Развитие коммуникативных УУД обучающихся с проблемами слуха как средство социальной адаптации в обществе

 
 

Чазова Юлия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 
 
 

Чугунова Людмила Леонидовна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Развитие коммуникативных УУД обучающихся с проблемами слуха как средство социальной адаптации в обществе

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Дети с проблемами слуха не владеют в нужной степени системными отношениями языка, ограниченность словарного запаса, нарушения лексико-грамматического строя речи, страх речевой коммуникации не позволяет адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, интегрироваться в группу нормальных сверстников и строить взаимодействие, подбирать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов, потребностей. Способность к коммуникации создает большую успешность в социализации неслышащих детей.

Вопросы социальной адаптации глухих детей решаются через общение и включение детей в разнообразные виды деятельности, доступные им и имеющие общественную и личную значимость, с учетом их интересов, возможностей, возрастных особенностей и мотивации деятельности. В школе мы стараемся вовлекать детей в различные виды социально-значимой деятельности: познавательную, творческую, спортивную, трудовую, учить девочек рукоделию, домоводству, ребят мастерству, умениям пользоваться инструментом, выполнять ремонтные работы и др.

Задачи практико-ориентированного коррекционно-развивающего процесса обучения и воспитания детей с нарушением слуха:

– создание в школе условий для всестороннего формирования личности школьника;

– накопление и развитие представлений об окружающем мире, обществе, в котором живёт ребёнок;

– накопление знаний, умений, навыков, опыта социального поведения и регуляции собственного поведения;

– становление и развитие познавательного отношения к себе (я-концепция: что я могу, что мне доступно);

– совершенствование речевой деятельности, расширении словарного запаса, овладении моделями общения с людьми в различных ситуациях.

Потребность в словесном общении развивается по мере формирования определенного словесно-речевого фонда и создания благоприятных условий для широкой речевой практики. Принцип интенсификации речевого общения (формирование словесной речи в дактильной, устной и письменной форме) предполагает развитие характерных для процесса общения речевых форм и преобладает в обучении видов работ, непосредственно направленных на коммуникацию. Реализация принципа интенсификации речевого общения выражается в формировании у обучающихся с проблемами слуха комплекса речевых умений. К ним относятся развиваемые на всех занятиях умения отвечать на вопросы, формулировать вопросы, сообщать о своем желании, отношении, состоянии, деятельности, о выполнении поручения, обратиться с просьбой к товарищу, педагогу. Практически речь идет об овладении словесными средствами побуждения к действию. Ответной реакцией является выполнение задания.

В нашей школе проводится большая и целенаправленная работа по подготовке наших обучающихся к общению со слышащими людьми.

Формы и методы этой работы очень разнообразны. Примером такой формы, способствующей развитию монологической и диалогической форм речи, активному усвоению словаря, накоплению речевого опыта и овладению словесной речью, как надежным средством общения со слышащими, являются специальные занятия «Речь и культура общения».

Эти занятия проходят в форме бесед, деловых игр. Ребята на практике отрабатывают диалоги с педагогом, друг с другом, с приглашенными слышащими детьми или взрослыми на определенные темы или ситуации, которые могут встретиться вне школы.

Также в нашей школе очень интересно и плодотворно проводятся экскурсии с целью формирования коммуникативных умений и навыков. Каждой экскурсии предшествует большая подготовительная работа. Актуализируются знания по предмету экскурсии, речевой материал, планируются вопросы, обыгрываются предполагаемые диалоги. Посещая театры, парки, музеи, большой планетарий г. Новосибирска, техникумы и училища воспитанники закрепляют коммуникативные навыки, учатся общению с разными людьми в различных ситуациях.

 

Хочется отметить, что наши ученики принимают активное участие в общешкольных, районных и городских мероприятиях:

– в общешкольных праздниках, посвященных Дню Учителя, Новому году, 8 марта, 9 мая (ежегодно);

– в общешкольном празднике устной речи (ежегодно);

– в фестивале «Мы талантливы» (ежегодно);

– в эвристическом проекте «День дефектологии», НГПУ (ежегодно);

– в фестивале проектов по профессионально-трудовому обучению учащихся специальных (коррекционных) и инклюзивных образовательных организаций в рамках Фестиваля науки – 2016 «Наука: образы будущего», НГПУ.

К праздникам дети готовятся с удовольствием, активно обсуждают предстоящее событие, общаются с педагогами и друг с другом по вопросам мероприятия, отрабатывают технику речи, а также составляют афиши и с гордостью приглашают на них родных и знакомых, придумывая текст приглашения.

Хорошей традицией в школе стало проведение театрализованного представления в канун Нового года, которое готовится совместно с классным руководителем, воспитателем и обучающимися. Такие представления создают общую творческую атмосферу, которая является важнейшим условием воспитательной деятельности и способствует установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми, а также совершенствуют речь обучающихся.

 

От результатов проводимой с детьми коррекционно-развивающей воспитательной работы в условиях школы-интерната зависит сглаживание или преодоление проблем социализации воспитанников и их успешная адаптация в среде говорящих, от которой зависит во многом жизненная судьба выпускников.

Таким образом, зная проблемы глухих и слабослышащих детей, учитывая факторы, влияющие на успешность социальной адаптации воспитанников интерната, используя весь доступный арсенал педагогики, создавая условия для развития обучающихся, наши педагоги формируют у детей с проблемами слуха необходимые для успешной адаптации в обществе личностные качества, полезные знания, умения, готовят воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни и труду в обществе.

Количество просмотров: 9999  

Добавить комментарий

1. Личностно-ориентированное обучение на уроках географии
2. А вы умеете задавать вопросы?
3. Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе
4. Формирование УУД у школьников с нарушением слуха на уроках русского языка и литературы
5. Формирование универсальных учебных действий через работу с книгой в рамках литературного клуба для младших школьников
6. Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся в работе муниципальной детской библиотеки
7. Подготовка детей к участию в творческих конкурсах различного уровня
8. Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся с нарушениями слуха через использование диалога в образовательных квестах
9. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке биологии
10. Формирование УУД на уроках физической культуры
11. Развитие коммуникативных УУД в начальном математическом образовании
12. Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе
13. Развитие коммуникативных УУД обучающихся с проблемами слуха как средство социальной адаптации в обществе
14. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики
15. Открытая книга природы: из опыта проведения конкурса
16. Некоторые подходы к подготовке итогового индивидуального проекта учащимися на уровне основного общего образования в условиях МБОУ гимназии № 9
17. Эффективность учебного процесса в условиях реализации ФГОС. Интегрированный урок в начальной школе
18. Использование конструктора ТИКО на уроках и во внеурочной деятельности
19. Планирование урока английского языка «Письмо/электронное письмо другу» в 8-м классе с точки зрения развития универсальных учебных действий
20. Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся на примере урока английского языка в 5 классе

Страницы

1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы