Использование организационно-информационных карточек для набора учащихся среднего школьного возраста на базе общеобразовательной школы (из опыта работы руководителя объединения по интересам «Экономикс»)
Набор учащихся в начале учебного года в объединения по интересам – одна из важных задач, которую необходимо своевременно и качественно решать педагогу дополнительного образования. Опираясь на личный опыт первичного набора детей среднего школьного возраста в новое объединение «Экономикс» (социально-педагогической направленности деятельности) на базе средних школ № 194 и № 195, считаю, что для результативности данной организационно-педагогической деятельности необходимо учитывать ряд следующих объективных и субъективных факторов:
1) объективные:
- конкуренция (различные детские объединения, кружки по интересам, спортивные секции и другое);
- ограниченность внеурочного свободного времени у учащихся (распорядок дня ребёнка);
- особенности учебного школьного режима (расписание занятий в первой или второй половине дня, факультативы и другое).
2) субъективные:
- информированность педагога о режиме предполагаемого детского контингента;
- информированность педагога об уровне заинтересованности родителей участием детей в данном объединении, некоторых социальных особенностях семей учащихся;
- уровень знаний педагога психолого-возрастных особенностей предполагаемого детского контингента;
- мобильность и активность педагога;
- творческий подход в организации набора учащихся.
Хотелось бы поделиться с коллегами своими находками при наборе учащихся в объединение «Экономикс» в сентябре 2017-2018 учебного года. Перед началом набора учащихся 5-8-х классов мною было разработаны, с учётом возраста детей, краткая устная презентация, сопровождаемая наглядными материалами, и организационно-информационная карточка для сбора информации.
Целью моей презентационной деятельности было заинтересовать детей и собрать необходимую мне информацию для дальнейшей связи с ними. Особенностью данной деятельности, проводимой в условиях общеобразовательной школы, являлось ограниченное количество времени, предоставляемое педагогу для презентации и сбора информации. Для эффективного использования небольшого количества времени мною был разработан методический прием – использование организационно-информационных карточек для набора учащихся 1-го года обучения в среднем звене на базе школьного класса общеобразовательной школы. Универсальность данного приёма в том, что его можно использовать при наборе учащихся как в начале учебного года, так и на протяжении всего учебного года (при необходимости). Использование карточек помогало мне мобильно собрать необходимую информацию об учащихся, заинтересованных в освоении дополнительной общеразвивающей программы «Основы экономики» в объединении «Экономикс», а также связаться для информирования с их родителями.
В своей работе я использовала три организационно-информационных карточки:
- контактно-информационная карточка;
- карточка-визитка;
- карточка «База данных».
Контактно-информационная карточка предполагает сбор следующих данных: фамилия, имя учащегося; школа, класс; контактный телефон родителей или самого учащегося.
Алгоритм использования организационно-информационных карточек
- Контактно-информационные карточки, заранее распечатанные и разрезанные, раздаются всем учащимся класса перед началом устной презентации.
- Предложение заполнить выданную карточку (по завершению краткой устной презентации), заинтересованными учащимися.
- Краткое разъяснение содержания строк контактно-информационной карточки (помогает безошибочному заполнению).
- Заполнение контактно-информационной карточки (2-3 минуты).
- Сбор заполненных контактно-информационных карточек (сопровождается моими краткими ответами на некоторые вопросы учащихся).
- Выдача карточек-визиток.
- Сортировка контактно-информационных карточек по классам и школам.
- Анализ данных (выявление потенциального количества детей, составление удобного расписания занятий объединения, с учётом школьного расписания).
- Заполнение карточки «База данных».
- Взаимоконтакты педагога, учащихся, родителей через контактную информацию.
Образец контактно-информационной карточки представлен ниже.
Контактно-информационная карточка
Объединение по интересам «Экономикс», СП «Горница», МБУДО ДТ «Октябрьский»
Фамилия _________________
Имя _____________________
Класс ____5 «________»
Телефон _________________
|
Объединение по интересам «Экономикс», СП «Горница», МБУДО ДТ «Октябрьский»
Фамилия __________________
Имя ______________________
Класс ____5 «________»
Телефон __________________
|
Объединение по интересам «Экономикс», СП «Горница», МБУДО ДТ «Октябрьский»
Фамилия ________________
Имя ____________________
Класс ____5 «________»
Телефон ________________
|
По окончанию презентации и сбора контактно-информационных карточек всем учащимся класса выдаётся вторая огранизационно-информационная карточка – карточка-визитка, что даёт возможность заинтересованным детям обратиться с дополнительными вопросами к педагогу по телефону, а тем, кто не записался в объединение сразу после презентации – сделать это в дальнейшем.
Контактные сведения организационно-информационных карточек позволяют участникам образовательного процесса (педагогам, учащимся и их родителям) связаться и уточнить, когда и где будет проводиться первое (очередное) занятие; уточнить причину отсутствия учащегося на занятии; развить (укрепить) мотивацию к занятиям.
Хотелось бы заострить внимание на том, что карточка-визитка помогает не только учащимся связаться с педагогом, но и их родителям, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы о содержании дополнительной общеразвивающей программы «Основы экономики» и организации занятий в объединении. Благодаря контактному телефону потенциального учащегося или одного из его родителей у педагога всегда есть возможность информировать родителей о возможности посещения их ребёнком перспективных, пропедевтических дополнительных занятий на базе школы, с целью повышения экономико-финансовой грамотности. Практика показывает, что родители с удовольствием отзываются на предложение о посещении ребёнком занятий в объединении «Экономика», не требующих от них дополнительных финансовых затрат и усилий по транспортировке ребенка для дополнительных занятий. В дальнейшем индивидуальная работа с родителями через контактную информацию, содержащуюся в организационно-информационных карточках, позволяет не только укрепить мотивацию учащихся к занятиям, но и вовлечь родителей в учебный процесс.
Образец карточки-визитки представлен ниже.
Карточка-визитка
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы Экономики» Дина Валерьевна 8-913-754-20-62
На занятиях по программе Вы: - узнаете, что такое экономика и зачем она нужна; - познакомитесь с валютами разных стран мира; - научитесь отличать фальшивые деньги от настоящих; - познакомитесь с особенностями организации собственного бизнеса и многое другое!
А также вас ждут тематические игры, кроссворды, ребусы!
Станьте в будущем успешными и финансово грамотными людьми! |
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы Экономики» Дина Валерьевна 8-913-754-20-62
На занятиях по программе Вы: - узнаете, что такое экономика и зачем она нужна; - познакомитесь с валютами разных стран мира; - научитесь отличать фальшивые деньги от настоящих; - познакомитесь с особенностями организации собственного бизнеса и многое другое!
А также вас ждут тематические игры, кроссворды, ребусы!
Станьте в будущем успешными и финансово грамотными людьми! |
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы Экономики» Дина Валерьевна 8-913-754-20-62
На занятиях по программе Вы: - узнаете, что такое экономика и зачем она нужна; - познакомитесь с валютами разных стран мира; - научитесь отличать фальшивые деньги от настоящих; - познакомитесь с особенностями организации собственного бизнеса и многое другое!
А также вас ждут тематические игры, кроссворды, ребусы!
Станьте в будущем успешными и финансово грамотными людьми! |
Для качества анализа полученной информацией и результативности дальнейшей работы с ней мною разработана ещё одна организационно-информационная карточка «База данных», в которой обобщены сведения об учащихся и их родителях, полученные из контактно-информационной карточки и личного/телефонного общения с родителями. Список и информация о потенциальных учащихся заносится в табличную форму из восьми пунктов, что позволяет быстрее и качественнее оперировать данной информацией, в том числе и в течение всего учебного года.
Образец заполнения организационно-информационной карточки «База данных» представлен ниже.
Фамилия |
Имя |
Класс |
Школа |
Телефон учащегося |
ФИО матери/отца |
Телефон матери/отца |
Причина отказа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исходя из опыта работы по набору учащихся, делаю вывод, что организационно-информационные карточки повышают результативность набора учащихся в объединение, создают возможность оперативной связи с учащимися и их родителями в течение всего учебного года. Данный прием прост в использовании, требует минимальных трудовых и финансовых затрат, динамичен (при необходимости все организационно-информационные карточки для набора учащихся 1-го года обучения могут быть видоизменены на усмотрение педагога), что доказывает сообразность и универсальность приема для использования педагогом любого вида деятельности.
Опыт работы показывает высокую практическую значимость данного приема, в частности результативность набора детей в объединения, эффективность возможности оперативной связи с детьми и родителями, вариативность использования приёма, возможность использования в течение всего учебного года при дополнительном наборе учащихся.
Количество просмотров: 8369 |
Добавить комментарий