Живописцы, окуните ваши кисти: к вопросу о создании в школе культурно-образовательного пространства

 
 

Белокобыльская Ольга Владимировна,

учитель музыки первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 197 г. Новосибирска

 

Живописцы, окуните ваши кисти: к вопросу о создании в школе культурно-образовательного пространства

Надеюсь, что вы, уважаемые читатели, простите мне весьма далёкий от педагогической терминологии язык…

Если начистоту…

Сколько оттенков серого цвета?

Серое небо дождливого лета,

Серые лица людей после смены,

Серые мысли и серые стены…

Серый туман, заползающий в душу,

Жить не дающий, мешающий слушать,

Видеть и чувствовать радости жизни…

Ирина Игнатович

Дорогие мои коллеги, давайте скажем честно: какие бы ветры перемен не дули в нашем педагогическом королевстве, современная школа со своей ролью не справляется! Мы работаем до изнеможения, засыпаем в обнимку с тетрадями и отчетами, бесконечно повышаем свою квалификацию и аттестуемся, а огромное количество детей по-прежнему ходят в школу без интереса. Хорошо ещё, керченских стрелков у нас пока единицы…

Причины неблагополучия в образовании? Их тьма. Объективных и субъективных, социальных и экономических, глобальных и частных. Только факт остается фактом: мир стремительно меняется, и мы безнадежно проигрываем в противостоянии с реальной жизнью. Мы не выдерживаем конкуренции! Улица, виртуальный мир, подростковые неформальные объединения кажутся детям значительно привлекательнее. Поколению net в школе нестерпимо скучно. И бесполезно пугать ребят тем, что социальные сети опасны. Там захватывающе интересно! А в школе жизнь чудовищно однообразна. Мы, взрослые, в силу привычки, уже не замечаем монотонности наших СЕРЫХ БУДНЕЙ, а ребенку катастрофически не хватает ярких красок и событий – праздника и настоящей, а не имитационной, деятельности. И если девочки ещё как-то тянут нашу школьную лямку, то мальчишки (которым, по мнению серьезных ученых, «нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а от скучных письменных заданий нет никакого толку»[1]) просто перестают что-либо делать.

Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей [2].

Нейробиолог, дважды доктор наук, профессор СПБГУ Т. Г. Черниговская

Зачем я об этом говорю? Уж точно не затем, чтобы мы, учителя, в очередной раз испытали чувство вины. Любому здравомыслящему человеку понятно: педагоги, как и дети, лишь заложники – обстоятельств, ситуации, системы. А вот можно ли в уже сложившихся обстоятельствах что-то противопоставить этой системе? Есть ли хоть какая-то возможность уменьшить количество погубленных Леонардо Да Винчи, ведь принцип «не навреди» должен быть главным не только в медицинской, но и педагогической этике? Что необходимо поменять в нашем образовании, чтобы ребенок бежал в школу с радостью? Как серые будни сделать яркими и красочными?

Если о главном…

К искусству нет готового пути...

С.Я. Маршак

Начнем с вопроса ЧЕМУ УЧИТЬ? Что после окончания школы выпускнику действительно пригодится? Что реально поможет ему адаптироваться в новом, стремительно меняющемся мире? Знаете ли Вы, например, что материал, изучаемый на 3-4 курсе физфака МГУ, к 5-6 курсу уже устаревает?! Наша школа упрямо не хочет видеть того, что роль учителя-информатора давно изжила себя: всё, что надо школьнику, он в течение нескольких секунд найдёт в Интернете! Тогда зачем мы?

«Учить метапредметным компетенциям!» – гордо скажут учителя-ФГОСовцы. Верно! Но многими из этих компетенций компьютер овладел уже сейчас не хуже нашего! Запретить ребенку пользоваться его помощью? Абсурд. Ведь мы сами при наличии автоматической стиральной машины не будем пользоваться допотопной доской?!

Попробуем предположить: учить надо тому, что компьютеру неподвластно. Но есть ли такая область? Совсем недавно «умная машина» обыграла человека не только в шахматы, но и в игру go, где решения, считалось, невозможно предсказать!

На наше счастье, такое поле, где компьютер пока бессилен, есть. Это – творчество, и в частности – ИСКУССТВО. Удивительно, но факт. Оказывается, именно способность человека к творчеству отличает его и от животных и от искусственного интеллекта! И вовсе не случайно эта область человеческой жизни самая неисследованная.

Искусство непостижимым образом развивает в человеке как ум, так и душу, дает возможность прочувствовать невероятную гамму эмоций. Причем независимо от того, слушатель ты или композитор, читатель или писатель, зритель или художник, – любое соприкосновение с искусством благотворно.

– Силу искусства просто невозможно переоценить в деле ВОСПИТАНИЯ, при «взращивании» в ребёнке Человека! «Культурный объём, который на протяжении жизни смог освоить человек, откладывается в его сознании, стиле поведения, системе отношений, словно на спиле дерева…» [2]

Это вопрос не знаний, а культурных генов. При распаде связи времен конфликт становится предельно жестким [3].

Доктор психологических наук А. Г. Асмолов

– Именно искусство способно сделать нас СЧАСТЛИВЫМИ. Человек счастлив, и когда творит сам, и когда наслаждается творчеством других!

Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют [4].

А. П. Чехов

– Наконец, искусство раскрывает и развивает в человеке КРЕАТИВНОСТЬ, а она является необходимым условием его будущей успешности. Креативность – это творческие способности человека, но они характеризуют его готовность к созданию принципиально новых идей, его способность отклониться от стандартных схем мышления. И совсем не случайно развитые страны на изучение человеческого мозга тратят сейчас сотни миллиардов (!!!) долларов. Их можно понять! Если именно творческие люди определяют развитие нашей цивилизации, то тот, кто разгадает их код, будет править миром!

Все знают фразу Алисы: если хочешь оставаться на месте, ты должен очень быстро двигаться. Но те, кого мы обгоняем, тоже бегут. Если мы будем догонять Силиконовую долину, или вообще США – это безумный шаг… они тоже искусные бегуны. Догонять не нужно вообще – надо бежать другой дорогой… нужно искать другие ходы.

люди искусства владеют другим типом мыслительной деятельности. Они и делают те самые другие ходы, это не ходы алгоритмов, их очень трудно подсмотреть…[5]

Нейробиолог, дважды доктор наук, профессор СПБГУ Т. Г. Черниговская

Итак, искусство – это та область, которую в срочном порядке должен осваивать современный человек, чтобы не «расчеловечиться», во-первых, иметь возможность быть счастливым, во-вторых, и не отстать от времени, в-третьих. И с этой точки зрения содержание образования сегодня должно быть пересмотрено! Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании основных качеств личности, в ее саморазвитии, самопознании, самовоспитании, самооценке. «Превращение человека в мешок по сбору информации – вещь бессмысленная» [6]. Гуманизация образования – это требование времени, «это не выдумки ученых и не очередная кампания, это выстраданная потребность человечества, мечтающего о счастье, добре и красоте [7].

А что на повестке дня в современной школе? Ровно наоборот: все, что связано с технологиями и наукой! Мы открываем инженерные, химико-биологические, физические классы, а «инженерия человеческих душ» в нашу прагматичную эпоху кажется всем атавизмом. Предметы, связанные с искусством непосредственно – музыка и ИЗО – в число основных не входят. Так было во все времена и повсеместно! Это я, как учитель музыки, знаю не понаслышке. И не удивительно, что нас окружает общество потребления, которому нет никакого дела ни до Айвазовского, ни до Чайковского! Присмотритесь: в наши школы приходят дети, абсолютно уверенные в том, что роль искусства – развлекать публику. Они видят эту роль лишь прикладной, вспомогательной, а она меж тем – главная, СПАСИТЕЛЬНАЯ!!! Что же удивляться агрессивности и жестокости молодого поколения?! А между тем именно искусство способно раскрасить те самые однотонно серые школьные будни и победить ту самую невыносимую скуку, с описания которых начали мы эту статью. КАК? Об этом – в следующей главе! И тоже не понаслышке.

Если по порядку…

Вы все на свете найдете

В коробке с карандашами.

Когда рисовать начнете,

Вы это поймете сами.

Слава богу, есть в нашей стране люди, пытающиеся на основе главных тенденций развития человечества в XXI веке выстраивать концепцию опережающего образования. И в основе их новой модели в центр общественных приоритетов вполне закономерно перемещаются культура и искусство. Причём отрадно, что поиски новых образовательных проектов отнюдь не ограничиваются теоретическими статьями. Кое-что удаётся воплотить и на практике. Так, например, ещё в 2010 году новосибирский «Городской Центр Изобразительных Искусств» (ГЦИИ) разработал Программу деятельности опытно-экспериментальной площадки «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие учащихся через визуальное искусство». Разработчики этой программы предложили создать единое культурно-образовательное пространство, которое в воспитании и образовании позволит объединить усилия самых разных людей – художников и музейных работников, искусствоведов и психологов, педагогов и родителей.

Заметим, что создание этой программы – свидетельство чрезвычайно важного сдвига в коллективном сознании. Наконец к обществу приходит понимание того, что с многочисленными вызовами, которые бросает время, школа в одиночку ни за что не справится. Даже объединенные усилия не гарантируют успеха, но они хотя бы дают школе шанс сохранить статус одного из самых значимых социальных институтов.

Наш коллектив включился в деятельность вышеупомянутой экспериментальной площадки в 2011 году. Мы с ребятами (15 пятиклассников и 15 девятиклассников) стали регулярно приезжать на занятия в ГЦИИ, где знакомились с творчеством различных художников, посещали выставки живописи и фотографии, пробовали рисовать сами. Школьникам эти поездки очень нравились. Ещё бы! Разве самостоятельно или с родителями они столько раз выбрались бы в музей или картинную галерею? По свидетельству родных, дети с удовольствием делились впечатлениями дома. А проявление эмоций – верный признак интереса!

Постепенно наша группа увеличилась до 45 человек. Стали заметны приятные изменения в поведении ребят: они стали увереннее в себе, научились прислушиваться к мнению собеседников, внимательнее относиться друг к другу. Вдруг появился интерес к конкурсам. И вот ведь удивительно: дети, никогда не посещавшие художественной школы, стали в этих конкурсах выигрывать!

Дальше – больше! В основание создаваемой ГЦИИ организационно-педагогической системы лег принцип СОБЫТИЙНОСТИ. А событие – это всегда результат ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и СО-БЫТИЯ взрослых и детей. Так вот главной деятельностью и со-бытием для нас стала организация выставок! Прежде всего в нашей, 197-ой школе. Совместно с сотрудниками ГЦИИ мы торжественно открыли школьную картинную галерею, и обновление её экспозиции стало явлением постоянным:

2015 г. – открытие галереи «Встреча с шедеврами».

2016 год:                                                                                               

– творческая встреча с ветераном Великой Отечественной войны, народным художником России В. К. Чебановым, на выставке которого было представлено тридцать оригинальных работ о войне;

– экспериментальная художественно-образовательная выставка «Встреча с Шедеврами» (в её работе принимал участие целый ряд взрослых специалистов: М. Назимко – менеджер отдела просветительских проектов, художник-иллюстратор; И. Петрова – начальник отдела просветительских проектов; художник А.И. Таиров; руководитель творческого объединения художников Туапсе А. А. Прусов; тележурналисты);

– выставки-конкурсы «Диалог с литературным героем» и «По страницам Новосибирска» (приняли участие учащиеся из 22 классов, более 100(!) ребят награждены сертификатами и дипломами ГЦИИ).

2017 год:

– художественно-образовательные выставки «Диалог культур» и «Мой Новосибирск» (к кураторам проекта – специалистам центра – присоединился директор Гёте-института в НовосибирскеПетер Штефани);

– «Встреча с мировыми шедеврами» – выставка репродукций из архива МБУК ГЦИИ;

– конкурсная выставка «Зачем стучит Сердце?» – совместная выставка работ начинающих и профессиональных фотохудожников.

2018 год:

– «Искусство летать» – авторская выставка члена Союза художников России и Международной Федерации художников Евгения Баранова;

– конкурсная выставка «Чудеса света» – работы учащихся – победителей конкурса, репродукции работ художников-путешественников;

– выставка дипломных работ выпускников Новосибирского государственного художественного училища.

Каждую из выставок посетили не менее 2000 человек – школьники, педагоги, родители. За организацией каждой – огромный коллективный труд, в процессе которого территория школы постепенно превращалась в культурно-образовательное пространство, а дети и взрослые оказывались «связаны одной цепью». Достаточно посмотреть, какая впечатляющая работа была проделана в школе!

https://vk.com/album-6082527_221067025

https://vk.com/album-6082527_238914343

https://vk.com/album-6082527_247751673

С 2015 года мы стали полноправными участниками деятельности городской инновационной площадки, реализующей этот интересный проект. Был составлен договор с ГЦИИ, определен возраст участников, написан наш проект, в котором были обозначены цели, задачи и способы его реализации.

Как любое настоящее, живое дело, наша художественная деятельность притягивала всё новых участников. Всё большее количество школьников помогало в организации выставок, всё с большим интересом посещали эти выставки родители, всё больше взрослых – профессионалов – помогало нам в реализации амбициозных планов. Если бы несколько лет назад нашим ребятам кто-нибудь сказал, что они на равных будут работать с настоящими архитекторами и художниками из другой страны, они бы, наверное, не поверили…

А между тем с 31 октября по 7 ноября 2017 года в выставочном пространстве школьной картинной галереи был реализован новый проект – «Неделя перемен в школе 197». Задача была поставлена не из простых: исследование творческого потенциала школьного пространства и художественное на него воздействие! В «Воркшопе» были задействованы учащиеся 7-8 классов и преподаватели школы № 197, студенты НГУАДИ, НГПУ, НГХУ, специалисты МБУК ГЦИИ, специалисты Гёте-Института в Новосибирске, команда представителей архитектурной группы «Raumlabor» (г. Берлин, Германия). С такой серьёзной компанией мероприятие было обречено на успех!

Потом, воодушевлённый результатом, наш коллектив стал вырабатывать план все большего охвата детской аудитории. Мы стали приобщать ребят к культурному наследию на самых разных уроках! Была создана специальная программа развития школы (тема «Технология проектирования современного урока в условиях ФГОС ООО»), проведены практические семинары и мастер-классы.

Потом было представление нашего опыта на Сибирской ярмарке «УчСиб-2018» и Малая золотая медаль…

Сколько таких «потом» в будущем, я не знаю! Но в том, что они будут, никто из моих коллег не сомневается. Как и в том, что массовое приобщение ребят к искусству значительно изменило жизнь нашей школы…

Если обобщить…

Художник не подсматриватель жизни,

а сам её творенье и творец.

Евгений Евтушенко

Итак, время предъявляет школе новые требования: наш выпускник должен быть способен быстро и адекватно реагировать на все изменения вокруг, анализировать возникающие проблемы и предлагать свои решения. Новые и нестандартные, как и сами проблемы. На все вышеперечисленное способен только человек творческий, самостоятельный в познавательной и практической деятельности и (обязательно!) нравственно ответственный. Формирование такой личности и есть цель современного воспитания.

Творческие люди … это особые люди не в рамках… Знание того, как люди творческие умудряются, по сути дела, создавать все наши цивилизации – это вопрос, стоящий сегодня на повестке дня [8].

Т. Г. Черниговская

Как воспитать такого человека? Полно на этот вопрос ещё никто не ответил. Но что можно сказать однозначно? Такую личность невозможно воспитать без создания в школе особого, воспитательного пространства! И опыт школы, в которой я работаю, на практике подтверждает этот тезис.

Какие принципиальные моменты при этом хочется выделить особо?

Воспитательное пространство

– это среда, главным механизмом организации которой является СОБЫТИЕ! [9];

– это место, где ребёнку предоставляется ВОЗМОЖНОСТЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ и тем самым обеспечивается главное – его субъектность;

– это место, где у ребят формируется ПОТРЕБНОСТЬ В САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ;

– предоставляет возможности РАЗНОВОЗРАСТНОГО ОБЩЕНИЯ;

– дает возможность родителям стать РАВНОПРАВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ школьного воспитательного процесса;

– объединяет усилия ВСЕХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР;

– привлекательно для детей, потому что затрагивает их ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ [10].

О двух последних положениях хочется сказать отдельно. В деле воспитания общество должно объединить свои усилия: в одиночку школа не способна воспитать творческую личность.

Нашему коллективу крупно повезло: нам на помощь пришли специалисты из ГЦИИ, НГПУ и т.д. Нам повезло и в том, что наши творческие коллективные дела были связаны с искусством. Ведь радость сотворчества несравнима ни с чем. Порой она связывает гораздо сильнее, чем родственные узы: соединяет навсегда, ликвидируя то непонимание, что возникает между поколениями отцов и детей, между педагогами и учениками, между сверстниками из разных классов и социальных групп.

В результате общей деятельности пространство постепенно расширяется, и возникает «событийная ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ» [11]. Это уникальное образование, основными признаками которого являются:

– добровольность участия,

– равенство в возможности проявить себя,

– общие цели и ценностно-смысловое пространство,

– доверие друг к другу,

– эмоциональная окрашенность деятельности как ВЫХОД ИЗ ПОВСЕДНЕВНОСТИ [12].

Благодаря общим усилиям будни перестают быть серыми!

Только тогда, когда искусство «пронзит» всю систему образования, оно станет той сферой, где рождаются ценностные и целостные миры [13].

А. Г. Асмолов

Таким образом, через приобщение к искусству, в процессе деятельности, в рамках детско-взрослой общности, в поле единого пространства мы можем воспитать счастливого человека. А разве не для этого мы приходим в школу?!

Литература

1. Черниговская Т.Г. Главная беда современного ребенка — в тщеславных родителях. – 2018

2. Черниговская Т.Г. Немного детской психологии https://www.babyblog.ru/momlife/ru/post/5bc47e0447da0014a2183e47-nemnogo...

3. Асмолов А.Г. Психология, искусство, образование. // Искусство в школе. – 1993. – № 9

4. Чехов А.П. Чайка

5. Черниговская Т.Г. Чему учить современных детей и как выживать в нечеловекомерном мире. – 2018.

6. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.

7. Программа деятельности межведомственной сетевой опытно-экспериментальной коммуникационной площадки. Непрерывное духовное,

художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство. Новосибирск. –2011.

8. Черниговская Т.Г. Чему учить современных детей и как выживать в нечеловекомерном мире. – 2018.

9. Селиванова Н.Л. От воспитывающей среды к воспитательному пространству. //Вопросы воспитания. – 2011. –№2. – 144 с.

10. Нечипоренко Т.И. Создание воспитательного пространства как необходимое условие успешной деятельности классного руководителя. //Классный руководитель. – 2016. – №1. – 109 с.

11. Демакова И.Д. Со-бытие детей и взрослых во внеучебной деятельности. //Вопросы воспитания. – 59 с.

12. Нечипоренко Т.И. Создание воспитательного пространства как необходимое условие успешной деятельности классного руководителя. //Классный руководитель. – 2016. – №1. – 118 с.

13. Асмолов А.Г. Наперекор оппозиции души.

Количество просмотров: 10147  

Комментарии

Спасибо за интересный материал!
Прекрасная статья!
очень интересная статья.
Важная тема, спасибо за труд.
Очень интересно и необычно. Побольше бы таких творческих площадок и учителей энтузиастов!
Очень правильно приобщать детей к миру прекрасного! Пусть это будет живопись,театр,музыка... Ребёнок потянется к тому,что ему ближе по духу,характеру,темпераменту.Главное показать ему дорогу в этот мир. Спасибо за интересную статью!
очень интересная тема,

Страницы

Добавить комментарий

1. Сибирский турнир юных физиков: за и против
2. Взаимодействие с социальными институтами как средство формирования модели выпускника в условиях полиэтнической школы
3. Сотрудничество семьи и школы в процессе социализации личности ребенка
4. Формирование инженерно-технических компетенций через реализацию дополнительных общеобразовательных программ
5. Формирование предметных и надпредметных навыков при обучении английскому языку учащихся IT-классов в условиях требований к специалисту ближайшего будущего
6. Живописцы, окуните ваши кисти: к вопросу о создании в школе культурно-образовательного пространства
7. Новые возможности формирования у детей с нарушениями слуха основ мировосприятия через сетевое взаимодействие
8. Проектная деятельность по английскому языку
9. Молодым везде у нас дорога…
10. Средства реализации личностно ориентированного обучения
11. Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей с ОВЗ
12. Формирование в процессе обучения английскому языку учащихся IT-классов надпредметных навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности
13. Особенности работы с мемуарной литературой при изучении курса истории России XIX века (8 класс)
14. Проблемы трудоустройства выпускников факультета «Непрерывное сестринское образование» с ограничением по зрению
15. Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников
1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы