Деятельность кафедры охраны здоровья и ОБЖ Новосибирского ИПКиПРО по повышению качества кадрового потенциала системы образования Новосибирской области: проблемы и перспективы

 
 

Габер Ирина Владимировна,

заведующий кафедрой охраны здоровья,

основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры и спорта

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, к.м.н., доцент

 

Деятельность кафедры охраны здоровья и ОБЖ Новосибирского ИПКиПРО по повышению качества кадрового потенциала системы образования Новосибирской области: проблемы и перспективы

Одной из важнейших задач, стоящих перед российским обществом, является его устойчивое экономическое и социальное инновационное развитие. Движущей силой такого развития является система образования, призванная создать не только механизм обеспечения соответствия результатов образования запросам личности, семьи, общества и государства, но и создать механизм преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций социально-экономического развития.

Последнее возможно на основе инновационного развития системы общего образования путем создания эффективных механизмов обеспечения качества общего образования, реализации федеральных государственных образовательных стандартов на всех его уровнях, опережающего обновления содержания и технологий образования на основе трансдисциплинарного подхода, интегрирующего вопросы окружающей среды, экономики, общества, прав и обязанностей современного человека в некоторую целостную дидактическую систему, позволяющую формировать экологическую культуру как неотъемлемую часть образования для устойчивого развития.

Однако, существующая образовательная система продолжает транслировать в будущее ценности индустриально-потребительского общества, неустойчивого образа жизни, не принимая во внимание приближение глобальной экологической катастрофы. У действующих педагогов преобладает традиционное мышление, отражающее не целостную гуманитарно-естественнонаучную, а лишь частно-научные картины мира (химическую, биологическую, социальную и т.п.). В педагогическом сообществе сохраняется биоэкологический подход к пониманию сущности экологического образования, слабо осваиваются такие направления экологического образования как «экология человека» (в том числе «экология учебной деятельности» или учебная культура школьника как фактор информационной безопасности его жизнедеятельности), «социальная экология», «глобальная экология». Педагоги отмечают трудности понимания идей устойчивого развития и трансдисциплинарного характера экологического образования для устойчивого развития, предусматривающего освоение экосистемной познавательной модели как способа организации мыследеятельности в контексте  любой учебной дисциплины.

Наконец, серьёзным препятствием при формировании экологической культуры школьников становится потеря учителем функции ролевой модели, демонстрирующей приверженность к экоцентрической (в противовес к эгоцентрической) системе ценностей, приоритет здоровья и нацеленность на успех в постановке и достижении цели, уверенное, адаптивное, стресс-совладающее, ответственное поведение, присущие самостоятельному субъекту собственной деятельности, способному к самоорганизации и саморазвитию. Критерии взрослости декларируются: как в обыденной жизни, так и в образовании подростку «напоминают» о взрослости, самостоятельности и ответственности, при этом «забывая» являть образы этой взрослости, самостоятельности и ответственности. Как отмечал Д.Б. Эльконин, подростки хотят быть взрослыми, но не такими взрослыми, поэтому образ взрослости, предоставляемый ближайшим взрослым окружением – родителями и педагогами, может ими игнорироваться или активно отвергаться. Это отталкивание, отвержение может принимать самые различные формы: коллективные и индивидуальные, активно-протестные (например, хулиганство и более серьезные правонарушения, прием наркотиков или других ПАВ) и пассивно-защитные (лень, эмоциональная глухота, неучастие в жизни семьи, своеобразный аутизм, принимаемый зачастую за эгоизм и т.п.).

Для разрешения обозначенных проблем необходимо новое качество образования, системообразующим вектором которого должно стать образование для устойчивого развития (ОУР). ОУР – это не отдельный предмет, а направленность всего образования, обеспечивающая его новое качество. В России распространение идей устойчивого развития через национальную систему образования и просвещения началось в 2005 году с момента подписания «Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития».

Необходимость формирования у подрастающего поколения экологической культуры, развития экологического образования и воспитания подчеркивается в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.), а также в Плане действий по реализации «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. расп. Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. N 2423-р).

Положения Европейской стратегии (ЕЭК ООН) по образованию в интересах устойчивого развития уже интегрируются в школьном образовании нашей страны благодаря возможностям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС).

Согласно требованиям ФГОС в структуре основной образовательной программы предусмотрена Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (в начальной школе) или одноименное направление в Программе воспитания и социализации (в основной и средней школе).

Требования ФГОС к результатам освоения ООП диктуют необходимость формирования основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (личностный результат), а также необходимость формирования и развития экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации (метапредметный результат).

Очевидная необходимость системных изменений в образовании актуализирует проблему организации инновационной деятельности. Наиболее эффективным способом реализации полного цикла инновационной деятельности, предназначенным для обмена инновационным опытом, считаются образовательные сети. Приоритетной задачей таких системных изменений должно стать создание и распространение в массовой практике новых образовательных продуктов – образовательных программ и технологий.

Необходимым условием реализации экологического образования для устойчивого развития, предусмотренного ФГОС, является готовность педагогических кадров. С одной стороны, существенным условием такой готовности выступает освоение педагогами теоретических оснований, терминологии и требований ФГОС. С другой стороны, от педагогов требуется понимание особенностей экологического образования в условиях глобализации экологических проблем, действующей современной системы взглядов и научных идей, отражающих цели, место экологического образования в системе общего образования, подходы к отбору содержания и методическому сопровождению. Все компоненты этой системы изложены в Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010), разработанной учеными Института содержания и методов обучения РАО [Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., 2010].

На кафедре охраны здоровья и ОБЖ реализуется 10 программ дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) объёмом 108 часов, одна программа ДПО объёмом 72 часа. За год на кафедре в форме курсовой подготовки проходит обучение 274 работника образования на бюджетной основе, 185 работников образования – на внебюджетной основе. Всего – 459 человек.

Деятельность кафедры по повышению кадрового потенциала далее будет показана на примере реализации программы ДПО (108 часов) «Проектирование программы воспитания и социализации в части формирования  экологической культуры, здорового и безопасного образа  жизни в соответствии с требованиями ФГОС».

Цель обучения: совершенствование профессиональной компетентности работников образования в области общего образования для устойчивого развития, воспитания экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта педагога для достижения нового качества образования.

Задачи программы повышения квалификации:

1. Формирование системы знаний о методологических основах общего  экологического образования для устойчивого развития.

2. Развитие профессиональной компетентности по психолого-педагогическому обеспечению здоровьеориентированного образовательного процесса.

3. Формирование профессиональной компетентности в области проектирования программы воспитания и социализации в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями ФГОС.

4. Развитие готовности учителя к соблюдению требований профессионального стандарта педагога к профессиональной педагогической деятельности.

5. Развитие профессионально-личностного здоровья учителя и способности к профессиональной педагогической рефлексии.

Промежуточная аттестация на основании представленных продуктов деятельности: аннотированный свод основных понятий; план профессионального развития; примеры ситуационных задач; план-конспект развивающего занятия; учебный план дополнительной образовательной программы; экспертное заключение на открытый урок; программа развития своего профессионально-личностного здоровья; письменное (тестирование) и устное подтверждение усвоенных знаний.

Итоговая аттестация на основании защиты и экспертизы проектов программ воспитания и социализации в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: программа для всей школы, программа образовательного курса/модуля; технологическая карта внеурочного занятия.

Результаты освоения программы повышения квалификации

Когнитивная готовность слушателей к осуществлению деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями ФГОС, за период обучения на курсах возросла с 36,6% до 69,1% от максимально возможного уровня, что составило прирост 88,8%. На рисунке 1 показано, что 40% слушателей ответили правильно на 80-100% вопросов итоговой анкеты (отметка «отлично»), ещё 40% – ответили правильно на 60 – 79% вопросов итоговой анкеты (отметка «хорошо»).

Рисунок 1. Динамика готовности слушателей к осуществлению деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Сформированность профессиональной компетентности работников образования в области общего образования для устойчивого развития, воспитания экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога на основе самоанализа возросла на 36,7% (далее – Деятельность). Наибольший прирост отмечен по когнитивной (на 36,7%) и деятельностной (на 45,6%) компонентам.

Рисунок 2. Динамика сформированности профессиональной компетентности работников образования в области изучаемой Деятельности за период курсовой подготовки (на основе самооценки).

Выявлено противоречие между самооценкой профессиональной компетентности по когнитивной компоненте (когнитивная готовность) и реальным уровнем знаний ключевых требований ФГОС и особенностей здоровьеориентированной деятельности в школе (рисунок 3).

Рисунок 3. Сравнение самооценки компетентности по когнитивной компоненте (когнитивная готовность) и реальным уровнем знаний ключевых  требований ФГОС и особенностей здоровьеориентированной деятельности в школе.

Самооценка в начале обучения составила 63,8%, объективная оценка уровня знаний составила 36,6%. Средняя разница в оценках составила 27 процентных пункта или 42,6%. После обучения самооценка составила 87,2%, объективная оценка уровня знаний составила 69,1%. Средняя разница в оценках составила 18 процентных пункта или 20,8%.

Таким образом, выявлена проблема: низкая профессиональная готовность при высокой самооценке (по когнитивному компоненту) учителя к инновационной деятельности по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

После обучения по данной программе выраженность проблемы снизилась. Разница между самооценкой и реальным уровнем знаний уменьшилась почти в 2 раза. При этом почти в 2 раза вырос уровень знаний (на 88,8%). Самооценка тоже подросла, но не так резко – на 36,7%.

 

Доля специалистов, планирующих включить в свою профессиональную активность цели и задачи изучаемой на курсовой подготовке Деятельности, возросла на 14,5 процентных пункта, то есть на 20% - с 72,2 % до 86,7%.

Рисунок 4. Динамика доли специалистов, планирующих включить в свою профессиональную активность цели и задачи изучаемой на курсовой подготовке Деятельности.

За период обучения изменилось понимание слушателями масштаба требуемых преобразований для осуществления изучаемой деятельности. Возросла доля слушателей, осознающих необходимость качественного преобразования отдельных элементов учебно-воспитательного процесса, а именносоздание образцов новой практики в рамках учебно-воспитательного процесса, сквозных и интегрированных образовательных программ(новаторская деятельность в области интеграции межпредметного, междисциплинарного содержания образования, внедрения здоровьесберегающих педтехнологий – развивающего, личностно-ориентированного, адаптивно-развивающего образования). В начале обучения около 40% слушателей считали, что для реализации данной деятельности достаточно локальных преобразований (усовершенствование отдельных элементов учебно-воспитательного процесса при сохранении действующих моделей и традиционной практики обучения, внедрение отдельных методик, приёмов обучения) (рисунок 5).

Рисунок 5. Динамика понимания масштаба требуемых преобразований доли специалистов, планирующих включить в свою профессиональную активность цели и задачи изучаемой на курсовой подготовке Деятельности.

Также за период обучения изменились представления слушателей об объектах своей инновационной деятельности по формированию экологической культуры здорового и безопасного образа жизни (ЭК,ЗиБОЖ).Появилось понимание необходимости сосредоточить свои усилия на процессе личностного развития обучающихся (86,7% выборов, прирост за время обучения на 95%), содержании образования (46,7% выборов, прирост в 8 раз), методике образования (46,7% выборов, прирост в 2,8 раза), педагогических технологиях (40% выборов, прирост в 3,6 раза), цели образования (33,3% выборов, прирост в 2 раза) (рисунок 6).

При оценке своей позиции в профессиональной деятельности по формированию экологической культуры здорового и безопасного образа жизни большинство слушателей (67%) остались на начальном уровне «продолжить знакомство с инновационной деятельностью по формированию ЭК,ЗиБОЖ». Более 73% слушателей отметили позицию «более тщательно, с конкретизацией проблем, проработать идеи развития деятельности по формированию ЭК,ЗиБОЖ в своей образовательной организации». Однако по всем позициям отмечается прирост выборов, что свидетельствует о понимании слушателями полного цикла инновационной деятельности, предназначенной для обмена инновационным опытом, создания и распространения в массовой практике новых образовательных продуктов – образовательных программ и технологий.

Рисунок 6. Динамика представлений об объектах инновационной деятельности по формированию экологической культуры здорового и безопасного образа жизни (ЭК,ЗиБОЖ).

Рисунок 7. Динамика представлений о своей профессиональной позиции в полном цикле инновационной деятельности по формированию экологической культуры здорового и безопасного образа жизни (ЭК,ЗиБОЖ).

При оценке возможных методических затруднений 21% слушателей отметили дидактические трудности в проектировании и реализации деятельности по формированию ЭК, ЗиБОЖ, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике различных форм девиантного поведения в образовательной среде. Они отметили конкретные возможные затруднения: отбор содержания программ по формированию ЭК, ЗиБОЖ (40% слушателей), выбор и практическое применение способов оценки результатов образовательных программ по формированию ЭК, ЗиБОЖ (46,7% слушателей). Трудности в понимании и реализации метапредметной функции экологического образования в интересах устойчивого развития продемонстрировали 46,7% слушателей, а именно они продолжают думать, что в экологическом образовании главным является природоохранное направление.

Рисунок 8. Динамика представлений слушателей о методических затруднениях при реализации деятельности по формированию экологической культуры здорового и безопасного образа жизни (ЭК,ЗиБОЖ).

За период обучения в 2 раза увеличилось количество слушателей (5 человек – в начале обучения, 10 человек – после обучения), которые планируют внедрять дополнительную общеразвивающую образовательную программу для обучающимися по формированию ЭК, ЗиБОЖ (рисунок 9).

Рисунок 9. Динамика готовности слушателей к реализации  дополнительной общеразвивающей образовательной программыдля обучающихся по формированию ЭК,ЗиБОЖ (в рамках программы воспитания и социализации).

Более половины слушателей проявили готовность интегрировать в свои образовательные программы такие дидактические единицы экологического образования для устойчивого развития как «зелёные аксиомы» и «принципы действий в интересах устойчивого развития», что, соответственно, в 3,8 и 2,7 раза выше, чем до обучения (рисунок 10).

За период обучения существенно изменились представления слушателей о характерных чертах здоровьесберегающей учебной деятельности. Если до обучения почти все слушатели считали, что к этим чертам следует отнести «соблюдение требований санитарии и гигиены (режим освещённости, режим проветривания, чистота, расстановка мебели и соответствие мебели росту, оформление кабинета, озеленение, и др.)»(94%) и «формирование ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни» (89%). После обучения в эту категорию стали относить и методические приёмы учителя: обеспечение возможности развития навыков саморегуляции (87%), развитие мотивации к учебной деятельности (80%), обеспечение развития межполушарных связей (73%) и т.д. (рисунок 11).

Рисунок 10. Динамика готовности слушателей интегрировать в свои образовательные программы такие дидактические единицы экологического образования для устойчивого развития как «зелёные аксиомы» и «принципы действий в интересах устойчивого развития».

Рисунок 11. Динамика представлений о характерных чертах здоровьесберегающей учебной деятельности.

После обучения 73,3% слушателей считали, что смогут повысить удовлетворённость свей профессиональной деятельностью. Это оказалось в 5,6 раза выше, чем было до обучения. До обучения – 11,1% удовлетворены своей профессиональной деятельностью, после обучения – 73,3% думают, что смогут повысить удовлетворённость своим трудом (рисунок 12).

Рисунок 12. Динамика представлений слушателей о возможностях повышения удовлетворённости своей профессиональной деятельностью  по формированию экологической культуры здорового и безопасного образа жизни (ЭК, ЗиБОЖ).

Слушателям предложено выбрать из 21 правила экологически целесообразного здорового и безопасного образа жизни те, которых они придерживаются в своей повседневной жизни. До обучения в среднем каждое правило выбирали 51% слушателей, после обучения – 77% слушателей. Таким образом, на 50,9% возросло количество слушателей, которые проявили готовность придерживаться правил экологически целесообразного здорового и безопасного образа жизни.

После обучения наиболее популярными (90 – 100% выборов) правилами были: Любить и заботиться о членах своей семьи; Правильно питаться; Относиться к трудностям как к возможности научиться новому, приобрести опыт решения жизненно важных задач; Уделять сну достаточное количество времени. Наименее популярными (40 – 60% выборов) правилами оказались следующие: Развивать в себе чувство юмора; Отказаться от парадигмы собственной исключительности, индивидуализма и прагматизма в отношениях среди людей; Отказаться от парадигмы человеческой исключительности и прагматизма в отношении к природе. Последнее свидетельствует о трудностях принятия слушателями правил экологически целесообразного здорового и безопасного образа жизни, о преобладании эгоцентрического потребительского отношения к жизни, что является риском в реализации профессиональной деятельности по формированию ЭК, ЗиБОЖ.

Наиболее существенный прирост доли слушателей, готовых применить в своей жизни эти правила, отмечен для следующих правил: Признавать экологический императив – систему запретов на размеры потребления и использования природных ресурсов (принятие необходимости самоограничения потребления природных ресурсов) (в 4,4 раза); Отказаться от парадигмы человеческой исключительности и прагматизма в отношении к природе (в 3,6 раза); Критически оценивать поступающие от окружающих источников информации и людей предложения, соотносить их со своими ценностями, целями и задачами (в 3 раза); Отказаться от парадигмы собственной исключительности, индивидуализма и прагматизма в отношениях среди людей (в 2,8 раза).

Таким образом, правила поведения, необходимые для формирования культуры устойчивого развития остаются ещё мало принятыми учителями, что составляет риски в их профессиональной деятельности по формированию ЭК,ЗиБОЖ. Однако, обучение на курсах повышения квалификации по данной программе существенно повышает их поведенческую готовность к реализации в своей личной и профессиональной сферах жизнедеятельности правил экологически целесообразного здорового и безопасного образа жизни.

Рисунок 13. Динамика готовности слушателей придерживаться правил экологически целесообразного здорового и безопасного образа жизни.

Выводы:

Повышение кадрового потенциала системы образования Новосибирской области связано с необходимостью дополнительного профессиональногообучения работников образования и создания условий для их личностно-профессионального развития, включая:

1. Освоение трансдисциплинарных подходов  для решения сложных проблем природы, человека и их взаимоотношений, в частности, освоение содержания и методов образования для устойчивого развития с целью формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2. Развитие субъектной позиции специалиста при формировании им самим своей индивидуальной траектории по дополнительному профессиональному образованию и проектированию своей профессиональной деятельности.

3. Достижение баланса между самооценкой и объективной оценкой профессиональной компетентности работника образования. Объективная оценка профессиональной компетентности педагога формируется через тестирование (экзамен, квалификационные испытания и т.п.) с выявлением уровня готовности педагога, открытые мероприятия, развитие экспертной позиции педагога, оформление им своего педагогического опыта в публикациях и другие формы публичного обсуждения методической системы и результатов освоения образовательных программ, в частности, направленных на формирование ЭК, ЗиБОЖ.

Перспективы повышения качества кадрового потенциала системы образования Новосибирской области видятся в следующем:

1. Продолжить внедрение в содержание программ ДПО, реализуемых на кафедре охраны здоровья и ОБЖ, трансдисциплинарного подхода интеграции содержания общего образования для устойчивого развития, предусматривающего освоение экосистемной познавательной модели как способа организации мыследеятельности обучающихся в контексте  любой учебной дисциплины.

2. С целью развития субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации в межкурсовой и курсовой периоды обеспечить андрагогическое сопровождение работников образования для оказания недирективной помощи при конструировании и реализации индивидуальной образовательной траектории, стимуляции проявления образовательной активности и инициативы.

3. Начать разработку банка оценочных средств, позволяющих выявлять качественные изменения профессиональных компетенций педагогических и управленческих работников системы общего образования в рамках имеющейся квалификации, изучать отсроченные эффекты повышения квалификации, анализ и оценку соответствия фактической компетентности педагогических кадров требуемому уровню и занимаемой должности на основе квалификационных испытаний. Предусмотреть в комплексе оценочных средств открытые мероприятия, оформление экспертных заключений на открытые мероприятия и иные продукты деятельности своих коллег, оформление своего педагогического опыта в публикациях и другие формы публичного обсуждения применяемых подходов, методических систем и технологий, позволяющих достигать нового качества общего образования.

Количество просмотров: 5721  

Добавить комментарий

1. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы