Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе

 
 

Баранова Анна Викторовна,

учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ Лицей № 113 г. Новосибирска

 

Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе

Креативность – это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой,

нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце,

строить замок на песке, приветствовать будущее.

Е. П. Торранс

Исследовательская деятельность, безусловно, творческий процесс. Одна из характеристик творческого потенциала личности – креативность.

Творчеству необходимо учить. Работа эта кропотливая и целенаправленная. И в первую очередь необходимо начать с формирования потребности в творческой деятельности, а уже потом развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка. Задача учителя состоит в том, чтобы увлечь каждого ребёнка, зажечь в нём «искорку» интереса, показать значимость данного процесса. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Исследовательское поведение создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка шло как процесс саморазвития. Исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начинаю со знакомства с результатами проведения диагностики по изучению интересов и склонностей моих первоклашек. На основе полученных данных создаётся образ класса и планируется дальнейшая работа. У первоклассников наблюдаются следующие проблемы: низкий уровень самостоятельности в учебном процессе; неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются УУД.

Уже с первого класса я вовлекаю своих учеников в мини-исследования. Свою работу строю в сотрудничестве с родителями. С первых дней пребывания ребёнка в школе пытаюсь согласовывать действия семьи и школы. Совместная исследовательская деятельность, как раз и является успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы. Если удаётся заинтересовать родителей, то это уже 50% сделанной работы. Многим родителям бывает очень сложно включиться в такую работу. Учителю важно настроить семью на успех, успокоить и помочь. Часто приглашаю на родительские собрания своих бывших учеников и их родителей со своими исследованиями. В начале работы по данному направлению организую творческую группу родителей и детей для совместного исследования. Родителям предоставляется возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа впоследствии становится для родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, наблюдают, ставят эксперименты, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают готовить защиту своей работы. Самым интересным этапом работы и любимым для многих является изготовление продукта исследования (макеты, альбомы, памятки, буклеты и т. д.). Работы получаются очень интересными, ведь это совместный труд ребёнка и родителей, и общий интерес. Самому ребёнку подготовиться к защите достаточно сложно, необходима помощь учителя и родителей. Даже хорошо подготовленные дети на публике теряются. Здесь очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором отражены основные моменты работы ребёнка. Выступления и защита проектов иногда проходят в присутствии родителей. Это делает ребёнка более раскованным и укрепляет семейные узы. Выбор тем исследований и подготовка осуществляется учениками самостоятельно или с помощью родителей и учителя.

На этапе сбора информации ребята работают по-разному. Одни собирают материал в книгах, другие обращаются за помощью ко взрослым. Третьи теряются и нуждаются в вовлечении их в процесс исследования. И здесь на помощь приходит учитель. Я прошу такого ребёнка помочь мне и даю ему конкретное задание или прошу его выполнить задание вместе со мной. Весь собранный материал мы просматриваем. Затем определяем, что нужно провести дополнительно: опрос, анкетирование, наблюдение, эксперимент. Готовый материал оформляется и начинается подготовка к выступлению.

С результатами своих исследований ребята выступают на классных часах, уроках, школьных научно-практических конференциях. Во время выступлений, обучающиеся учатся владеть своей монологической речью, отвечать на вопросы по исследованию, слушать и анализировать другие выступления, задавать вопросы выступающим.

Проекты, которые были проведены в рамках проектной деятельности в школе:

Виды проектов

Название проектов

Исследовательский проект (научное исследование)

«В словари — за частями речи!»

«Родословная. Генеалогическое древо»

«Путешествие по странам»

«Энциклопедия одного слова»

Информационный проект (направлен на сбор информации с целью её анализа)

«Мой любимый писатель»

«Мой любимый детский журнал»

«Родной город»

Творческий проект

«Создание газеты: 9 мая — День Победы»

«Аквариум»

«Математика в сказках»

Ролевой проект

«Праздничный стол»

«Все профессии важны»

Практико-ориентированный проект (нацелен на социальные интересы) 

«Оригами. Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата»

«Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

«Посылка для пожилого человека»

«Ослепительная улыбка»

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочное, так и во внеурочное время.

Внеурочная исследовательская деятельность развивается на базе знаний, полученных из школьных курсов, также влияет на повышение активизации познавательной деятельности, что повышает качество успеваемости. Формами организаторской деятельности во внеурочное время являются: экскурсии, библиотечные часы, кружковая работа, НПК, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны.

Исследовательская деятельность помогает учащимся видеть смысл их творческой деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов, способ развития и самосовершенствования. Ведь возможность проявить себя имеет каждый ученик.

Результаты показали успешность применяемых мною методов работы. Изменяется роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность. Проектная деятельность помогает ребёнку в саморазвитии и самореализации, активизирует познавательную и творческую активность, формирует положительные личностные качества.

Мои ученики активные участники проектов, конкурсов, олимпиад:

– Всероссийский информационно-образовательный проект «Здоровое питание от А до Я – три молочных продукта в день» (Диплом участника)

– Постоянная экспозиция проект «Моя семья в истории страны» в музее развития истории города Новосибирска и Новосибирской области (Благодарственное письмо).

– Проект для одарённых детей социальной сети работников образования nsportal.ru "Алые паруса». Творческая работа "Волшебные камни" (Свидетельство о публикации).

– Проект в социальной сети работников образования nsportal.ru «Отдых с родителями».

– Мастер-класс в социальной сети работников образования nsportal.ru «Исследовательская деятельность».

– Всероссийский конкурс «Самый активный учитель и класс Новосибирской области» (Участники: Соломаха. С, Маргун А., Чусовков Э.)

– Всероссийский проект «Образовательная платформа Учи.ру».

В дальнейшем планирую продолжать работать в данном направлении. С учащимися своего класса уже начала работу по подготовке исследовательских проектов для НПК младшего школьника, которая будет проходить в 2017 – 2018 учебном году.

Как учитель, тоже не стою на месте. Обобщаю и распространяю свой опыт через выступления на заседаниях кафедры, педагогических советах, родительских собраниях. Участвую в городских, областных и всероссийских конкурсах, олимпиадах. Даю консультации для молодых педагогов и студентов. Веду сайт учителя и класса. Принимаю активное участие в организации и проведении предметных недель.

Метод проектов помогает активизировать учеников. У большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения хороших отметок.

Количество просмотров: 15883  

Добавить комментарий

1. Личностно-ориентированное обучение на уроках географии
2. А вы умеете задавать вопросы?
3. Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе
4. Формирование УУД у школьников с нарушением слуха на уроках русского языка и литературы
5. Формирование универсальных учебных действий через работу с книгой в рамках литературного клуба для младших школьников
6. Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся в работе муниципальной детской библиотеки
7. Подготовка детей к участию в творческих конкурсах различного уровня
8. Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся с нарушениями слуха через использование диалога в образовательных квестах
9. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке биологии
10. Формирование УУД на уроках физической культуры
11. Развитие коммуникативных УУД в начальном математическом образовании
12. Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе
13. Развитие коммуникативных УУД обучающихся с проблемами слуха как средство социальной адаптации в обществе
14. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики
15. Открытая книга природы: из опыта проведения конкурса
16. Некоторые подходы к подготовке итогового индивидуального проекта учащимися на уровне основного общего образования в условиях МБОУ гимназии № 9
17. Эффективность учебного процесса в условиях реализации ФГОС. Интегрированный урок в начальной школе
18. Использование конструктора ТИКО на уроках и во внеурочной деятельности
19. Планирование урока английского языка «Письмо/электронное письмо другу» в 8-м классе с точки зрения развития универсальных учебных действий
20. Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся на примере урока английского языка в 5 классе

Страницы

1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы