Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке биологии

 
 

Полищук Наталия Васильевна,

учитель химии и биологии высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 94 г. Новосибирска

 

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке биологии

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Современный урок биологии – это урок, на котором реализуется деятельностный подход к обучению. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) – одно из условий осуществления деятельностного подхода.

Мне хочется поделиться опытом создания условий, осознанного применения знаний по биологии в 10-м классе при изучении одной из сложных тем курса общей биологии «Локализация метаболических процессов в клетке». В течение многих лет преподавания этих тем, происходило так, сначала изучали внутреннее строение клетки: ее органоиды. Составляли таблицы, находили элементы сходства и различия, учили, выполняли самостоятельные работы. Затем вникали в суть механизма метаболических процессов клетки. Как правило, изучив органоиды, десятиклассники не могли связать их с метаболическими процессами, не было понимания полной картины жизнедеятельности клетки и, самое главное, быстро забывали.

Второй год я создаю условия для осознанного применения знаний, используя активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. После изучения органоидов, я задаю домашнее задание каждому обучающемуся подготовить модель 3-5 органоидов клетки. Нужно обязательно обсудить с детьми размеры и конкретные органоиды. Участки цитоплазматической мембраны нужно изготовить с запасом. Второй этап работы с моделями – это запись на них тех процессов, которые в них протекают. Разбираем процессы фотосинтеза, дыхания, синтеза белков. Записываем химические реакции строго в тех местах органоидов, где они протекают. Как правило, это работа проводится в парах (способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми). И окончательный финал нашей работы: делю детей на 2-3 группы (включаю ситуацию учебного сотрудничества), выдаю им чистый ватман и предлагаю составить и склеить клетку.

Очень интересно наблюдать за ними, как они предлагают свои варианты, спорят, исправляют. Если не хватает органоидов, предлагаю дорисовать прямо на ватмане. Обязательно проявляется лидер в группе, который способен взять на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Несложная задача, на первый взгляд, многих ставит в тупик (планирование общих способов работы). Вот здесь и проявляется способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность). Важно отметить обеспечение обмена знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Работают увлеченно, проявляют познавательную инициативность. Вот происходит и разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. Когда работа окончена, я читаю на лицах своих обучающихся понимание и важность выполненной работы. Обучающиеся приобрели новый социальный опыт.

Нужно отметить, что тема: «Клеточное строение» изучается и в 5-ом классе, в данной теме формируются познавательные УУД:

– формирование умения работать с учебником;

– формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры;

– работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки;

– формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

После изучения темы «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов», при которой дети изучают строение клетки, ее органоиды, делают рисунки в своей тетради, на доске, работы с учебником. Ребятам задаю домашнее задание: изготовить модель растительной клетки (применяю формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации). Так как урок состоится через неделю, времени для подготовки творческого задания вполне достаточно. В этот момент сразу включается регулятивные моменты деятельности: каждый учащийся должен сам спланировать выполнение задания в свободное время. Обязательно ставлю условие – рисунок должен быть слепым, чтобы была возможность задать вопросы по работе. Для примера знакомлю с работами ребят прошлых лет. Кто-то просто рассматривает, кто фотографирует на телефон. Помощь взрослых не возбраняется. Для меня важен любой повод семейного общения.

Я готова к разным результатам. Дети эмоционально реагируют на свою и работы своих одноклассников, сами отмечают насколько удачная получилась работа (умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки). Изготовление моделей продолжается в 6-ом и 7-ом классах. С каждым заданием вопросов становится все меньше, а качество радует глаз.

 

Количество просмотров: 10672  

Комментарии

Здравствуйте, Наталия Васильевна! Очень интересный подход у Вас к заданиям - отойти немного от электронной презентации (я понимаю, что только немного), и вернуть детей, уже даже взрослых подростков, к поделкам! Это как раз то, что наши детки почти забыли как делать, НО - они рисуют, они лепят, они делают аппликацию, а значит свои "хрустальные башмачки" будут помнить долго! С Новым Годом!

Страницы

Добавить комментарий

1. Личностно-ориентированное обучение на уроках географии
2. А вы умеете задавать вопросы?
3. Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе
4. Формирование УУД у школьников с нарушением слуха на уроках русского языка и литературы
5. Формирование универсальных учебных действий через работу с книгой в рамках литературного клуба для младших школьников
6. Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся в работе муниципальной детской библиотеки
7. Подготовка детей к участию в творческих конкурсах различного уровня
8. Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся с нарушениями слуха через использование диалога в образовательных квестах
9. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке биологии
10. Формирование УУД на уроках физической культуры
11. Развитие коммуникативных УУД в начальном математическом образовании
12. Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе
13. Развитие коммуникативных УУД обучающихся с проблемами слуха как средство социальной адаптации в обществе
14. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики
15. Открытая книга природы: из опыта проведения конкурса
16. Некоторые подходы к подготовке итогового индивидуального проекта учащимися на уровне основного общего образования в условиях МБОУ гимназии № 9
17. Эффективность учебного процесса в условиях реализации ФГОС. Интегрированный урок в начальной школе
18. Использование конструктора ТИКО на уроках и во внеурочной деятельности
19. Планирование урока английского языка «Письмо/электронное письмо другу» в 8-м классе с точки зрения развития универсальных учебных действий
20. Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся на примере урока английского языка в 5 классе

Страницы

1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы