Проблемы вхождения в лицейское сообщество вновь поступивших детей и их родителей

 
 

Малыгина Людмила Павловна,

заместитель директора по НМР

МБОУ «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка» г. Новосибирска,

«Отличник просвещения»

 
 
 

Бобинова Анастасия Владимировна,

педагог-воспитатель

МБОУ города Новосибирска «Аэрокосмический лицей имени Ю.В. Кондратюка»

 
 
 

Пилипенко Оксана Николаевна,

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ города Новосибирска «Аэрокосмический лицей имени Ю.В. Кондратюка»

 
 
 

Лукшис Снежана Олеговна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБОУ г. Новосибирска «Аэрокосмический лицей имени Ю.В. Кондратюка»

 

Проблемы вхождения в лицейское сообщество вновь поступивших детей и их родителей

Анализ ситуации, связанной с вхождением в лицейское сообщество вновь поступивших детей и их родителей, дает понимание того, насколько данная проблема актуальна. При формировании новых детских коллективов на первый план выходит адаптация вновь поступивших обучающихся к требованиям образовательной организации, к ее традициям и канонам. Представленные материалы достаточно подробно раскрывают ситуацию с точки зрения детей, родителей, а также взгляд педагога-психолога на данную проблему. Преодоление затруднений новичков является задачей всего педагогического коллектива, однако нагрузка и ответственность, в основном, падают на классных руководителей. Создать атмосферу комфорта, как для детей, так и для родителей, – путь к формированию позитивного коллектива, который гармонично вольется в лицейское сообщество, примет систему нравственных и духовных ценностей, будет развиваться и добьётся успеха в раскрытии потенциала личности обучающегося.

Данный методологический подход отработан на специализированных классах естественнонаучного и инженерно-технологического профиля. Возможно, данная система по адаптации вновь поступивших детей и их родителей будет интересна образовательным организациям, как имеющим специализированные классы в рамках регионального проекта, так и для школ, осуществляющих набор в профильные классы.

1. Адаптация вновь поступивших обучающихся

Главный орган для адаптации человека к среде – голова.

Анна Дуварова

Аэрокосмический лицей – образовательная организация, определяющая работу с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений деятельности. В силу специфики профиля, лицей задаёт инженерную и естественнонаучную направленность образования и требует от поступающих достаточно высокого уровня знаний по основным предметам, который подтверждается в ходе вступительных экзаменов.

Обучение в лицее начинается с 7 или 8 класса, что соответствует 12-14 летнему возрасту. Подростковый период не просто один из этапов жизни ребёнка. Он совпадает с возрастным кризисом и способствует снижению самооценки, неустойчивой в силу возрастных особенностей. Именно тогда закладываются основы мировоззрения, происходит осознание включения личности в общественные отношения, идут настойчивые поиски возможности социального самоутверждения.

Поступающие в лицей зачастую являются успешными в учебе в своих образовательных организациях, они имеют опыт участия в различных конкурсах и конференциях. Для полноценного раскрытия их потенциала требуется создание комфортных условий обучения и благоприятного психологического климата в образовательной среде. Немаловажную роль играет и процесс адаптации вновь поступивших.

Согласно проведенному среди учащихся 7-8 классов опросу, основными страхами при переходе в новую образовательную организацию являются:

– страх быть отвергнутым новым классным коллективом ("Я не смогу найти друзей", "Надо мной будут смеяться");

– страх не соответствовать возросшим образовательным требованиям ("если я не справлюсь, меня могут отчислить", "я буду учиться хуже, чем мои одноклассники");

– страх не оправдать возложенных надежд (разочарование родителей).

Однако при успешной адаптации эти страхи отступают уже в течение первого учебного полугодия, переходя в мотивацию к успешному обучению и социальной активности.

Адаптация вновь поступивших детей начинается до начала формирования классного коллектива. Многие поступившие в лицей, посещали подготовительные занятия на базе АКЛ, в ходе которых они получили возможность не только приобрести необходимую знаниевую базу по основным предметам, но и познакомиться с будущими одноклассниками, освоиться в образовательном пространстве.

В Аэрокосмическом лицее с 1992 года существует такая форма воспитательной работы, как летняя аэрокосмическая школа (в дальнейшем – ЛАШ), которая проходит в августе в течение 5-10 дней на пригородной базе отдыха. Её основная задача – способствовать освоению вновь принятых обучающихся в образовательном пространстве лицея и организации общения для дальнейшей успешной социализации лицеистов.

В рамках ЛАШ вновь поступившие учащиеся разных классов изучают традиции лицея, узнают об основных требованиях и правилах поведения. Через коллективную творческую деятельность они проявляют себя, свои таланты, что позволяет сформировать репутацию не только среди сверстников, но и среди старшеклассников – участников ЛАШ. В условиях временно созданных малочисленных детских коллективов педагоги и обучающиеся общаются в неформальной обстановке, ближе узнают друг друга, закладываются основы крепких дружеских отношений.

«Летняя аэрокосмическая школа»

«Космическая неделя»

Выставка «НСК-Техно»

Поскольку лицей является профильной образовательной организацией, в течение года проходят тематические образовательные события: «Космическая неделя» (октябрь), «День Космонавтики» (апрель), участие в выставках технического творчества.

Таким образом, на момент начала учебного года, вновь поступившие попадают в относительно знакомую среду: они знают педагогов лицея, администрацию, одноклассников и обучающихся других классов.

Следует отметить, что в лицей поступают обучающиеся с высокой степенью мотивации к учебе. Исследование показало, что у 74% обучающихся 7 и 8 классов решение поступить в лицей было принято совместно с родителями, самостоятельно стремились поступить в лицей 17% вновь поступивших, еще 9% поступили по настоянию родителей или потому, что в лицее обучались старшие родственники (братья, сестры или родители). 72% поступивших имели на момент поступления 100% качественную успеваемость в предыдущей образовательной организации и около 36% принимали активное участие в различных конкурсах и конференциях учебной направленности. Соответственно, большинство обучающихся были достаточно успешны в предыдущих образовательных организациях. Возникает проблема адаптироваться не только к окружающим сверстникам и зарекомендовать себя в новом классном коллективе, но и к возросшим требованиям преподавателей.

В лицее действует практика работы освобожденных классных руководителей. Этот ресурс позволяет более детально уделить внимание адаптации каждого учащегося.

Вывод. Результаты мониторинга среди вновь прибывших учеников лицея показывают, что около 70% отмечают повышение качества знаний по предметам, 56% считают, что их успеваемость возросла по сравнению с периодом обучения в прошлой образовательной организацией. Эти результаты позволяют полагать, что адаптация вновь поступивших протекает нормально.

 

2. Адаптация родителей к системе воспитания лицеистов

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего — люди.

Из них на первом месте — родители и педагоги.

Макаренко А. С.

Приняв решение о поступлении ребенка в лицей, родители должны отдавать себе отчет о существовании иной системы требований к обучению и воспитанию ребенка, чем та, которая была в прежней образовательной организации. Для родителей так же, как и для обучающихся, необходима адаптация для вхождения в новое родительское сообщество.

Основой взаимодействия лицея и семьи является общая цель: создание условий для адаптации учащихся к требованиям и условиям обучения, формирование детского коллектива через совместную творческую деятельность и неформальное взаимодействие.

Сотрудничество классного руководителя и семьи направлено на решение следующих общих задач в формировании сплоченного детского коллектива:

– развитие нравственного, познавательного, творческого, физического потенциала ученика;

– выявление и поддержка лидеров класса, организация работы совета класса;

– организация и проведение мероприятий, направленных на формирование благоприятного психологического климата в классе;

– отработка механизмов взаимодействия школы, семьи, детских организаций, других социальных партнеров в области воспитания;

– разработка новых подходов к организации трудового воспитания учащихся;

– разработка и внедрение новых форм межведомственного взаимодействия по профилактике негативных явлений в детской среде.

Образовательная организация - Аэрокосмический лицей - востребована в образовательном пространстве Новосибирска. Родители и дети выбирают его, и существует конкурс при поступлении. 7 класс сформирован в этом учебном году. Дети прошли подготовительные курсы в лицее и поступили учиться. Поэтому в 7Б классе обучаются дети из разных школ города Новосибирска. В начале учебного года было проведено родительское собрание на тему: «Организация учебно-воспитательной работы в лицее» и анкетирование с целью изучения контингента детей и родителей. А именно состав семьи, профессии родителей, семейные традиции, увлечения и достижения детей в учебе, спорте, творческой деятельности. Социальный паспорт класса отражает специфику родительского контингента, а также место проживания обучающихся по районам города.

Социальный паспорт класса

Семейный статус

Социальный статус

Уровень образования

 

Место проживания по районам

В настоящее время у ребят проходит сложный период адаптации.

Факторы, способствующие адаптации учащихся класса:

1. Единство педагогических требований к оценке учебного труда и результатов личностного роста.

2. Скоординированная деятельность педагогического коллектива лицея:

– по формированию учебных компетенций;

– по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия);

– по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально-экономический аспект;

– по организации совместных воспитательных усилий классного руководителя.

3. Благоприятный психологический климат в классном коллективе.

4. Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классного руководителя, психолога, родителей, компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.

Во второй четверти этого учебного года на классном часе семиклассники написали «Открытое письмо родителям» (образец письма прилагается).

«Открытое письмо родителям»

Дорогие _________________________________________________________________

Вот я и учусь в 7 классе АКЛ.

Прежде всего, хочу сообщить, что я ___________________________________.

Если сравнивать с учёбой в 6 классе, то сейчас _________________________.

Иногда я __________________________________________________________.

Самый интересный для меня предмет__________________________________.

А ещё я ___________________________________________________________.

Но кроме этого я хочу рассказать  о ___________________________________

__________________________________________________________________.

Самым трудным для меня в 7 классе __________________________________

__________________________________________________________________.

Больше всего я хочу ________________________________________________

__________________________________________________________________.

А в большинстве случаев настроение у меня ___________________________.

Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 7 классе ___________

__________________________________________________________________.

А наш классный руководитель _______________________________________.

Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на _____________________

__________________________________________________________________.

Но вот то, что заинтересовало меня, так это ____________________________

__________________________________________________________________.

В 7 классе меня удивило ____________________________________________

_________________________________________________________________.

Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ________________________

__________________________________________________________________.

Жаль, но меня торопят ______________________________________________.

Крепко ___________________________________________________________.

Дата _________________              Имя __________________

 

Изучив письма детей совместно с родителями обучающихся, можно сделать вывод, что ребятам в лицее нравится. Они идут на занятия с удовольствием, охотно рассказывают о своих успехах и неудачах. Стараются прийти пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, они понимают, что главная цель их пребывания в лицее – это учеба.

Некоторые дети устают после уроков, но все же не пасуют перед трудностями, а активно и упорно идут к своей цели. Большую помощь и поддержку оказывают им в этом родители, они для детей:

– первые наставники и помощники в написании проектных работ;

– организаторы мероприятий, поездок, экскурсий;

– члены жюри;

– участники сценок, выступлений;

– соавторы презентаций;

– художники-оформители классных мероприятий.

Родительское собрание на тему «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности ученика»

Обсуждение открытого письма родителям

Отчет родителя об общегородском родительском собрании

Новички в лицее обрели друзей среди одноклассников и старших лицеистов. Им нравятся учителя-предметники, которые их обучают, несмотря на проблемы, с которыми они сталкиваются.

Важно для классного руководителя отмечать самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе детей. Поддерживать инициативы ребят, их попытки преодолеть трудности. Стараться внимательно выслушать детей, дать возможность им высказаться.

Беседуя с учащимися класса, не следует акцентировать внимание только на успеваемости, необходимо интересоваться их отношениями с одноклассниками, с учителями-предметниками и их отношением к новому коллективу, а также лицею.

При контакте с родителями, в ходе индивидуальной консультации, необходимо внимательно их слушать и создавать атмосферу доверительности. Чем больше информации имеется о каждом ученике, тем больше шансов создать ему нормальные условия для адаптации.

Классному руководителю очень важно знать особенности взаимоотношений ребенка с родителями, т.к. развитие культуры коммуникации начинает формироваться именно в семье.

Самыми распространенными формами работы с родителями являются:

– тематические беседы: «Мотивация к обучению», «Режим дня», «Горячее питание школьника», «Я и мои друзья»;

– тематические родительские собрания: «Адаптация учащихся 7 класса в лицее», «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»;

– участие в конференции: «У истоков освоения космоса», конкурсе «Британский Бульдог» и «Русский медвежонок», школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников и Всесибирской предметной олимпиаде;

– посещение культурных центров нашего города: театра «Глобус», кинотеатра «Победа» – документальный фильм «Атлантида Русского Севера»; «КиноСити» – мультфильм «Монстры на каникулах 2», новосибирской филармонии – авторский концерт Натальи Басовой «Живи Россия!», парка культуры и отдыха «Березовая роща», выставки «НСК-Техно»;

– традиционные мероприятия: «День рождения класса», «День здоровья», «День Космонавтики-День лицея», «День безопасности», «День науки», «Большой родительский сбор» - это важное событие, т.к. родители вливаются в лицейское сообщество, осваивают некоторые каноны и традиции лицея, становятся частью родительской общественности.

Посещение детьми и их родителями театра «Глобус».

Спектакль «Остров сокровищ»

   

День здоровья - совместное мероприятие педагогов, детей, родителей.

Вывод. Чем активнее сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями. Эти мероприятия направлены на единение и сплочение семьи, становление взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных и комфортных условий для развития ребёнка в семье и классном коллективе. В основе воспитательной работы всегда заложена идея сотрудничества педагога, родителей и детей.

 

3. Исследование адаптивных возможностей обучающихся

Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок.

Пьер Бомарше

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в лицее основывается на принципах опережающего сопровождения. Так, на первом этапе поступления изучаются адаптивные возможности учеников, уровень личностной и ситуативной тревожности, эмоциональное состояние. Для психодиагностического обследования используются адаптивные методики: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА), шкала оценки ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина, опросник САН (Самочувствие. Активность. Настроение).

Методика СПА К. Роджерса и Р. Даймонда позволяет изучить адаптацию к новым условиям обучения, предназначена для изучения критериев социально-психологической адаптированности личности (личностной зрелости), в частности – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление справиться с ними. Методика позволяет исследовать критерии дезадаптированности личности.

В обследовании принимали участие 57 учеников на параллели 7-х классов. Сводные результаты учащихся представлены на диаграмме 1.

Анализ сводных результатов психологического обследования учащихся по методике СПА показывает следующее:

– по шкале самоприятиевысокий уровень – 81% от общего количества обучающихся, средний уровень – 19%, низкий уровень не выявлен. Следовательно, можно говорить о позитивном самовосприятии учащихся;

– приятие других – высокий уровень – 74%, средний уровень – 22%, низкий уровень – 4% от общего количества учащихся, что свидетельствует о формировании уважительного отношения к другим людям у большинства обучающихся;

– эмоциональная комфортность – высокий уровень – 56%, средний уровень – 37%, низкий уровень – 7% от общего количества обучающихся. Возможно, процесс адаптации к новым условиям обучения для части вновь поступивших обучающихся несколько затруднен в силу индивидуальных психофизиологических особенностей;

– интернальность – высокий уровень – 67%, средний уровень – 33%, низкий уровень не выявлен. Следовательно, большинство учащихся обладают внутренним локусом контроля;

– стремление к доминированию – высокий уровень – 33%, средний уровень – 63%, низкий уровень – 4% от общего количества учащихся. Показатели по данной шкале свидетельствуют о потребности в лидерстве.

Для выявления уровня личностной и реактивной (ситуативной) тревожности использована шкала оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность личности к тревоге, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность, как состояние, характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию.

Сводные результаты учащихся представлены на диаграмме 2.

Сводные результаты по шкале оценки тревожности свидетельствуют о наличии повышенной ситуативной (18%) и личностной (14%) тревожности у части учащихся, что затрудняет процесс адаптации учащихся к новым условиям обучения, неблагоприятным фоном является также низкий уровень ситуативной (14%) и личностной (18%) тревожности, что может проявляться в инфантильности к различным видам деятельности. Большинство учащихся обладают умеренным уровнем ситуативной (68%) и личностной (68%) тревожности.

Опросник САН разработан сотрудниками Московского медицинского института имени И.М. Сеченова, авторы выделили основные составляющие функционального психоэмоционального состояния: самочувствие, активность, настроение. Анализ позволяет выявить самочувствие учащихся, уровень напряженности, эмоциональный фон и мотивацию к деятельности.

Сводные результаты учащихся представлены на диаграмме 3.

Сводные результаты по данной методике показывают высокий уровень самочувствия у 71% от общего количества учащихся, что отражает физиологическую и психологическую комфортность состояния учащихся. Средний показатель активности (62%) соотносится со спокойствием учеников, а высокий уровень настроения (58%) говорит о благоприятном эмоциональном фоне, как ситуативной реакции на конкретные события.

Анализ сводных результатов входного психологического обследования учащихся 7-х классов показывает, что большинство учащихся обладают достаточными адаптивными возможностями, следовательно, готовы прилагать усилия в новых условиях обучения. Высокие показатели самоприятия и приятие других свидетельствуют о формировании позитивного отношения подростков к себе и по отношению к другим людям. Следует отметить достаточно высокий уровень показателя интернальность, который характеризуется как развитое чувство внутренней ответственности, что является важным в плане формирования социально-адаптивной личности. В данной методике шкала стремление к доминированию характеризуется как стремление к лидерству, очевидно, что не всем ученикам свойственна потребность в лидерстве. Повышенный уровень тревожности несколько затягивает процесс адаптации для некоторых учащихся, но это нивелируется за счет благоприятного эмоционального фона, бодрого самочувствия, приподнятого настроения.

Анализируя результаты выбранных методик, можно сделать вывод, что процесс адаптации для учащихся 7-х классов протекает благополучно, следовательно, можно прогнозировать успешность дальнейшего обучения в лицее.

Родительское собрание

Анализ процесса адаптации с родителями обучающихся 7-х классов

Список литературы

1. Амелина, О. П. Роль классного руководителя в формировании детского коллектива / О. П. Амелина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/

2. Конникова, Т. Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т. Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000.

3. Кудрявцева, Е. А. Развитие индивидуальности ребенка в процессе коллективных взаимоотношений: Монография / Е.А. Кудрявцева // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] : Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием // URL: www.oim.ru.

4. Организация и проведение психодиагностического обследования обучающихся специализированных классов, часть 1 / Т.Л. Чепель, Т.П. Абакирова, Е.В. Дёмина. – Новосибирск: Изд. «ДИО-ГЕН», 2012.

5. Педагогические технологии развития ценностных ориентаций школьников как важный компонент их личностного потенциала / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. – М.:Московский центр качества образования, 2010.

6. Савоненко, М. Н. Роль родителей в формировании детского коллектива / М. Н. Савоненко // Доклад на педагогические чтения. – Старый Оскол, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/

Количество просмотров: 13574  

Добавить комментарий

1. Консолидация усилий профессионалов – условие эффективности образовательного и коррекционно-развивающего процессов
2. Магия личности педагога как практический ориентир в формировании и становлении подрастающего поколения
3. Проблемы вхождения в лицейское сообщество вновь поступивших детей и их родителей
4. Профессиональная компетентность и личность педагога как основа успешного развития, социализации и адаптации учащихся с проблемами слуха
5. Внедрение метода проектного обучения
6. О системе внеурочной деятельности «Бараба – моя малая родина»
7. Использование технологии критического мышления на уроках английского языка (из опыта работы по УМК «Spotlight» в среднем звене)
8. С любовью к Отчему миру (из опыта работы библиотеки ДТД УМ «Юниор» по краеведению)
9. Воспитание музыкой
10. Сотрудничество детей в разновозрастных группах в условиях реализации учебного проекта «Музей сказок»
11. Развитие мотивации к учению у младших школьников как условие успешной реализации ФГОС в начальном образовании
12. Организация исследовательской деятельности младших школьников на основе программы спецкурса «Я – исследователь»
13. Гендерный подход как один из способов реализации личностно-ориентированной технологии при внедрении ФГОС НОО
14. Возрождение идеи добровольчества: реализация добровольческого проекта «Письмо победителям»
15. То, чего нам так не хватает...
16. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
17. Познание окружающего мира через занятия во внеурочной деятельности
18. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
19. Как разнообразить работу на уроках английского языка в младших классах
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы