Здоровьесберегающие технологии на занятиях в студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Волшебная кисточка»

 
 

Другова Татьяна Валерьевна,

педагог дополнительного образования

вышей квалификационной категории

МБУДО ДДТ им. А.И. Ефремова г. Новосибирска

 

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Волшебная кисточка»

Формирование и укрепление психоэмоционального здоровья детей в дошкольном и младшем школьном возрасте является необходимым условием всестороннего развития подрастающего поколения. Именно поэтому данной задаче уделяется большое внимание на занятиях в студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Волшебная кисточка».

На занятиях по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, передавать переживаемые эмоции на бумагу, что помогает ему гармонизировать свой психоэмоциональный фон, развивать сенсорное восприятие и аналитическо-синтетическую функцию мышления. Таким образом, занятия по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности в основе своей имеют арт-терапевтическое значение, которое в современном мире пользуется высокой популярностью среди людей всех возрастов.

В студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Волшебная кисточка» занятия выстроены таким образом, что ребенок, переступая порог кабинета, погружается в творческий мир, где он свободен, самостоятелен, понят и принят таким, каким он есть.

Творческую атмосферу в кабинете помогает организовать настенная роспись с изображением фрагмента тёплого летнего дня у моря. Роспись выполнена во всю стену кабинета, что зрительно расширяет пространство кабинета и создает атмосферу уюта и комфорта. Глядя на море, психоэмоциональное состояние ребенка улучшается, а когда он смотрит на линию горизонта, то его глаза отдыхают, устремляясь вдаль.

Изучая основы изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, ребенок учится наблюдать, работать с цветом, линией, пятном. Создавать образы и передавать впечатления, разграничивать внутренние и внешние причины происходящего, контролировать свои чувства, работать с разными художественными материалами. Таким образом, рисунок может стать источником вдохновения воодушевления и поддержки или показателем тревожности и страха.

Для формирования и укрепления эмоциональной сферы ребенка дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях в студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Волшебная кисточка» используются нетрадиционные техники, такие как монотипия, рисование ладошками, кляксография, рисование нитками и поролоновыми тампонами, рисование на песке, поделки из круп, лепка из глины и многое другое.

Монотипия – очень интересная техника, которая соединяет в себе одновременно живопись и графику. Данная техника способствует развитию творческого мышления, снятию эмоционального стресса через цвет, развивает мелкую моторику пальцев рук, учит абстрактному мышлению.

Рисование ладошками, рисование на песке, поделки из круп, рисование нитками, поролоновыми тампонами способствуют развитию тактильной чувствительности, снятию мышечного и эмоционального напряжения, происходит естественный массаж и развитие вращательных движений рук, регулируется сила нажима, нарабатываются навыки конструктивного преображения действительности.

Рисование на песке позволяет справиться со страхами, неудачами – рисунок легко появляется, легко исчезает, сменяется картинка за картинкой, ребенок, играя, естественным образом преодолевает внутреннюю тревожность или излишнюю радость.

Поэтому в кабинете находится песочница, она доступна для ребенка в любое время в течение занятия. Дети учатся работать с ней как индивидуально, так и малыми группами. Играя в песочнице, они решают не только эмоциональные задачи, но и постигают основы коммуникации. Учатся играть вместе, договариваться, делить пространство песочницы, сочинять сказки. Кляксография способствует развитию дыхательного аппарата и рото-губной мускулатуры.

Отдельно хотелось бы остановиться на лепке из глины. Глина – это уникальный природный экологически чистый материал, который проходит несколько стадий обработки. Работая с глиной, ребенок совершает некое таинство, сначала создает поделку из сырого материала – массы для лепки, затем обрабатывает его в сухом варианте, далее поделка отправляется в печь на обжиг и, вернувшись из печи, она приобретает третье состояние, состояние черепка, которое расписывается красками. Готовое изделие может быть подарком, любимой игрушкой или необходимым в быту предметом (например, подставка для карандашей).

Ребенок, как настоящий мастер, учится понимать и использовать природный экологически чистый материал, создавая в нем объёмные фигуры, развивая не только тактильные осушения, пальчиковый захват и координацию движений рук, но и пространственно-образное мышление. Работая с глиной, ребенок учится быть усидчивым и терпеливым.

Большое внимание на занятиях уделяется физминуткам. Динамические упражнения хорошо влияют на расслабление разных групп мышц, способствуют лучшему восприятию информации и повышают уровень работоспособности.

Разработан и успешно адаптирован цикл интегрированных занятий «Музыкальная открытка», на данных занятиях дети учатся слушать и слышать классическую музыку, созерцать картины великих художников, высказывать своё мнение об увиденном, переносить услышанную музыку на бумагу через цвет, знакомятся с особенностями росписи свистулек.

Много внимания уделяется социальному плакату «Я здоров! Мы здоровы». Во время рисования с детьми проводятся беседы о том, как нужно беречь и можно сохранить здоровье на многие годы, что такое вредные привычки и как им противостоять. Также много внимания уделяется экологическому воспитанию ребёнка, создаются рисунки с изображением и призывами беречь животный и растительный мир. Таким образом, ребёнок учится понимать, что здоровье окружающей среды и его здоровье взаимосвязаны.

Так, на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в студии «Волшебная кисточка» через художественно-эстетическое воспитание ребёнок приобщается к основам художественной культуры, расширяет своё мировоззрение и формирует нравственное здоровье, учится сохранять физическое здоровье и заботиться о здоровье окружающей среды.

Количество просмотров: 9443  

Комментарии

Очень понравилась Ваша статья. Я очень рада, что дополнительное образование набирает вес, уровень и понимание ценности личности ребенка.

Страницы

Добавить комментарий

1. Принципы здоровьесбережения как основа эффективной образовательной стратегии
2. Школа моделей как инновационное пространство по формированию мотивации к здоровому образу жизни
3. Здоровьесберегающие технологии на занятиях в студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Волшебная кисточка»
4. Здоровьесберегающие технологии как одно из условий организации занятий в объединении художественной направленности «Арт-текстиль» Центра дополнительного образования «Лад»
5. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях с дошкольниками
6. Семь Я, или пути организации эффективного полилога с родителями
7. «В здоровом теле – здоровый дух»: пропаганда здорового образа жизни
8. Волонтерское движение школьников в реалиях сегодняшнего дня
9. Использование организационно-информационных карточек для набора учащихся среднего школьного возраста на базе общеобразовательной школы (из опыта работы руководителя объединения по интересам «Экономикс»)
10. «И светит творчество души…»
11. Формирование уверенной коммуникативной личности обучающихся через занятия английским языком в урочное и внеурочное время
12. Применение здоровьесберегающих технологий в досуговой деятельности при работе с детьми дошкольного возраста
13. Здоровые эмоции? Или из чего состоят наши дети…
14. Внеурочная деятельность учащихся – составная часть дополнительного образования
15. «Сказочная» терапия
16. Сюжетно-ролевые игры: их специфика и значение в формировании метапредметных умений и навыков у современных подростков
17. Взаимодействие с родителями студии раннего развития как один из элементов системы внедрения здоровьесберегающих технологий в семье
1. Стратегия и тактика гендерного воспитания в современных студиях бального танца ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. «Про отцов и дедов помнить от века завещано» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Значение целостности разностороннего воспитания ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Эффективная практика: занятия танцевальной импровизацией как способ самовыражения обучающихся ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Развитие познавательного интереса к культуре и традициям народов России через участие в фестивале «Многоликая Россия: народы – хранители культуры» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в ансамбле авторской песни «Романтики»: из опыта работы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в театральной студии «Карамель». История одной постановки ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Патриотическое воспитание в изостудии «Северное сияние» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Использование теневого театра на занятиях при подготовке детей к обучению в школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Развитие координационных способностей у младших спортсменов в спортивной аэробике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Примеры успешной интеграции профильного обучения с профориентационной работой ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Творческий проект «Пойте вместе с нами!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Связь универсальных учебных действий, лежащих в основе развивающей концепции школьного образования, с принципами и методологией игры «Что? Где? Когда?» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы