Театральная деятельность как средство формирования УУД
Реформирование системы образования, переход на новые ФГОС требует нового методологического подхода к его организации и содержанию. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающегося. На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Театр играет колоссальную роль не только в формировании профессиональной компетентности учителя. Он незаменим и в самом процессе обучения и воспитания. Настоящему учителю просто необходимо владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников. Самый верный путь в решении этого вопроса – это собственный театральный опыт, организация театральной студии.
В нашем лицее театральная студия «Дебют» существует с 2010 года. Именно в театре ребенок, подросток может обрести необходимые навыки для существования в мире людей:
1. Коммуникативность, активность, смелость, взаимопонимание в среде сверстников и взрослых людей.
2. Выработка практических умений и навыков. Точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка и дисциплины. Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
3. Активизация познавательных интересов, расширение кругозора учащихся, обогащение опыта детей через изучение литературных источников, Интернет-ресурсов для постановки спектакля, посещение театров, музеев.
4. Участие в районных смотрах школьных театров, создание видеофильмов, участие в выставках, фестивалях детского творчества для развития компетенций различных видов.
5. Театральная деятельность позволяет школьнику самоопределяться и в профессиональных привязанностях, а в школьном театре можно быть и актером, и режиссером, и декоратором, и костюмером, и гримером, и хореографом, попробовать себя в разных социальных ролях.
Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна. Кроме эстетического воспитания, театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.
Самый важный этап в создании спектакля – исполнение перед зрителем. Исполнительская деятельность ученика направлена на достижение целостного представления о его герое, событии, процессе, которые отражаются в спектакле. В ходе спектакля проявляется сформированность регулятивных учебных действий, т.е. умение ставить цели и планировать свою работу. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, и средством погружения в другую эпоху, и открытием неизвестных граней современности.
Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многообразный образ мира». Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом. Выступления детей покоряют своей непосредственностью, передачей эмоционального состояния персонажей, ведь человек и одушевленные предметы – труднейшие объекты для изображения.
Подготовка к спектаклю является интересной игрой для детей. Она выступает в качестве средства адаптации к школе и социализации учащихся. Игра воспитывает, развивает всё то, что составляет богатство человеческой личности. Важно сейчас поддержать их интерес к познанию, радость открытий, увлеченность процессом добывания знаний. Не погасить в детях огонек любознательности, познавательной активности – одна из важных задач педагога.
Театр – это форма искусства. Школьный театр позволяет сформировать дружный творческий коллектив. Главная задача театрального коллектива - эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
В результате работы у большинства детей развивается ассоциативно-образное мышление, воображение, внимание, эмоциональная память. Активизируется мыслительный, эмоциональный, социально-психологический настрой. Занятия формируют в ученике смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свою задумку, умение сосредоточить внимание на поставленной задаче. Ребёнок становится раскрепощённым, легко идёт на контакт, учится чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
В результате у обучающихся будут сформированы УУД:
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
||
ЛИЧНОСТНЫЕ |
ПРЕДМЕТНЫЕ |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ |
-потребность сотрудничества; -бесконфликтное поведение, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -этические чувства, эстетические потребности; -ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений литературы; -проявление индивидуальных творческих способностей; -осознание значимости занятий в театре для личного развития: внимания, наблюдательности, умения фантазировать. |
-понимать характеры героев и отождествлять себя с ними; -основы гражданственности через историческое прошлое; -умение понимать контекстную речь, умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, -умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий, строить план с выделением существенной информации. |
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; адекватно воспринимать предложения и оценку со стороны взрослых и сверстников; анализировать причины успеха/неуспеха. Познавательные УУД: понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; устанавливать аналогии. Коммуникативные УУД: умение включаться в диалог; -проявлять инициативу и активность; -работать в группе, учитывать мнения партнёров; предлагать помощь и сотрудничество, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; -формулировать собственное мнение и позицию. |
Театральная деятельность как средство формирования УУД |
||
Развивающий Подготовительный |
Формирующий Основной |
Мастерство и самореализация Заключительный |
Изучение УУД (личных, предметных и метапредметных) |
Работа над сценической речью |
Выбор пьесы, обсуждение характеров героев |
Изучение истории театра |
Ритмопластика или сценическое движение |
Работа над этюдами |
Просмотр проф. спектаклей |
Вокал и способы подачи голоса |
Создание декораций и костюмов
|
Изучение театральных технологий |
Хореография (музыкально-пластические импровизации, (постановка танцев) |
Составление мизансцен |
Игры-имитации, импровизации |
Работа с худ. словом |
Работа в парах и группе в отдельных мизансценах |
Постановка маленьких пьес |
Эскизы костюмов и декораций |
Работа с миниатюрами и эпизодами |
Изучение приёмов театральной педагогики |
Музыкально-пластические импровизации |
Использование методов театра в урочной и неурочной деятельности |
Список литературы:
1. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя. – Москва,1 998.
2. Ершова А.П. Театр 1-9 классы. – Москва, 1995.
3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – Москва, 2000.
4. Никитина А.Б. Театр, где играют дети. – Москва, 2001.
5. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – Москва, 2001.
6. Маслова Л.П. Школьный компонент программы и учебно-тематические планы по предметам художественно-эстетического цикла. – Новосибирск, 2003.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от декабря 2010 г.
Количество просмотров: 11737 |
Добавить комментарий