажу, что лично для меня методическая деятельность – это анализ и синтез своего педагогического опыта, это критика со знаком минус или плюс себя как бы со стороны, момент, когда можно достоинства своей работы разложить по нужным полочкам, а недостатки удалить.

Количество просмотров: 9443  

Добавить комментарий

1. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования в контексте выполнения требований ФГОС: размышления на тему
2. Грани педагогического мастерства
3. Методическая деятельность педагога: теоретические вопросы и практические ответы
4. Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов клуба по месту жительства
5. Актуальные направления и формы профориентационной работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
6. Достояние России
7. Народное творчество как средство приобщения к видам практической деятельности швейного объединения в учреждении дополнительного образования
8. Дополнительное образование как средство развития личности и трудовых навыков учащихся
9. Хоровое пение как массовый вид искусства, направленный на гармонизацию личности не только ребёнка, но и взрослого человека
10. Активные методы обучения и их роль в развитии творческих способностей учащихся студии изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Город мастеров»
1. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы