Проектная деятельность по английскому языку

 
 

Соловьёва Елена Викторовна,

учитель английского языка

МБОУ г. Новосибирска «Лицей № 12»

 

Проектная деятельность по английскому языку

С 2011 года лицей работает по стандартам второго поколения – Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Стандарт включает в себя требования по содержательному разделу программы педагога: «Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности» [5]. В этом предложении заключена вся суть рабочей программы любого учителя. Для того, чтобы формировать компетенции в учебно-исследовательской и проектной деятельности у школьников, необходимо чётко понимать методологию проектной деятельности. Сама рабочая программа должна быть направлена на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» [5].

Также встаёт вопрос об оценивании компетенций в проектной деятельности. У каждого учителя в рабочей программе указана система оценки достижений планируемых результатов, в том числе оценка проектной деятельности обучающихся.

Таким образом, ФГОС определяет требования, а возможность реализации их уже задача каждого педагога. Рассмотрим некоторые аспекты проектной деятельности по английскому языку.

Английский язык, как учебный предмет, помогает реализовать потребности обучающихся в уважении и самовыражении (по А. Маслоу) [2]. То есть с помощью проектов по английскому языку можно мотивировать на реализацию потребностей обучающихся и одновременно формировать компетенции, связанные с проектной деятельностью.

Если учебно-исследовательскую деятельность можно реализовывать на уроке (например, сравнение времён глаголов Present Perfect и Past Indefinite), то создание учебного проекта необходимо организовывать во внеурочное время. Приоритетная задача работы над созданием проекта с обучающимися – формирование и развитие научных интересов школьников в соответствии с возрастной спецификой и личностными интересами, а также культуры исследовательской проектной деятельности.

Если по биологии, химии, географии и физике школьникам довольно легко определить объект исследования, то по английскому языку учителю необходимо проконтролировать подготовительный этап работы – выбор темы и определение объекта и предмета исследования. Исследование проходит через анализ литературных источников (текстов), «мысленных экспериментов».

В теме обязательна должна быть проблема для обучающегося, которую ему необходимо решить после сбора и анализа литературы: подготовить уникальную методику запоминания слов или правил, новые способы построения вопросительных или повествовательных предложений с учётом времени глаголов и др.

На основании выделенной проблемы (теоретически или практически значимой) обучающимся ставится конкретная и достижимая цель, определяются задачи. При достижении своей цели весь наработанный материал складывается в проектную папку, на основании которой оформляется паспорт проекта и сам документ.

Формулировка выводов должна строго соотноситься с целью и задачами проекта [1, 4]. Задача учителя на этом этапе – контролировать использование источников знаний. Источники должны быть достоверными, научными!

Кроме того, в процессе подготовки проекта и оценки списка литературы (в том числе электронной) необходимо обратить внимание на электронные энциклопедии. Например, «Википедия – свободная энциклопедия». Особенность размещённого материала в том, что он может редактироваться каждым человеком.

Методы исследования должны соответствовать целям и задачам исследования.

Самым сложным в работе становится представление проекта, публичное выступление. Защита проекта обязательно проходит на английском языке, кроме того, и паспорт тоже может быть написан на английском языке (в зависимости от возраста и уровня владения языком). Чтобы обучающиеся могли начать и завершить своё выступление, им предложены некоторые клише устного ответа:

1. Giving the outline of your presentation

Firstly, I’m going to look at ...

Secondly, I’ll move on to the issue of ...

Then I’ll move on to examine ...

Lastly/Finally, I’ll look at / focus on ...

I am going to divide my presentation into two main parts. First I’m going to describe …and then I’ll move on to look at …

And in this part of my presentation I’ll be showing you some data/charts/tables …

I’ll also try to explain my findings …

2. Making conclusions and summarising your main points

To conclude my presentation, ...

In conclusion, ...

To summarise the main points of my presentation …

After all is said I think we can conclude that …

3. Finishing your presentation

OK we’re coming to the end of the presentation so I’d just like to thank you for listening ...

OK. That bring us to the end of my presentation.

I hope you found it interesting [3].

Данные незаконченные фразы позволяют ребёнку подготовить своё выступление.

Таким образом, можно выделить основные этапы проектной деятельности, характерные для исследования в научной сфере: выбор темы; постановка проблемы; формулировка цели и задач; выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация информации; выбор продукта; выявление выводов. На каждом этапе ребёнку нужно дать возможность сделать самоанализ и самооценку. Правильная организация этапов помогает обучающемуся почувствовать важность своей работы, уважение со стороны учителя и самореализоваться.

После понимания и реализации научного подхода, а также правильно оформленной работы обучающийся может применить полученные знания в конкретной ситуации.

В нашем лицее приоритетными предметными областями по английскому языку являются:

1. Лингвистика (фонетика, лексикология, морфемика, морфология, синтаксис, стилистика).

2. Страноведение (весь комплекс знаний о стране изучаемого языка). Организуются совместно с учителями географии межпредметные проекты по двум предметам – география + английский язык. Актуализируется потребность в изучении английского языка как международного языка общения. Культура страны изучается через язык.

3. Коммуникация. Диалог – основа общения и понимания.

Тематика проектов для обучающихся определяется с учётом данных предметных областей.

Таким образом, проектная деятельность обучающихся эффективно показывает научный принцип работы, формирует критическое мышление и компетенции, необходимые в жизни. Проекты по английскому языку дают возможность ребёнку «встроиться» в международную научную систему –читать и писать статьи в международные журналы на английском языке.

Литература:

1. Архипова Н.В. Метод проектов – это эффективный путь самореализации учащихся и учителя // Газета «Интерактивное образование», Выпуск №52, апрель 2014 [Электронный ресурс]. URL: io.nios.ru/articles2/1/6/metod-proektov-eto-effektivnyy-put-samorealizacii-uchashchihsya-i-uchitelya (дата обращения 19.01.2019).

2. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб: Питер, 2008. – 352 с.

3. КиберПедия. Презентация результатов научного исследования. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberpedia.su/17x5871.html (дата обращения 19.01.2019).

4. Проектная деятельность. [Электронный ресурс]. URL: http://old.unesco.kz/asp/best/ru_project1.html (дата обращения 19.01.2019).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 г.). [Электронный ресурс]. URL:

http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf (дата обращения 18.01.2019).

Количество просмотров: 12677  

Добавить комментарий

1. Сибирский турнир юных физиков: за и против
2. Взаимодействие с социальными институтами как средство формирования модели выпускника в условиях полиэтнической школы
3. Сотрудничество семьи и школы в процессе социализации личности ребенка
4. Формирование инженерно-технических компетенций через реализацию дополнительных общеобразовательных программ
5. Формирование предметных и надпредметных навыков при обучении английскому языку учащихся IT-классов в условиях требований к специалисту ближайшего будущего
6. Живописцы, окуните ваши кисти: к вопросу о создании в школе культурно-образовательного пространства
7. Новые возможности формирования у детей с нарушениями слуха основ мировосприятия через сетевое взаимодействие
8. Проектная деятельность по английскому языку
9. Молодым везде у нас дорога…
10. Средства реализации личностно ориентированного обучения
11. Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей с ОВЗ
12. Формирование в процессе обучения английскому языку учащихся IT-классов надпредметных навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности
13. Особенности работы с мемуарной литературой при изучении курса истории России XIX века (8 класс)
14. Проблемы трудоустройства выпускников факультета «Непрерывное сестринское образование» с ограничением по зрению
15. Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы