Психологическое сопровождение пятиклассников в рамках ФГОС

 
 

Чирцова Анна Викторовна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 109 г. Новосибирска

 

Психологическое сопровождение пятиклассников в рамках ФГОС

Изменение системы образования, происходящее сегодня в жизни российского общества, характеризуется ускоренным совершенствованием образовательного пространства. Цели образования учитывают не только государственные, но и социальные, и личностные потребности и интересы. В связи с этим выделяют следующее приоритетное направление – обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

10.11.15 в МБОУ СОШ № 109 Кировского района был проведен районный семинар на тему «Внедрение ФГОС и психологическое сопровождение работы ОУ при переходе на новые образовательные стандарты». На семинаре рассматривались в числе прочих такие вопросы как использование типовых заданий для оценки сформированности УУД, проведение мониторинга для оценки успешности личностного и познавательного развития детей в ходе учебной деятельности.  Интерес так же вызвал представленный автором дополнительный опыт работы по диагностике и последующей работы с учителями, родителями, детьми, дополняющий работу с УУД. Выяснилось, что та работа, которую мы проводили еще задолго до внедрения ФГОС в школе не только не противоречит, а дополняет информационно и практически работу по развитию УУД, обогащая её практическими приемами и дополнительной информацией, которые позволяют повысить эффективность взаимодействия ученик – учитель – родители – психолог – администрация.

13.11.16 в Гимназии № 7 «Сибирская» проходил семинар для педагогов-психологов по проблеме сопровождения ФГОС в основной школе, где автор статьи освещала особенности развития личностных УУД учащихся при переходе в среднее звено. Здесь одна из наших разработок представлена в виде рекомендаций к широко известному тесту Филлипса «Школьная тревожность».

Рекомендации были разработаны на основе проработки опросника, интерпретаций к факторам и адаптированы для родителей. В рекомендациях используется прием активизации деятельности «Тактика родителя».

Рекомендации к коррекционно-развивающему взаимодействию родителя в общении с тревожным ребенком.

Ниже даны названия факторов школьной тревожности и их краткая характеристика, а также указаны приемы коррекционно-развивающего воздействия. Используя  их, вы можете снизить неприятные чувства тревоги и страха, связанные с теми или иными стрессовыми школьными ситуациями, а также улучшить качество учебно-воспитательного процесса, более тонко осуществлять подход к своему ребенку.

1. Фактор "Общая тревожность в школе" – общее эмоциональное состояние, вызванное эмоциями, связанными с различными формами включения ребенка в жизнь школы. Показывает общий эмоциональный фон пребывания ребенка в школе.

2. Фактор "Переживание социального стресса" – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

Тактика родителя:

Демонстрация самому ребенку его положительных качеств (найти и выделить их прежде всего для себя).

Повышение самооценки ребенка через демонстрацию того, что у него получается хорошо, акцент на достижениях, даже на ваш взгляд незначительных.

Внимательно проанализировать социометрическую матрицу (какие контакты, предпочтения у самого ребенка и по отношению к нему).

Стимулировать положительное отношение ребенка к себе, и положительное отношение самого ребенка к одноклассникам.

3. Фактор "Фрустрация потребности в достижении успеха" – неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку реализовать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.

Тактика родителя:

Непременно каждый успех ребенка заметить и зафиксировать внимание на нем самого ребенка.

Учить радоваться успеху как своему, так и чужому.

Создавать для ребенка ситуации успеха и фиксировать внимание на успешном результате.

Снижать значимость неудач.

4.Фактор "Страх самовыражения" – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявлением себя другим, демонстрацией своих возможностей.

Тактика родителя:

Проанализировать, в каких ситуациях ребенок чувствует себя уверенно, а каких ситуаций избегает, становится «скованным», ведет себя напряженно.

Создавать ситуации уверенности в себе, где ребенок не боялся бы спорить, попасть в нелепую ситуацию, ошибиться.

Поощрять инициативу ребенка. Даже если в итоге получился результат, который вам кажется незначительным или отрицательным похвалите ребенка за то, что он сам принял решение, сделал самостоятельный выбор, взял на себя ответственность.

Интересоваться мнением ребенка при принятии решений в семье.

Учить взаимному уважению между младшими и старшими в семье на своем примере. Снимать возникающее напряжение доброй шуткой, чаще использовать юмор. 

5. Фактор "Страх ситуаций проверки знаний" – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

Тактика родителя:

Заранее планировать подготовку к проверочным и контрольным работам.

Повысить качество домашней подготовки: помощь в организации домашней работы, систематическое качественное выполнение д/з.

Проверить особенности развития внимания, памяти, мышления у школьного психолога в особенности при стабильно низкой успеваемости.

 Анализ вместе с ребенком того, что он чувствовал, когда выполнял задание для того, чтобы ребенок понял причину тревоги, или отметил отсутствие таковой.

 Снижать значимость отметки: отметка не оценивает ребенка как личность, а указывает на то, с какой интенсивностью ему надо трудиться, чтобы достигнуть максимально высоких результатов.

6. Фактор "Страх не соответствовать ожиданиям окружающих" – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей. Тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

Тактика родителя:

Внушать ребенку, что более важно то, как оценивает свою работу он сам, т.к. самому нужно трудиться над улучшением своих результатов, успех прямо пропорционален приложенным усилиям, старанию.

Снижать значимость отрицательного оценивания "другими" (другие – те, кто не имеет непосредственного влияния и ответственности за ребенка) поступков, мыслей, результатов.

Создавать ситуации, в которых ребенок бы чувствовал, что родители его высоко ценят, верят в его успех, даже если в данный момент ситуация говорит об обратном.

Фиксировать внимание ребенка на тех ситуациях, когда "другие" оценили его высоко.

7. Фактор "Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу" – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к стрессовым ситуациям, повышающие возможность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Тактика родителя:

Ругань, строгие внушения противопоказаны такому ребенку. Спокойный тон, доброжелательность даже когда вы недовольны ребенком, должны быть фоном для любых бесед. «Я-высказывания» должны стать правилом в диалоге с таким ребенком.

Пользоваться помощью медика, успокоительными средствами. Например, перед контрольной или каким-либо выступлением дать таблетку валерьянки.

Помнить, что началось время «гормональных штормов» у девочек раньше, у мальчиков позднее, но эмоциональная неустойчивость мучает достаточно сильно как тех, так и других, и влияет на физиологическое, психоэмоциональное состояние, интеллектуальную деятельность.

8. Фактор "Проблемы и страхи в отношении с учителями" – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения.

Тактика родителя:

Чаще давать возможность ребенку проговаривать то, что происходит в школе, выслушивая и помогая советом, если подросток склонен выслушивать совет. При острой ситуации в спокойной обстановке дома выяснить, какие отношения с учителями у ребенка, что он думает об учителе, постараться помочь ребенку понять скрытые от него мотивы отношения учителя к нему самому и к другим детям в классе.

Высоко цените и поддерживайте откровенное отношение ребенка к вам, дайте понять, что вы – союзник, вы никогда и никому не выдадите то, о чем вам поведал ваш ребенок, если у вас договор сохранения тайн.

Дайте почувствовать, что дома ваш ребенок защищен, он может пожаловаться, «выпустить пар», исследовать с вашей помощью конфликтную ситуацию, посмотреть на нее своими и вашими глазами.

Здесь уместна поговорка: «одна голова – хорошо, а две – лучше».

Проанализировать, что в учителе, с которым проблемы, у вашего ребенка вызывает раздражение и выписать на бумагу в столбик слева.

Проанализировать, какие хорошие черты есть в учителе и выписать в столбик справа. Сравнить, каких качеств (+) или (-) получилось больше. Если больше получился список отрицательных качеств, это значит, что причина страхов перед учителем кроется в плохом отношении ребенка к самому себе, что в свою очередь свидетельствует о сниженной самооценке и нуждается в ее повышении.

Принять внутреннее решение: "Этот учитель – один из многих людей, который встретился на моем пути то, что я получаю и хочу получить от общения с ним – это моя ответственность и как бы он ко мне ни относился, я буду стараться выполнять то, что обязан делать, а все остальное меня не будет касаться».

Станьте для ребенка мудрым союзником, добрым миротворцем, помогающим, поддерживающим, успокаивающим, понимающим и принимающим своего ребенка таким, какой он есть.

Приведенным в статье приемам взаимодействия с ребенком при необходимости может научиться каждый родитель. Они конкретизируют и подкрепляют те самые принципы любви к ребенку выдающегося польского педагога Януша Корчака, известные как 10 заповедей для родителей.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Количество просмотров: 9196  

Комментарии

Анна Викторовна, спасибо Вам за то, что вы напомнили нам всем знаменитые 10 заповедей для родителей! На всех родительских собраниях их надо обязательно напоминать, может тогда и молодые родители что-то изменят в своих отношениях к детям! С Новым Годом!

Страницы

Добавить комментарий

1. Личностно-ориентированное обучение на уроках географии
2. А вы умеете задавать вопросы?
3. Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе
4. Формирование УУД у школьников с нарушением слуха на уроках русского языка и литературы
5. Формирование универсальных учебных действий через работу с книгой в рамках литературного клуба для младших школьников
6. Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся в работе муниципальной детской библиотеки
7. Подготовка детей к участию в творческих конкурсах различного уровня
8. Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся с нарушениями слуха через использование диалога в образовательных квестах
9. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке биологии
10. Формирование УУД на уроках физической культуры
11. Развитие коммуникативных УУД в начальном математическом образовании
12. Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе
13. Развитие коммуникативных УУД обучающихся с проблемами слуха как средство социальной адаптации в обществе
14. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики
15. Открытая книга природы: из опыта проведения конкурса
16. Некоторые подходы к подготовке итогового индивидуального проекта учащимися на уровне основного общего образования в условиях МБОУ гимназии № 9
17. Эффективность учебного процесса в условиях реализации ФГОС. Интегрированный урок в начальной школе
18. Использование конструктора ТИКО на уроках и во внеурочной деятельности
19. Планирование урока английского языка «Письмо/электронное письмо другу» в 8-м классе с точки зрения развития универсальных учебных действий
20. Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся на примере урока английского языка в 5 классе

Страницы

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы