Художественные формы письменной рефлексии. Синквейн

 
 

Леви Ольга Александровна,

учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ города Новосибирска «Гимназия № 9 имени
Героя Российской Федерации Немыткина Михаила Юрьевича»

 

Художественные формы письменной рефлексии. Синквейн

«Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн – это стихотворение из пяти строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» [1, с.37].

В настоящее время существует большое разнообразие синквейнов: традиционный, обратный, зеркальный, синквейн – бабочка, корона синквейнов, гирлянда синквейнов.

Использовать синквейны можно при изучении любого предмета. В своей педагогической практике я применяю эту форму рефлексии на уроках литературного чтения и окружающего мира, начиная со второго класса.

Пример из практики: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

Стадия рефлексии.

1. Обращаясь к ученикам, прошу записать три самых ярких запомнившихся образа: Индюк, Индюшка, Петух и т.д. Затем выделяется одно слово и подчеркивается.

2. Это слово станет названием стихотворения, которое предстоит сочинить.

3. Объясняю (напоминаю), как пишутся такие стихи:

1-я строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2-я строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3-я строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4-я строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5-я строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

4. Вместе с учащимися на доске составляем синквейн «Индюк», показывая приём набора лексики:

1-я строка: Индюк.

2-я строка: глупый, чванливый, ворчливый, важный, заносчивый.

3-я строка: гуляет, ворчит, зазнается, рассуждает, болтает, хвастается.

4-я строка: самая глупая птица в птичнике, ходит и ждет еды.

5-я строка: птица.

Затем записываем окончательный вариант:

Индюк

Глупый, заносчивый.

Ворчит, зазнается, рассуждает.

Самая глупая птица в птичнике.

Птица.

5. Учащиеся в паре пишут синквейн на тему «Индюшка».

6. Зачитывают примеры.

7. Предлагаю в качестве домашнего задания написать синквейн «Петух».

8. Прошу учащихся ответить на вопросы:

«Понравилось ли вам сочинять стихи?»

«Что показалось наиболее сложным? Что нужно для того, чтобы стало легче?»

Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь непросто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности [2, с.160].

Синквейны учеников 2 «В» класса

Индюшка

Скромная, добрая.

Кашляет, соглашается, восхищается.

Любила пожаловаться, походила на старушку.

Птица.

Зиновьева А.

Петух

Крикливый, задиристый.

Кричит, ссорится, клюётся.

Желает подраться со всеми.

Забияка.

Иванов Е.

Серая Шейка

Беззащитная, бедненькая.

Боится, дрожит, ныряет.

Серую шейку было жалко.

Утка.

Преснакова А.

Серая Шейка

Раненная, беззащитная.

Плавает, боится, переживает.

Она боролась до конца.

Утка.

Кутаков С.

Синквейны участников мастер-класса «Использование приемов письменной рефлексии на уроках литературного чтения» в рамках регионального семинара-практикума «Современные технологии в обучении младших школьников литературному чтению» (27.02.2014 год):

ФГОС

Новый, современный, утвержденный, обязательный.

Изучаем, используем, работаем, реализуем.

Ориентирован на становление личности выпускника.

Стандарт, требование

Ученики

Любознательные, озорные.

Учатся, общаются, смеются.

В учебе всего добьются.

Дети.

Педагог

Мудрый, увлеченный.

Трудится, учит, творит.

Отдает свое сердце детям!

Учитель.

Заработная плата

Маленькая, нищенская.

Хватает на хлеб, похожа на сдачу в магазине.

Для ее получения тратим много сил, энергии, времени.

Вознаграждение.

Список литературы

1. Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. – 2002. – № 3.

2. Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления // Просвещение – 2011.

Количество просмотров: 23868  

Комментарии

Очень интересная форма работы, но синквейн о заработной плате печален. Все остальное - "за здравие", а этот отрывок - "за упокой"
Все хорошо только напишите синквейн о бабочке

Страницы

Добавить комментарий

1. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Кейс заданий по информатике, вызывающих затруднения при подготовке к ОГЭ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Не теряя энтузиазма ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Продолжая семейные традиции ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы