Взаимодействие с социальными институтами как средство формирования модели выпускника в условиях полиэтнической школы

 
 

Бердникова Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 77 г. Новосибирска

 
 
 

Летуновская Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 77 г. Новосибирска

 

Взаимодействие с социальными институтами как средство формирования модели выпускника в условиях полиэтнической школы

Живой человек носит в своем сердце, в своей крови жизнь общества:

он болеет его недугами, мучится его страданиями,

цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем

вне своих собственных, своих личных обстоятельств.

В. Г. Белинский

Человек и общество… Взаимосвязь этих понятий очевидна: нет человека – нет общества, нет общества – нет человека. Общество – это не только группы людей, объединенных какой-либо деятельностью, но и все человечество в целом, в его истории, современности и перспективе. Как помочь ребенку стать полноценным членом общества, как познать мир и себя, реализуя при этом свой потенциал и принося пользу людям. Безусловно, главенствующая роль в установлении социальных связей маленького человека принадлежит образовательным учреждениям, а именно школе. Именно система образования является связующим и основополагающим звеном в формировании цепи взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Широкий спектр и высокий уровень развития социальных институтов в современном обществе позволяет сформировать гармоничную всесторонне развитую личность, способствует социализации ребенка, помогает в определении и воплощении жизненной стратегии. Институты здравоохранения, политики и права, производства, культуры, СМИ, образования, религии – все это помогает педагогу в профессиональной деятельности, в решении образовательных задач.

Одной из таких образовательных задач является формирование модели выпускника в условиях полиэтнической школы. Приоритетными качествами модели выпускника полиэтнической школы являются следующие:

– знания в области культуры и истории России, истории народов мира, мировых традициях;

– приверженность нравственным традициям русского народа;

– уважение иных мнений, национальных убеждений, религиозных обычаев;

– высокий уровень культуры общения и поведения.

Следует сказать об актуальности проблемы национальной идентичности России. Часто современному педагогу приходится осуществлять свою деятельность в многоязычном поликультурном пространстве. И наша школа не исключение. МБОУ СОШ № 77 является одним из старейших образовательных учреждений г. Новосибирска, свою деятельность она ведет с 1951 г. Традиционно в данной школе обучались дети рабочего класса и технической интеллигенции оборонных предприятий Заельцовского района г. Новосибирска. Но в 1990-е годы в связи с распадом СССР обострились миграционные процессы. На микроучастке школы возникли места компактного проживания переселенцев разных национальностей: езидов, армян, таджиков, узбеков. В данный момент 32-34% обучающихся нашей школы является детьми-инофонами или детьми-билингвами. Большинство классов – это классы с полиэтническим национальным составом.

Формируя модель выпускника, мы, прежде всего, должны видеть в нем не только гражданина, но и человека. Поэтому духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. В современной педагогике актуальны идеи сотрудничества. Необходимо, чтобы социальная среда была как можно более разнообразной, вариативной. При этом, безусловно, предметы гуманитарного цикла играют ведущую роль в формировании базовых морально-нравственных качеств личности, особенно в условиях полиэтнической школы.

В профессиональной деятельности следует исходить из положений Федерального государственного образовательного стандарта о результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования. В них определено особое место предметной области «Русский язык и литература», лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей выражать внутренний мир человека. Предметы гуманитарного цикла позволяют формировать качества, заявленные в модели выпускника путем урочной и внеурочной деятельности.

В свете вышесказанного определяется цель работы педагогов-словесников: создание условий для формирования модели выпускника в рамках полиэтнической школы посредством взаимодействия с социальными институтами. Достижение цели обеспечивают следующие задачи:

– включение обучающихся в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;

– осознание обучающимися тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

– приобщение обучающихся к российскому литературному наследию и через него – к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений.

Взаимодействие с социальными институтами в рамках МБОУ СОШ № 77 ведется по следующим направлениям: политическое; экономическое; образовательное; культурное; семейное.

В условиях современного гражданского правового общества политическое направление играет ведущую роль. Формирование гражданской солидарности, патриотизма, осознанного и уважительного отношения к традициям народов, населяющих Россию, происходит путем взаимодействия со следующими политическими и правовыми организациями:

– Территориальная избирательная комиссия Заельцовского района города Новосибирска (участие обучающихся в конкурсе творческих работ «Я – Гражданин России»);

– Общероссийское общественное движение «Всероссийский женский союз «Надежда России» (конкурс творческих работ «Великая Победа»);

– Российское движение школьников (городской межшкольный фестиваль национальных культур «Мы такие разные, но мы ВМЕСТЕ»);

– Организация казаков «Сибирского Казачьего Войска» (областной конкурс сочинений «Сыны России, внуки Великой Победы»);

– Мэрия города Новосибирска (акция «Эстафета патриотизма поколений»: конкурс сочинений на тему «Связь поколений – вчера, сегодня, завтра…», всероссийский литературный конкурс «Герои Великой Победы»);

– комитет по делам молодежи мэрии города Новосибирска и Новосибирская городская общественная организация «Школа роста» в рамках международного проекта «Пресс-тур» (конкурс журналистских работ).

Одним из ведущих качеств выпускника следует считать его конкурентоспособность в современных экономических условиях. Осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ, воспитание уважения к трудовым традициям семьи, трудовым подвигам старших поколений, осознанность при выборе профессии формирует работа в экономическом направлении. Этому способствует взаимодействие с экономическими социальными институтами:

– предприятия города Новосибирска (Новосибирский авиаремонтный завод, Новосибирский приборостроительный завод «Швабе» (создание литературных сценариев и участие в литературно-музыкальных композициях, приуроченных к значимым историческим датам);

– территориально-общественные советы (взаимодействие с ТОС «Дружба», литературно-сценическое сопровождение районных и городских мероприятий);

– Всероссийское общество охраны природы (конкурс экологических сказок).

Приоритетным для учителя-словесника в условиях поликультурной школы является культурное направление. Сознательному принятию национальных российских ценностей, воспитанию толерантности, формированию представлений о светской этике, духовности способствует взаимодействие с социальными институтами культуры:

– Центральная городская библиотека имени К. Маркса (учебные занятия и конкурсы по популяризации образования, науки, культуры, искусства; участие в окружном конкурсе творческих работ «Моя любимая книга», конкурсе выразительного чтения «Мисс Лира»);

– Новосибирская государственная областная научная библиотека (конкурсы сочинений и исследовательских работ, приуроченные к юбилейным датам писателей и поэтов);

– Новосибирский областной фонд сохранения и развития русского языка «Родное слово» (областной конкурс творческих работ «Великий дар Владимира Даля», «Зарисовки к 150-летию М. Горького», «Отцы и дети русской словесности: от Тургенева до Солженицына»);

– Новосибирский государственный академический драматический театр «Красный факел» и театр «Заводной Апельсин» (выездные творческие программы на базе МБОУ СОШ № 77, посвященные творчеству А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, С. Есенина, М. Зощенко);

– ОО «Славянский культурный центр» (международный конкурс творческого чтения);

– Музей «Заельцовка» – филиал «Музей Новосибирска» (акция «Письмо Ветерану»);

– музей истории микрорайона и школы «Родничок» (участие в создании экспозиций и разработке экскурсий);

– сотрудничество со СМИ: ЗАО «Альянс-медиа», радиостанция «Радио Сибири» (городской конкурс рассказов «Наш герой – сибиряк Коля Снегирев»);

– группа компаний «Сибверк» (литературный конкурс «Моя первая книжка»);

– интернет-издание «Сиб.фм» (мастер-классы по журналистике).

Невозможно представить работу нашей школы без тесного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования в рамках образовательного направления. Пониманию необходимости научных знаний для развития личности и общества, осознанию нравственных основ образования, важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни способствует взаимодействие с образовательными учреждениями города Новосибирска:

– Департамент образования мэрии города Новосибирска, ГЦРО Центрального округа (научно-практические конференции, секции литературоведения и языкознания; «Всероссийская олимпиада школьников»; «Всероссийский конкурс сочинений»);

– ГЦИ «Эгида» (городской конкурс журналистских материалов «Ни дня без строчки», городской конкурс краеведческих эссе «Улица, на которой я живу», городской конкурс рецензий «Время читать»);

– «ОЦРТДиЮ «Юниор» (конкурс творческих литературных проектов «Моя семейная реликвия», городской конкурс книгочеев);

– ЦДО «Алые паруса» (открытый окружной конкурс сочинений «Герой в моей семье», окружной конкурс по пропаганде литературного чтения «Страницы»);

– ДПО «Академия инновационного дополнительного профессионального образования» (конкурс «Гимн России понятными словами»);

– ДДТ «Центральный» (окружной конкурс сочинений «Дорога в страну профессий»);

– «Центр развития профессиональной карьеры» (областной конкурс эссе «Моя будущая профессия»);

– Новосибирский центр продуктивного обучения (международный игровой конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»).

Первым социальным институтом в жизни человека является институт семьи. Невозможно переоценить его значимость в социализации ребенка. Поэтому взаимодействие с институтом семьи призвано сформировать отношение к семье как к основе российского общества, уважение к культурно-историческим и этническим традициям семей своего народа, других народов России. Взаимодействие с семьей является неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса: творческие работы, выступления обучающихся являются основой родительских вечеров, Дней открытых дверей, внеклассных мероприятий, где дети проявляют свои литературные способности.

На сегодняшний день можно говорить об определенных положительных результатах по формированию модели выпускника, характерной для полиэтнической школы посредством взаимодействия с социальными институтами. Из двадцатилетнего опыта работы в рамках полиэтнической школы мы видим успехи обучающихся в освоении русского языка, русской речи не только как средства неофициального общения, но и как государственного, межнационального средства общения. На данном этапе можно говорить о преобладании билингвов в полиэтнических классах школы. Безусловно, национальные диаспоры, проживающие на микроучастке нашей школы, стремятся к сохранению своей национальной самобытности. Но процессы социализации неумолимо ведут к формированию модели выпускника, признающего моральные законы в современном поликультурном обществе.

Количество просмотров: 7634  

Добавить комментарий

1. Сибирский турнир юных физиков: за и против
2. Взаимодействие с социальными институтами как средство формирования модели выпускника в условиях полиэтнической школы
3. Сотрудничество семьи и школы в процессе социализации личности ребенка
4. Формирование инженерно-технических компетенций через реализацию дополнительных общеобразовательных программ
5. Формирование предметных и надпредметных навыков при обучении английскому языку учащихся IT-классов в условиях требований к специалисту ближайшего будущего
6. Живописцы, окуните ваши кисти: к вопросу о создании в школе культурно-образовательного пространства
7. Новые возможности формирования у детей с нарушениями слуха основ мировосприятия через сетевое взаимодействие
8. Проектная деятельность по английскому языку
9. Молодым везде у нас дорога…
10. Средства реализации личностно ориентированного обучения
11. Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей с ОВЗ
12. Формирование в процессе обучения английскому языку учащихся IT-классов надпредметных навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности
13. Особенности работы с мемуарной литературой при изучении курса истории России XIX века (8 класс)
14. Проблемы трудоустройства выпускников факультета «Непрерывное сестринское образование» с ограничением по зрению
15. Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы