Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше»

 
 

Воронова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 78 г. Новосибирска

 

Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше»

Найти церковь Вонифатия Тарсийского неместным в нашем микрорайоне среди многоэтажных коробок не так-то просто. А наши ребята знают эту церковь, посещают её с удовольствием, заходят, как в родной дом, без боязни, на встречу с батюшкой.

Приход Вонифатия Тарсийского в городе Новосибирске на Столетова, 17 – это бывший небольшой детский садик, построенный в 50-х годах XX века. При Советском Союзе детский сад находился в ведомстве завода. Завод обанкротился, и детский сад закрыли. Затем предприимчивые коммерсанты здание превратили в кабак с торговлей алкогольными напитками. Питейное дело на жилмассиве отразилось негативно. По просьбе местных жителей и ходатайству архиепископа Тихона администрация Новосибирской области «убитое в хлам» сооружение с заколоченными окнами передало в безвозмездное, бессрочное пользование под организацию часовни. После передачи одноэтажного здания в 2008 году верующими и благотворителями был организован масштабный ремонт сооружения, после чего в приходе начали вести богослужения. Настоятель храма Святого мученика Вонифатия – протоиерей Виталий Антонов.

В прошлом году мы с ребятами поближе познакомились с храмом, приняли участие в рождественском концерте. В День празднования православной книги ребята узнали об истоках письменности в России и появлении книгопечатания, увидели редкие старинные книги, познакомились с «Кириллицей». В заключении попробовали свои силы в написании и украшении буквиц. В праздник 40 Севастийских мучеников узнали историю праздника, испекли «жаворонков» для себя и своих родных. В страстную субботу перед Пасхой настоятель храма рассказал ребятам о событиях Великой субботы, о пасхальных символах, о последних днях жизненного пути Иисуса Христа, о его чудесном воскресении, о пасхальной трапезе и составе её блюд. Затем дети перешли к практическому занятию по изготовлению и выпечке пасхального кулича. Каждый ученик унёс свой кулич домой.

Празднование Пасхи в классе переросло в комплекс коллективных творческих дел, который я представляю в данной разработке.

Взаимосвязь учебной, внеурочной, внешкольной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальной школе, что создает дополнительные возможности для освоения учащимися знаний по курсу «Православие», христианского духовно-нравственного воспитания школьников. Внеурочные мероприятия служат для более детального раскрытия темы.

Организация внеурочной работы в начальной школе учитывает психофизиологические особенности младших школьников. Детей этой возрастной группы интересует сам процесс получения знаний. И чем он разнообразнее и ярче по содержанию, чем меньше обязателен, тем эффективнее воспринимается материал.

Цель комплекса воспитательных событий: формирование общечеловеческих духовных ценностей на примере знакомства с традиционным праздником Пасхи.

Задачи:

1) Проверить знания детей по историю православной Пасхи, традициям, обрядам, символике, угощениям и народным гуляниям в преддверии праздника.

2) Познакомить учащихся с техникой папье-маше. Смастерить с детьми тарелочки, используя их в пасхальной семейной фотооткрытке.

3) Изучить с ребятами ассортимент кондитерских украшений для кулича, привлечь их к самостоятельной росписи верхушки пасхального хлеба.

4) Формировать нравственные ценности, первоначальные трудовые навыки, развивать творческие способности, эмоциональный интеллект, умение дарить радость, комфорт, положительные эмоции другим людям.

Планируемые результаты:

Личностные:

– знакомство с традициями своего народа;

– формирование чувства гордости за свою Родину; единства с её традициями;

– воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

– формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

– адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

– готовность слушать собеседника, вести диалог;

– определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

– знакомство с основами православной религиозной морали;

– формирование первоначальных представлений о празднике Пасха;

– осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Термины и понятия, вводимые на внеклассном мероприятии: Голгофа, плащаница, крашенки, писанки, Понтий Пилат, Мария Магдалина, вознесение, папье-маше, маширование.

Комплекс воспитательных событий

«Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше»

Форма воспитательных событий, продолжительность по времени

Межпредметные связи, примерные даты в 2024 году

Содержание

Оборудование

1

Интерактивная викторина

«Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Ликуют ангелы с небес!»

(30 минут)

Работа в группах

ОРКСЭ «Пасха»

15 апреля

Главный продукт данного комплекса воспитательных событий: расписанные тарелочки в технике папье-маше к семейной Пасхе. Детям об этом сообщается на первом мероприятии.

Прежде чем мастерить тарелочку из бумаги, необходимо определить уровень знаний о православном празднике. По курсу ОРКСЭ в 4 классе тема «Пасха» изучается в конце первой четверти. Поэтому викторина (см. приложение в конце статьи) поможет вспомнить ключевые моменты, термины по теме, определить лидеров-знатоков, выявить пробелы в знаниях. Накануне ребята могут пересмотреть информацию по Пасхе.

Весь класс можно разделить на 5 групп. Ребята по очереди выбирают любой вопрос из 30. Время на размышление – 15 секунд. Далее на слайде появляется правильный ответ, который даёт право на жетон. Лучшая команда может быть награждена по итогам викторины.

Приложение. Презентация к викторине

Для учителя: интерактивная презентация, жетоны, сувениры для награждения

2

Мастерские по изготовлению тарелочек в технике папье-маше

(две по 40 минут)

технология

16 и 18 апреля

1 этап – маширование (наклеивание рваной бумаги слоями, используя вазелин и клейстер)

2 этап – просушивание

Для детей:  белые тетрадные листы, газетная бумага, вазелин, клейстер, вода

3

Мастерские по росписи тарелочек в технике папье-маше

(две по 40 минут)

ИЗО

23 и 25 апреля

3 этап – окрашивание белой гуашью

4 этап – наложение пасхального узора

5 этап – выставка работ

Для детей:  обязательная белая гуашь, цветная гуашь, кисти

4

Экскурсия в храм и практическое занятие

(60 минут)

ОРКСЭ «Храм», профориентация

4 мая

 

7 этап – посещение Храма во имя святого мученика Вонифатия Тарсийского, практическое занятие по изготовлению и выпечке пасхального кулича, знакомство с профессией «кондитер»

Работники нашего храма заранее приготовили для ребят тесто, формочки, кондитерские украшения. Кухня храма оснащена хлебопекарными мини-печками.

Для детей: фартук, платок

5

Акция «Поздравление добрых людей со Светлым праздником!»

в домашних условиях

 

ОРКСЭ «Семейные традиции», профориентация

5 мая

8 этап – создание и размещение поздравительных открыток для учащихся и родителей в мессенджере WhatsApp с использованием тарелочек, расписанных к Светлому празднику Пасхи, и семейных пасхальных блюд; знакомство с профессиями «режиссёр-постановщик», «фотограф»

Для детей:  семейные блюда к Пасхе, кулич из храма, тарелочки с пасхальной росписью

6

Заключительный форум «Неделя святая – славная, великая, радостная»

(40 минут)

ОРКСЭ

6 мая

Итоговое мероприятие, где ребята высказывают своё мнение обо всех этапах большой комплексной работы, делятся семейными празднествами Пасхи, удивляют новыми знаниями. Ребята определяют, какая фотооткрытка и почему получилась более удачно.

Во второй половине Форума можно устроить игры и забавы с яйцами по командам, а также обмен яйцами. Источник: https://foma.ru/prokati-zakruti-razbej-ne-beri-desjat-detskih-igr-s-pashalnymi-jajcami.html.

Форум заканчивается просмотром фильма, в котором представлена вся творческая работа данного внеклассного мероприятия (Приложение. Фильм)

Для детей: по 2 яйца дети приносят из дома (одно – для игры, другое – для дарения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для учителя: фильм

Назвать праздник Пасхи даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры.

И почему-то Светлое Христово Воскресение – особо радостный праздник именно для нас, русских, всех тех, кто живет на просторах и по устоям Русской цивилизации. Почему? Читаем Николая Васильевича Гоголя: «В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул. Это восклицанье «Христос Воскрес!», которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуй, который только раздается у нас. Только в родной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!»

А значит мы, учителя, должны очень эффективно и честно подходить к проведению мероприятий духовно-нравственной направлености. Только комплекс качественных воспитательных событий позволит рассмотреть любую тему основательно. Такой подход оставит глубокий след в памяти и незабываемые впечатления в душе, сформирует духовные ценности.

Духовные ценности помогают человеку занимать активную творческую жизненную позицию, ведут его к самоотдаче, ответственности и самопожертвованию ради других людей. Человек избирает места пребывания, круг общения и источники получения информации. Духовные ценности позволяют человеку сохранить истинную красоту души и индивидуальность независимо от обстоятельств и событий.

Приложение

Интерактивная викторина «Христос Воскрес! Христос Воскрес! Ликуют ангелы с небес!»

вопросы

предполагаемые ответы

1

Сколько дней продолжается праздник Пасхи?

40

2

Как называется пост перед Пасхой?

Великий

3

Как звали ученика Христа, который его предал?

Иуда

4

Кто судил Иисуса? 

Римский наместник Понтий Пилат

5

Кто был распят вместе с Иисусом?

два разбойника

6

Как называется место, где был распят Иисус?

Голгофа, или Лобное место

7

На какой день после смерти на кресте воскрес Иисус?

на третий

8

Что такое плащаница?

льняное полотно, которым обернули тело Иисуса перед положением в гробницу в скале

9

Как называют яйца, окрашенные любым способом?

крашенки

10

Как называют яйца, окрашенные расписными узорами?

писанки

11

Церковно-славянское блюдо – пасха – непременный атрибут праздника. Из чего она изготавливается?

Из творога со сливками (сметаной), спрессованного в виде усеченной пирамидки

12

 Что такое Светлая неделя?

Светлая неделя – праздничная неделя, длившаяся от Пасхи до праздника Красной горки (первое воскресенье после Пасхи). Светлая неделя – начало, символ весеннего возрождения, обновления жизни

13

На Пасху ставили большие качели. Какой в это вкладывался смысл?

действие, изображающее подъём, активизирующее плодородные силы, положительно влияющее на урожай

14

А как называется предыдущее воскресенье перед Пасхой?

вербное

15

В западных странах традиции празднования связаны с маленьким животным. Что это за животное?

заяц

16

В какой день недели, предшествующей Пасхе, положено мыться и наводить чистоту в доме?

в четверг

17

Сколько раз нужно поцеловаться, поздравляя друг друга с праздником Пасхи?

три

18

Как называется традиционная выпечка, которую обычно готовят в субботу перед Пасхой?

кулич

19

Закончи: «В Рождество на крылечке, на Пасху у ___________»

у печки

20

С кем связана традиция красить яйца на Пасху?

с Марией Магдалиной

21

Как называется последняя неделя перед праздником Пасхи?

страстная

22

Что символизируют покрашенные на Пасху яйца?

жизнь и чудо

23

Как называется песнопение, в котором прославляется праздник Пасхи?

тропарь

24

Как называется огонь, который зажигается чудесным образом в Иерусалиме в храме Воскресения Христова в Великую субботу

благодатный

25

В какой день в храмах освящают куличи и яйца на Пасху?

в Великую субботу

26

С чего начинается пасхальная служба в 12 часов ночи?

с крестного хода вокруг храма

27

Что разрешается делать любому желающему в течение пасхальной недели во всех церквах?

звонить в колокола

28

Какой овощ используют для окраски яиц на Пасху?

лук

29

Что символизирует красный цвет пасхального яйца?

кровь Христа

30

Какое событие произошло на 40-й день после Пасхи?

вознесение

Количество просмотров: 461  

Добавить комментарий

1. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Игра и её значение в нравственном воспитании дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Осмысление собственного педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию сквозь призму изысканий К. Д. Ушинского ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Городской фестиваль «Династии Новосибирска-2023»: история семьи в истории города и страны ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. «Я и моя страна». Актуальные вопросы формирования детских сообществ в духе мира и добра ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы