Формирование предметных и надпредметных навыков при обучении английскому языку учащихся IT-классов в условиях требований к специалисту ближайшего будущего
Каждый век дарил цивилизации свою технологию, которая меняла не только образ жизни, но и образ мышления и требовала новых профессионалов. В наше время новые профессии, требующие наличие этих самых новых профессионалов, появляются все чаще и чаще. Пока наши выпускники, по привычке, осваивают профессии юристов и экономистов, некоторые страны инвестируют миллионы в подготовку ассистентов и помощников для роботов. Робототехника развивается быстрее, чем полагали эксперты. В наши дни машины уже не только выполняют рядовые операции на заводах, готовят и проводят домашнюю уборку – они танцуют, играют в шахматы, а главное обучаются. Робототехника и сфера IT стремительно развиваются во всем мире. Именно поэтому и в образовательных учреждениях России появляются IT-классы.
Очевидно, что специалисты в IT-сферах должны будут обладать какими-то новыми навыками и компетенциями. По мнению многих экспертов, в будущем люди уже не смогут обойтись одним высшим образованием. Необходимы будут так называемые надпрофессиональные навыки и умения, к которым относятся системное мышление, способность к межотраслевой коммуникации, умение управлять проектами, мультиязычность и мультикультурность, умение работать с группами и отдельными людьми, работа в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий задач, способность к художественному творчеству и наличие развитого эстетического вкуса и многое другое. Все это определяет и совершенно новые подходы к процессу обучения в этих новых для нас классах.
Безусловно, что обучение любому предмету требует составления рабочей программы, учитывающей не только специфику предмета, но и профиль класса.
Так, например, в нашей рабочей программе по английскому языку для 7-8 IT-классов (именно эти классы у нас открыты в этом учебном году) указано, что учитывая профиль данных классов, кроме английского языка, учащиеся традиционно получат дополнительные знания по другим предметам, таким как история, география, основы этики и эстетики и др., но основная дополнительная информация будет связана с предметом информатика. Это придает обучению ярко выраженный практико-ориентированный характер.
Программа ориентирована на осознание значимости практической деятельности в новой информационной среде.
Т.е. предполагается развитие таких общеучебных умений, как:
– пользование справочной (в т.ч. электронной) литературой;
– использование невербальных средств кодирования информации (графики, схемы, диаграммы);
– планирование алгоритма действий при помощи фиксированного набора средств;
– нахождение адекватных ситуации способов передачи информации;
– дифференцирование, систематизация, прогнозирование информации;
– поиск самостоятельного пути решения проблем.
Учитывая профильную направленность данных классов, основной акцент делается на использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе:
– Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;
– Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;
– Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым;
– Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний.
Обучение с применением современных технологий обеспечивает:
– расширение возможностей общения обучаемых посредством информационных технологий при работе в парах и группах, создание атмосферы непринужденного общения;
– стимулирование письменной и устной коммуникации с использованием современных средств связи;
– овладение способами автоматизированной поисковой, исследовательской и проектной деятельности.
При том, что в настоящее время нет УМК, рекомендованных или допущенных министерством образования РФ, в котором бы учитывалась профильная направленность IT-классов, нам пришлось самостоятельно определить темы и найти дополнительные УМК, которые могли бы помочь в формировании предметных знаний в определенных сферах. Так в 7-х классах в тематическое планирование нами включены следующие темы:
«Каждодневное использование компьютера»
«Виды компьютеров»
«Составные части компьютера»
«Слова и аббревиатуры, связанные с компьютером и компьютерными технологиями»
«Написание статьи для блога в социальной сети»
«Поколение высоких технологий!»
«Дом/школа будущего»
«Симуляторы реальности»
«Технические приспособления, присоединяемые к компьютеру»
«Проблемы с компьютером и их решение»
«Дизайн сайта»
В 8-х классах в тематическое планирование нами включены следующие темы:
«Профессии в сфере информационных технологий»
«Покупки через Интернет»
«Устройство компьютера. Программное обеспечение»
«Работа с электроннымиданными: систематизация и сохранение»
«Виды сетей»
«Времяпрепровождение в сети»
«Безопасность в сети»
«Культурный обмен» (с использованием источников сети Интернет)
«Профессии в СМИ»
«Дистанционное образование»
При изучении этих тем мы используем УМК Basic English for Computing и English for Information Technology Elementary. Основным способом обучения учащихся по данным темам предполагается проектная деятельность (как урочная, так и внеурочная). Однако, только включив в изучения некие специальные темы, мы, конечно же, не можем решить всех задач, стоящих перед учителями, работающими в IT-классах. Ведь, как уже было сказано выше, целью обучения в настоящий момент является не только и не столько передача определенного объема знаний, сколько формирование надпрофессиональных навыков и компетенций, которые позволяют повысить эффективность профессиональных действий.
В различных Атласах будущих профессий прогнозируются и перечни этих надпрофессиональных навыков. Как уже упоминалось, это и привычные для нас мультиязычность и мультикультурность, и умение работать с людьми, и навыки художественного творчества, и довольно новые и непривычные: межотраслевая коммуникация, программирование и робототехника, работа в условиях неопределенности и быстрой смены задач.
Давайте поймем, что имеется в виду под каждым из этих навыков.
Начнем с наиболее привычных для нас:
Мультиязычность и мультикультурность – это свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах. Т.е. этот навык, пожалуй, хлеб и соль обучения иностранному языку. Именно дисциплина «Иностранный язык» обладает большим потенциалом в воспитании человека, способного и готового толерантно относиться к проявлениям иного видения мира и способа жизни, умеющего продуктивно участвовать в межкультурном взаимодействии в условиях сложных социальных отношений современного мира. По какому бы УМК не происходило обучение, все они включают в себя разделы, знакомящие обучающихся с культурой, историей, системами ценностей разных стран, народов и народностей, помогающие привить навык осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка на основе взаимного уважения.
Развитие навыков художественного творчества также заложено в наши УМК. Развитию этого навыка способствует и работа с художественным и поэтическим текстами, и знакомство с творчеством художников разных стран, и многое другое.
Развитие экологического мышления опять-таки прямо и непосредственно включено в УМК, по которым мы с вами работаем.
Навык работы с людьми формируется нами в игровой деятельности, при работе в парах и группах, а также при выполнении учащимися проектов. Проектная деятельность, которая в соответствии с требованиями ФГОС является неотъемлемой частью образовательной деятельности по любому предмету, формирует и навык управления проектами, так как требует от учеников планировать работу над проектами, расставлять приоритеты, выбирать партнеров, распределять задачи, доводить свою деятельность до конца, т.е. до создания и «защиты» определенного продукта. При выполнении проектов очень часто формируется и навык межотраслевой коммуникации, например, если проект межпредметный и его осуществление требует знаний из разных областей.
Нам представляется бесспорным тот факт, что российское образование в любой области ориентировано на формирование системного мышления. Изучение иностранного языка также позволяет успешно использовать приемы развития системного мышления. Для этой цели эффективны задания, развивающие лексические, коммуникативные навыки; здания на развитие умения осуществлять системный анализ изучаемых объектов и явлений, умение выделять общий принцип построения системы и конструировать на основе выделенного принципа новую систему элементов.
Таким образом, мы с вами видим, что мы давно и привычно работаем над формированием большинства надпредметных навыков, овладение которыми необходимо нашим нынешним и будущим ученикам, для того, чтобы стать и оставаться на протяжении жизни конкурентоспособными на рынке труда.
Однако есть и совершенно новые навыки, формировать которые нам еще только предстоит научиться, причем учиться этому нам с вами нужно прямо сейчас, вместе с нашими учениками. И, если вести речь о навыках программирования, деятельности в сфере робототехники и искусственного интеллекта, то, пожалуй, это та сфера, где наши ученики, особенно учащиеся IT-классов, уже компетентнее нас и нам необходимо много учиться, чтобы, что называется, хотя бы быть «в теме». Понятно, что никто не будет требовать от учителя английского языка (во всяком случае, пока) умения программировать, но знать, какие языки программирования существуют, какие новые изобретения появляются в сфере робототехники, направления исследований в сфере создания искусственного интеллекта нам, конечно же, нужно, хотя бы для того, чтобы оставаться для наших учащихся интересными собеседниками.
Ну и наконец, предлагаю поразбираться с тем, а что же такое формирование навыка работы в условиях неопределенности и быстрой смены условий задач. Почему формирование этого навыка становится необходимым именно сейчас?
Неопределенность – ключевое понятие современного менеджмента. Часто действия потребителей и поставщиков меняются быстро и в сильной мере. Поэтому составленный ранее план теряет свою эффективность. Следование ему означает увеличение убытков. Значит, нужно его отбросить, быстро составить новый план с учетом изменившейся обстановки. Но и новый план может вскоре стать негодным. Будем разрабатывать еще один план? Вот как рассматривает роль плана президент компании «Коннерз» Фитчер Байрон[1]: «Как система и как планирующее начало для совместной человеческой деятельности планирование очень ценно. Моя позиция состоит в том, чтобы идти вперед и планировать, но как только вы разработали свой план, поставьте его пока на полку. Не будьте им связаны по рукам и ногам. Не считайте его главным фактором в принятии решений. Пользуйтесь им для распознавания изменений в реальной обстановке, когда они происходят».
Нестабильные внутренние и внешние условия порождают высокую степень неопределенности всех аспектов деятельности организации и требуют разработки особых подходов и методов принятия решений. Классические схемы не всегда эффективны, особенно в условиях динамично меняющихся предметных областей. Команда проекта должна быть готова к гибкой методологии. Суть быстрых (или гибких) методологий заключается в том, что план работ постепенно уточняется, в то время как в классических методологиях происходит полная детализация плана перед этапом разработки.
Ну и как же нам научить наших учащихся не только работать и выживать в постоянно меняющейся среде, но и добиваться успеха? Вопрос непростой, т.к. в настоящее время в методической литературе трудно найти рекомендации, как в процессе обучения тому или другому предмету формировать эти навыки. Поэтому учителям приходится идти в этом направлении опытным путем, т.е. развивать этот навык и в себе.
В данной статье вашему вниманию хотелось бы представить пример урока, направленного на формирование навыков художественного творчества (создания художественного текста) и работы в условиях неопределенности и быстрой смены условий задач.
Технологическая карта
Класс: 7и
Тема: «Написание рассказа»
Тип урока: Урок обретения новых умений и навыков
Цель:
Развивающая: содействовать формированию у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия (выполнению задачи в постоянно меняющихся условиях)
Воспитательная: создать условия для пробуждения интереса к решению нестандартных задач
Задачи:
Учебные
1) направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
– формирование умения слушать и слышать, выстраивать письменные речевые высказывания (коммуникативные УУД);
– формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);
– формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).
2) направленные на достижение предметных результатов обучения:
– формирование умения написания рассказа в Простом Прошедшем Времени (Past Simple Tense);
– овладение лексикой, необходимой для построения рассказа.
Ход урока
(учащиеся делятся на группы по 4-5 человек)
Мотивационный этап (5 минут)
1. На первом слайде презентации помещен кадр из м/ф «Король лев» с субтитрами: – Change is good. – Yeah, but it's not easy.
Учитель предлагает учащимся прокомментировать этот мини-диалог.
2. Учащимся на слайде представляются картинки «Дом вверх дном» (“house upside down”) и задаются вопросы:
– What is it?
– Have you ever seen such houses?
– Has anybody been in such places? Was it interesting
– Would you like to visit a house like that? Why?
Очевидно, среди ответов мы услышим, что подобное место интересно, потому что необычно, и тогда учитель предлагает учащимся построить урок “upside down”, т.е. определить цель занятия в самом конце урока.
Осуществление первого пробного действия (выполнение задания имеющего множество решений) (5 минут)
3. Учащимся раздаются листы с друдлами и предлагается дорисовать один из них, создав персонаж своего будущего рассказа, придумать имя персонажа и название и для рассказа (на английском языке)
4. Учащимся предлагаются фразы начала рассказа и несколько опций на выбор, с просьбой объяснить свой выбор (работа в группе).
Главный этап урока – написание рассказа с опорой на первичные картинки в постоянно меняющихся условиях (15 минут) – деловая игра.
Учитель предлагает учащимся представить себя сотрудниками редакции, а себя – капризным редактором. Журналу срочно требуется интересный рассказ. Редактор предлагает сотрудникам написать такой рассказ, опираясь на несколько предложенных картинок и включив в него ранее придуманный персонаж. Но когда учащиеся начинают работать, каждые несколько минут добавляет требование включить новый персонаж (работа в группах).
Проверка выполненного (проверка по эталону: соблюдены ли первоначальные требования; соблюдены ли требования, поступавшие во время работы; соответствует ли требованиям, предъявляемым к рассказам: наличие сюжета, выразительность языковых средств и т.п.) – (10 минут)
Рефлексия (5 минут)
Учащимся предлагается определить
– какими были цель и задачи урока;
– было ли сложно работать в изменяющихся условиях;
– нужно ли это умение в реальной жизни;
– какие эмоции они испытывают после работы и почему.
И в самом конце урока на слайд выводятся цитаты о том, что изменения – это неотъемлемая часть жизни и к ним нужно быть готовыми и учащимся предлагается прокомментировать эти высказывания.
При проведении этого урока меня больше всего поразило, как быстро учащиеся смогли адаптироваться к непривычной для них форме работы при изменяющихся требованиях. Да, это вызвало сильный эмоциональный всплеск и фразы: «Да ну, нет!», «Что, еще?!» и пр. при поступлении дополнительных требований. Но рассказы в результате получились очень хорошие и, по отзывам детей, работать в таких условиях им было интересно. Нужно сказать, что и мне самой было интересно придумывать задания, формирующие этот навык.
И в конце хочется отметить, что нам с вами не привыкать работать в постоянно изменяющихся условиях, постоянно учиться и развиваться, встречаться с новыми вызовами. И наша с вами задача – помочь нашим ученикам овладеть этими навыками, которые и сделают их успешными и востребованными в их взрослой жизни.
[1] Питерс и Уотерман «В поисках эффективного управления». М.: Прогресс, 1987. С.78
Количество просмотров: 8871 |
Добавить комментарий