Гендерный подход как один из способов реализации личностно-ориентированной технологии при внедрении ФГОС НОО

 
 

Жигалкина Алла Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 199 г. Новосибирска

 

Гендерный подход как один из способов реализации личностно-ориентированной технологии при внедрении ФГОС НОО

Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Одна из методологических основ организации личностно-ориентированного урока – гуманизация образования, воспитания, включающая в себя следующее:

– образование и воспитание должно соответствовать природе человека;

– помочь ему проявить то, что заложено природой.

Многолетняя педагогическая практика, в том числе и в классах раздельно-параллельного обучения, анализ психофизиологии полов заставляет меня признать, что различий между девочками и мальчиками предостаточно на генетическом, физиологическом, поведенческом, психологическом, когнитивном уровнях. Поэтому, я считаю, что актуальность организации учебно-воспитательного процесса с учётом, в том числе, и гендерных особенностей ребёнка высока. К сожалению, нет специальных программ обучения, развития и воспитания мальчиков и девочек. Но мы можем соблюдать полезные рекомендации учёных – психологов, диаграммы активности мальчиков и девочек в процессе работы и многое другое. Это, безусловно, поможет в нашей работе. Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного, в первую очередь, изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. И здесь помогают различные включения. Рассмотрим лишь несколько из них:

– Включение в урок или домашнее задание диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д. (Одним из ходов в решении этой методической задачи может быть мотивирование ребят на диагностику своих познавательных особенностей как средства для выбора способа, плана выполнения дальнейшего учебного задания). Мальчики с большим желанием высказывают критические замечания по отношению к другим, но и способны к самокритике. Девочкам же очень трудно честно и критично относиться к своим одноклассникам. У девочек всё основывается не на справедливости, а зачастую на уже сформированных межличностных взаимоотношениях.

– Задание на создание возможностей для самоопределения, задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания).

– В выборе форм отчетности учебной работы (письменный – устный отчет, досрочный, в намеченные сроки, с опозданием) тоже есть различия. Девочки любят письменные, подробные ответы, приготовленные самостоятельно заранее, обязательно в спокойной обстановке. Мальчики же отвечать предпочитают ёмко, но по краткому плану, аргументировано, часто пользуясь коллективным мнением группы. Поэтому при организации учебно-воспитательного процесса целесообразнее даже группы иногда формировать по гендерному признаку.

– Выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – «работа порциями» и пр.). Вот в этой категории самые разительные условия организации процесса. Девочки сразу после начала занятий включаются в работу, набирая оптимальный темп работоспособности. Мальчики врабатываются долго, пик работоспособности у них приходится на середину урока. Видим, что пики активности не совпадают. Это необходимо учитывать, давая мальчикам «разогревающие» их интерес к теме задания, а девочкам повторяя и закрепляя неоднократно сказанное, изученное.

– Задание на самоопределение (когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала). Девочки ориентируются на отношения между людьми, а мальчики на информацию. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения конкретных ответов, а девочки ради установления контакта. Во время ответов девочки смотрят в глаза учителю, ищут одобрения своей работы. Мальчики – в парту, в сторону, перед собой. Другими словами, им не требуется подтверждение их правоты, им крайне необходима справедливая оценка их знаний.

Вследствие такой организации работы изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Количество просмотров: 10719  

Добавить комментарий

1. Консолидация усилий профессионалов – условие эффективности образовательного и коррекционно-развивающего процессов
2. Магия личности педагога как практический ориентир в формировании и становлении подрастающего поколения
3. Проблемы вхождения в лицейское сообщество вновь поступивших детей и их родителей
4. Профессиональная компетентность и личность педагога как основа успешного развития, социализации и адаптации учащихся с проблемами слуха
5. Внедрение метода проектного обучения
6. О системе внеурочной деятельности «Бараба – моя малая родина»
7. Использование технологии критического мышления на уроках английского языка (из опыта работы по УМК «Spotlight» в среднем звене)
8. С любовью к Отчему миру (из опыта работы библиотеки ДТД УМ «Юниор» по краеведению)
9. Воспитание музыкой
10. Сотрудничество детей в разновозрастных группах в условиях реализации учебного проекта «Музей сказок»
11. Развитие мотивации к учению у младших школьников как условие успешной реализации ФГОС в начальном образовании
12. Организация исследовательской деятельности младших школьников на основе программы спецкурса «Я – исследователь»
13. Гендерный подход как один из способов реализации личностно-ориентированной технологии при внедрении ФГОС НОО
14. Возрождение идеи добровольчества: реализация добровольческого проекта «Письмо победителям»
15. То, чего нам так не хватает...
16. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
17. Познание окружающего мира через занятия во внеурочной деятельности
18. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
19. Как разнообразить работу на уроках английского языка в младших классах
1. Читательская грамотность – ключ к формированию функциональной грамотности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Интерактивные методы обучения истории: применение и эффективность ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Повышение качества образования: эффективные практики на уроках литературы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Формирование основ естественно-научной грамотности обучающихся начальной школы в процессе проведения экскурсий на уроках окружающего мира ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Театральная деятельность как мотив к изучению иностранного языка и снятию языковых барьеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Флорбол: путь к здоровью, дружбе и победам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества обучения английскому языку средствами аутентичных видеоматериалов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Тестовая технология – эффективный способ контроля знаний ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Стратегии и алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы у обучающихся 5-11 классов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Повышение качества образования в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Физическая подготовка обучающихся как подготовка к профессиональной деятельности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы