Конкурс чтецов «Зимушка-зима»
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция с другими образовательными областями: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: создание условий для речевого развития и формирования социально-коммуникативных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие
1. Обучение детей приёмам интонационной выразительности речи, умению делать паузы, менять темп речи, регулировать силу, высоту, тембр голоса, контролировать речевое дыхание.
2. Сформировать представление о правилах этикета во время своего выступления и слушания выступлений других участников.
3. Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни людей в зимнее время.
4. Познакомить детей с новосибирским поэтом Анатолием Горовым.
Развивающие
1. Развивать эмоциональную выразительность речи, артистические способности детей.
2. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, произвольное поведение.
3. Развивать координацию речи с движением.
4. Развивать навыки диалогической речи при живом общении с поэтом.
Воспитательные
1. Воспитывать эстетические чувства при восприятии поэтического слова, классической музыки, живописи.
2. Воспитывать интерес к поэзии, музыке, живописи.
3. Воспитывать уважительное отношение к выступлениям своих сверстников, толерантность, умение соблюдать правила этикета.
4. Воспитывать чувство уверенности в себе.
Демонстрационный материал и оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедийная панель, презентация слайдов с произведениями живописи на тему «Зима», аудиозапись музыкальных произведений П. Чайковского и А. Вивальди из серии «Времена года», Г.Свиридова «Метель».
Методы обучения: словесный, наглядный.
Предварительная работа: выбор текстов стихотворений, обсуждение с детьми содержания стихотворения, объяснение и уточнение смысла поэтических сравнений и образов, заучивание текстов, работа над интонационной выразительностью, подготовка музыкальных аудиофайлов, создание презентации с произведениями живописи на тему «Зима».
Ход конкурса: Под торжественную музыку дети входят в зал, садятся на стульчики.
Ведущий. Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Я рада приветствовать всех на нашем зимнем поэтическом вечере. Сегодня мы вспомним прекрасные моменты зимушки-зимы, полюбуемся зимними пейзажами русских художников, послушаем выразительное чтение стихов замечательных русских поэтов, и узнаем, у кого из ребят это получится лучше других. Оценивать выступления будет наше жюри: Ирина Анатольевна Незнамова, заведующая детской библиотекой имени Братьев Гримм, новосибирский поэт Анатолий Горовой и учитель-логопед Татьяна Сергеевна Мамичева.
Поэзия – чудесная страница,
Для нас сегодня открывает дверь.
И чудо пусть любое сотворится!
Ты, главное, в него все сердцем верь!
Любовь и красота природы,
Дорога сказок. Мир – любой!
Подвластно всё поэзии,
Попробуй!
И дверь в её страну открой!
(Е. Некрасова)
1. Восторженные чувства вызывает начало зимы. Первый снег самый чистый, самый белый, самый долгожданный и радостный. Стихотворение «Первый снег» написала Евгения Трутнева. А прочтёт его Ульяна Шульга.
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый.
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
На заборах, на крылечке
Все блестит и все бело!
Нет свободного местечка-
Всюду снега намело.
Нарядилась и рябинка
В белый, праздничный наряд,
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.
2. Весело встречает русский народ зиму, и не боится трескучих морозов! В стихотворении Ивана Никитина «Встреча зимы» так и говорится: «Здравствуй, гостья-зима!» Исполнит это произведение Маша Кутина.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас-
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать-
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
3. А снежок порхает, кружится, словно белые мухи летают над землёй. Я приглашаю выступить Алёну Зубенко. Она выучила стихотворение Зинаиды Александровой «Снежок».
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня- посмотри!
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок скрипит под лыжами,
Летит, как легкий пух,
И ловит Жучка рыжая
Веселых белых мух.
4. Начало зимы примечательно обильными снегопадами. Снег покрывает землю, точно белым одеялом. Вся природа засыпает крепким, непробудным сном. О приметах зимы расскажет Лиза Колмыкова. Она приготовила стихотворение Ивана Сурикова «Зима».
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою,
Все его одело.
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
5. Снегопад завораживает своей красотой. Особенно красивы зимние вечера. Я приглашаю выступить Вадима Хилиниченко. Его стихотворение называется «В вечернем парке городском…» А написал это стихотворение наш гость – поэт Анатолий Горовой.
Укрыли хрупкие снежинки
Букет увядших жёлтых трав,
В заиндевелой сонной дымке
Ковёр белёсый разбросав.
Ещё не вытоптан следами
И чист холодный мягкий снег…
А в тихом парке, словно в Храме,
Смотрел на небо человек.
Он руки в стороны раскинул
И совершал смешной обряд:
В свинцово-серые глубины
Подняв восторженно свой взгляд,
Ловил движением неловким
Снежинки, словно в детстве, ртом…
А снег всё шёл без остановки
В вечернем парке городском…
Снегопад – это очень красивое природное явление. Так и хочется поймать в ладошки красивые снежинки и рассмотреть их поближе. Предлагаю поиграть в игру «С неба падают снежинки»
С неба падают снежинки, (Сжимать и разжимать кулачки.)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками (Поднимать руки ладонями вверх.)
И покажем дома маме. (Ладошки «подносиком».)
А вокруг лежат сугробы, (Наклониться вперёд, вытянув руки,
Снегом замело дороги. делать движения руками в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба с высоким подниманием колен.)
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет, (Прыжки.)
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну, а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Садятся на стулья.)
6. Многие поэты изображают природу зимой в образе зимнего сна. Именно об этом говорится в стихотворении Нины Лямаевой «Берёзка», которое выучила Катя Свидерская.
Наклонилась берёзка седая,
Снег рассыпался белым ковром.
Голубые снежинки, летая,
Все в пушистый сбиваются ком.
Всё заснуло: и тёмные почки,
И река, и деревья мои…
И, нахохлившись, будто комочки,
На заборе сидят воробьи.
Посинело, промёрзло оконце.
Подо льдом спит спокойно река.
И большое морозное солнце
Затерялось в больших облаках.
7. Стихотворение с похожим названием есть и у другого русского поэта – Сергея Есенина, который очень поэтично описывает красоту заснеженной берёзы. Его прочтёт Соня Воробьёва.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром
Н пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
И заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
8. Заснеженные инеем деревья очень красивые! Лес становится похож на зимнюю сказку. О таком лесе Алиса Мордачева прочитает стихотворение Сергея Есенина.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку…
9. Всё сильнее зимний мороз, упрятал под лёд реки и озёра. А на оконных стёклах нарисовал удивительные узоры, похожие на букеты цветов. Лера Байкова расскажет стихотворение Фёдора Бобылёва «Зима».
Под лед запрятала зима
Озера и пруды.
Надела шапки на дома,
Попудрила сады.
На зорьке утренний мороз
В дремотной тишине
Старательно букеты роз
Выводит на окне.
Много снега приносит нам Зимушка-зима. Я предлагаю вам поиграть и слепить снежок. Подвижная игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят» снежок.)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг ладонями.)
И совсем-совсем несладкий. (Погрозить пальчиком.)
Раз – подбросим. («Подбрасывают снежок», смотрят вверх.)
Два – поймаем, (Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)
И сломаем. (Топают.)
10. Много зимних забав дарит нам зима. Вот послушайте, какая история случилась с одним лыжником.Её описал поэт Александр Береснев, а расскажет про неё Майя Ромах.
Шли за мною до березки
Параллельные полоски.
А с горы, спускаясь вниз,
Вдруг они пересеклись.
Хохочу в сугробе я:
Это не потеха ли –
Лыжи дальше без меня
Под гору поехали.
11. Кто-то любит лыжи, а другим нравится кататься с горы на санках. Об этом говорится в стихотворении Александра Прокофьева, которое подготовил Глеб Постников.
Как на горке, на горе,
На широком на дворе:
Кто на санках, кто на лыжах,
Кто повыше, кто пониже,
Кто потише, кто с разбегу,
Кто по льду,
С горки – ух!
На горку – ух!
Бух! Захватывает дух!
12. Ну, а кто не хочет упасть с крутой горки, тот займётся зимой строительством ледяной крепости. Я приглашаю Егора Кожевникова рассказать о строительстве снежного дома. Написала это стихотворение Ольга Жук.
Ну-ка, в руки снежный ком!
Будем строить снежный дом.
Мы польём его водой –
Дом наш будет ледяной.
Ком за комом мы кладём,
Вырастает снежный дом.
Давайте вместе поиграем и вспомним ещё раз наши зимние забавы.
Мы зимой в снежки играем, (Имитация движений по тексту
По сугробам мы шагаем, в ритм стихотворения.)
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду летим.
И снегурку лепим мы.
Гостью-зиму любим мы! (Ритмичные хлопки в ладоши.)
13. А за что ещё мы так любим зимушку? Ну, конечно же, за то, что зимой бывает самый любимый праздник всех людей – Новый год! Я приглашаю длявыступления Рому Каплю. Его стихотворение называется «Метель». А написал его Владимир Кондратьев.
Смеётся и хохочет метель под Новый год:
Снег опуститься хочет, а вьюга не даёт.
И весело деревьям и каждому кусту:
Снежинки, как смешинки, танцуют на лету.
А сейчас я предлагаю вам послушать, как изображает метель в музыке композитор Георгий Свиридов. Вальс «Метель».
14. После Нового года начинаются метели и растут сугробы, словно снежные перины. Ксюша Бутенко расскажет стихотворение Самуила Маршака «Вьюга».
Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
15. Часто зимой небо бывает затянуто тучами, идёт снег, а холодные ветры поднимают метели и вьюги. О зимней непогодице нам прочитает Ваня Ноль.
Зашумела, загудела в поле непогода.
Застелилась белым снегом гладкая дорога.
Белым снегом застелилась, не осталось следа.
Поднялась метель да вьюга, и не видно света.
Слайд «Зимняя буря» Зимняя непогода хорошо изображена в музыке итальянского композитора Антонио Вивальди из серии «Времена года»
16. А бывают зимой такие дни, когда стихают сильные бураны, но лёгкий ветерок гонит по земле позёмку. О том, как завывает позёмка, прочитает Алиса Полянская.
Метёт, метёт позёмка
Морозным вечерком.
Повизгивает тонко
Обиженным щенком.
То вдруг угомонится
И ластится у ног,
То белокрылой птицей
Несётся вдоль дорог.
17. Во время снегопада людям приходится брать в лопаты и расчищать дорожки. Об этом нам расскажет Дамир Гилемханов в стихотворении Марии Познанской «Снег идёт».
Тихо-тихо снег идёт,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стёжку проведём.
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»
18. Зимой во время морозов и снегопадов нелегко приходится птицам. Послушаем стихотворение Виктора Суслова «Воробей», его подготовила Полина Козеренко.
Скрипит снежок на улице.
Мороз стучится в дом.
И воробей ссутулился
На ветке за окном.
Чирикнет и кивнёт в окно.
Что надо? Не пойму…
Наверно, очень холодно
Без валенок ему.
Давайте представим себя маленькими замёрзшими воробышками.
Речевая подвижная игра «Воробей»
Скачет, скачет воробей, (Прыжки на двух ногах.)
Кличет маленьких детей:
– Киньте крошек воробью – (Пальчиками «покрошить» хлеб.)
Я вам песенку спою. (4 ритмичных хлопка в ладоши.)
Чик-чирик! (3 быстрых хлопка в ладоши.)
Киньте просо и ячмень – («Крошим» пальчиками.)
Буду петь вам целый день. (4 ритмичных хлопка в ладоши.)
Чик-чирик! (3 быстрых хлопка в ладоши.)
19. О том, что нужно помогать птицам в зимнее время, написал поэт Александр Яшин. Это стихотворение исполнит Настя Копылова.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
20. А теперь мы заглянем в зимний лес. Я приглашаю Катю Васильеву рассказать стихотворение Евгении Трутневой о том, как прячется в снегу заяц от хитрой лисицы.
У осинок кто ходил?
Кто по снегу наследил?
Чует хитрая лисица –
Заяц где-то здесь таится!
А зайчишка – ни гу-гу!
перед ней сидит в снегу.
Зайца в беленькой шубейке
Не найти лисе-злодейке.
21. Глубокие сугробы для многих обитателей леса становятся надёжным убежищем. Послушаем стихотворение Александра Береснева, которое подготовила Лиля Нигматулина. Оно называется «Снежная спальня»
В декабре пришли морозы,
Иней, словно кружева.
Грузно падают с берёзы
В пышный снег тетерева.
В снежной спальне сладко спится:
Здесь тепло, мороз не жжёт,
Даже хитрая лисица
Их под снегом не найдёт!
22. Долго зима гостит в наших краях. Заботится о деревьях, укрывает их своим снежком, но пройдёт её пора, и на смену ей придёт красавица-весна. Я приглашаю Митю Епифанцева прочитать стихотворение о зиме-рукодельнице, которое написала Елена Явецкая.
Снова в заботах зима-рукодельница –
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям – пушистые шапки,
Ёлочкам – варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
– Ах, поскорее весна бы настала!
Ведущий. Действительно, загостилась у нас зима. Три долгих зимних месяца: декабрь, январь, февраль. И сегодня наступил последний день зимы. Мы прощаемся с ней и говорим «До свидания, зимушка! Спасибо тебе за зимние радости! До следующего года! Уступай дорогу весне!» Завтра мы проснёмся и скажем: «Здравствуй, весна-красна!» Будем заклички петь, весну встречать да Масленицу праздновать. А теперь пришло время подвести итоги нашего конкурса. Я предоставляю слово нашему жюри. (Члены жюри высказывают свои впечатления и вручают детям грамоты за выступления. Анатолий Горовой читает для детей своё стихотворение. Ребята задают вопросы поэту. В заключение встречи ведущий предлагает всем выйти на коллективное фотографирование.)
Количество просмотров: 2325 |
Добавить комментарий